Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Генеральные барьеры

Юрий ОРЛОВ

В начале мая Мосгордума приняла в третьем, заключительном чтении Генплан развития Москвы до 2025 года, а 27 мая документ был подписан мэром столицы и обрел силу закона.

Несмотря на раздутую истерию, некомпетентную критику и крайнюю политизацию процесса принятия документа, экспертное сообщество дало Генплану самую высокую оценку. Объективность и компетентность этой оценки не вызывают особых сомнений, ибо подтверждаются высоким профессиональным уровнем и независимым, то есть немосковским, статусом большинства экспертов. Так, по мнению президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, Генплан - очень качественный документ, он «является едва ли не эталоном». «В России сегодня нет более соответствующего Градкодексу документа», - считает Боков. Солидарен с коллегой и вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Сдобнов. «Глубина проработки и технических, и социальных аспектов в Генплане - огромная. Надо отдать должное авторам Генплана - проделана титаническая творческая работа», - заявляет эксперт.

Новый Генплан существенно отличается от своих предшественников. Отличия заключаются не только в градостроительных аспектах, но и в самой идее документа. Генплан не только представляет перечень целей, которые предстоит достичь к тому или иному времени, но и является прямым руководством к их достижению. Более того, благодаря процедуре публичных слушаний он впервые учитывает мнение не только архитекторов и проектировщиков, но и рядовых горожан. «Все проблемы советских генеральных планов заключались в том, что они делались архитекторами как описание желаемого будущего. Но они никогда не были связаны с действующей системой управления, с реальным обеспечением ресурсами, финансами, учетом интересов жителей, - говорит председатель Совета Союза архитекторов РФ по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский. - Сейчас система управления городским развитием перешла на новую ступень - к технологии взаимодействия с населением, к конструктивному диалогу. Теперь в принятии решений участвуют все заинтересованные лица. Это большой шаг вперед». С новым Генпланом Москва получила даже не дорожную карту, а современный навигатор, указывающий кратчайший путь к поставленным целям.

Работа над новым Генпланом не могла не обострить давних противоречий, связанных с особенностями территориального деления Московского региона. Ситуация, когда один самостоятельный субъект Федерации чисто географически находится внутри другого, не может не сказываться на планировании развития обоих регионов.

С начала 90-х, с вступлением страны в период глубоких экономических и социально-политических перемен, прежняя система экономических приоритетов Москвы и области претерпела значительные изменения. На момент развала СССР экономика Московской области представляла собой средоточение «почтовых ящиков», формирующих вокруг себя закрытые города и поселки. Окончание холодной войны, формирование рыночных отношений и остановка большинства градообразующих предприятий поставили область на грань социальной катастрофы. Избежать полного социально-экономического коллапса Подмосковью удалось только благодаря относительной близости столицы. С начала 90-х Москва стала едва ли не единственным источником работы и заработка для сотен тысяч жителей Подмосковья.

Изменения в системе распределения трудовых ресурсов потребовали серьезных перемен во всех остальных сферах жизни Московского региона: энергетической, транспортной, финансовой. Значительная часть Подмосковья по сей день получает из столицы электрическую и тепловую энергию, а москвичам регулярно приходится передвигаться и завозить товары по подмосковным транспортным артериям. Экономическое, транспортное и социальное взаимопроникновение Москвы и области настолько велико, что обеспечение их нормального функционирования всегда требовало и продолжает требовать единого подхода к планированию развития обоих регионов. Необходимость согласованных действий подтвердилась в ходе работы над новым Генпланом. В подготовке документа приняли участие специалисты и чиновники из Подмосковья. Это объясняется тем, что учесть интересы столь тесно связанных между собой регионов по-другому просто невозможно. «Власти столичного региона изначально договорились, что есть три составляющие, которые не могут и не должны противоречить друг другу, - говорит заместитель директора по науке Научно-исследовательского и проектного института Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Павел Лапшев. - Во-первых, система инженерного обеспечения, которая рассмотрена как единое целое. Вода, электричество и другие сети, которые не могут быть разобщены, и любые планы по развитию этих систем должны учитывать интересы обеих сторон. Все инженерные системы имеют признаки естественных или локальных монополий, и, например, энергоснабжение нельзя сделать отдельно для Москвы и для области, поскольку энергетические сети федеральные. То же самое - вода и канализация. Вторая ключевая часть - это дороги. И третья, которая нашла отражение в Генплане Москвы и в нашей схеме, - обеспечение пространственного единства природного комплекса города и области. Все эти составляющие вошли в утвержденную схему территориального планирования Московской области и «симметрично» прописаны в третьей части актуализированного Генплана Москвы».

Однако согласование и совместная проработка вопросов сосуществования двух соседних регионов в рамках подготовки Генплана остаются пока едва ли не единственной формой взаимодействия Москвы и области в части перспективного планирования. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, при проработке Генплана Москвы столичные специалисты проводили совещания, получали согласования с областными ведомствами, а после просто «делили» Генпланы по административной границе.

Отсутствие единой системы планирования и развития в де-факто едином Московском регионе становится сегодня серьезным тормозом его дальнейшего развития. Подготовка и согласование Генплана показали, что социальный заказ на преодоление административных барьеров и упрощение бюрократических процедур во взаимодействии соседних регионов окончательно сформирован. Москве и области становится все трудней вариться в собственном соку. Очевидно, что дальнейшее развитие Московского региона возможно только при едином подходе к решению общих проблем.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта