Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Велик для президента

Александр ДАНИЛКИН

При слове «лето» многие наверняка вспомнят еще и про велосипед. Так вот по этому поводу есть две новости – хорошая и плохая. Хорошая: на днях наш Велотранспортный союз (ВТС) был принят в Европейскую федерацию велосипедистов. Новость плохая: езда на велосипеде по столице по-прежнему приравнивается к профессии камикадзе.

Такой вот парадокс: велосипед любят все, а велосипедистов - немногие. Между тем, по данным ВТС, в столице сегодня более 3 миллионов велосипедов. Практически столько же, сколько автомобилей. Но велосипедисты с автомобилистами давно уже находятся в состоянии войны, в которой последние надменно ходят в победителях. Дороги захвачены полчищами авто, которые практически вытеснили с трасс двухколесных конкурентов. Специальных велосипедных дорожек в одном из самых крупных городов мира тоже нет. И, кажется, в ближайшее время не предвидится.

- В проекте Генплана развития Москвы до 2025 года поначалу был отдельный пункт, посвященный развитию велотранспорта и созданию велоструктуры, однако в последний момент этот раздел без объяснения причин из документа выбросили, - посетовал «МП» президент Велотранспортного союза Игорь Налимов. - Похоже, проблемы столичных велосипедистов по-прежнему никого не волнуют. Достаточно сказать, что во всем городе даже нет ни одного официального лица, которое бы занималось этой тематикой. Все только на общественных началах.

Выглядит это как-то странно. Несовременно, что ли. Ведь если судить по опросам социологов, то каждый второй москвич с удовольствием бы использовал велосипед как средство передвижения. Во всем мире такая тенденция. Казалось бы, и белокаменная должна быть до упора забита великами. Однако у нас все наоборот. Сейчас велосипедисты встречаются на проезжей части почти так же редко, как зайцы в подмосковном лесу. Главная причина известна: обстановка на большой дороге, мягко говоря, не способствует безопасной езде. И смешно, и грустно: на сегодняшний день в городе Москве есть всего лишь одна двухкилометровая велодорожка на Лужнецкой набережной. В парках – еще полтора десятка км. И все.

В цивилизованном мире нас не поймут. Для сравнения: в Хельсинки для велосипедистов оборудовано 700 км дорожек, в Лондоне – 900, а в Мельбурне – 1000!.. Стоит напомнить, что велосипедисты во многих столицах мира ездят еще и не только по велодорожкам, но и по обычным уличным трассам. И совсем не боятся, что могут попасть под колеса автомобильных хамов.

Как это ни удивительно, но по количеству велосипедистов на дороге можно судить об уровне организации дорожного движения в стране. Все, кому довелось побывать, например, в Лондоне, невольно удивляются тамошним взаимоотношениям водителей и велосипедистов. Так, последние, делая там поворот направо или налево, даже не оглядываются назад, предупреждая о своем маневре лишь вытягиванием руки. Они уверены, что следующие за ними авто обязательно их пропустят.

Понятно, подобная культура движения вырабатывалась не один год. Но все равно поражает: лондонские улицы бывают и прямыми, и кривыми, туча двухэтажных автобусов и многочисленные кэбы вьются роем, однако все как-то выруливают, не мешая друг другу, и не терроризируют своих двухколесных собратьев.

К слову, лондонские велосипедисты – это еще и своеобразные регулировщики движения: принятая в городе скорость соответствует примерно хорошей скорости велосипедиста. Может, поэтому там так мало происходит ДТП.

Так почему бы нам не поучиться организации движения в европейских столицах и отношению к велосипеду? И вот что странно: ежегодно в эти самые столицы толпами отправляются в служебные командировки наши, московские чиновники «для изучения опыта и обмена достижениями». Однако куда он потом, этот опыт, девается - никому не ведомо.

Вот про велосипед вроде бы все знают поговорку, что изобретать его заново нецелесообразно. И про велосипедные парковки, про велополосы и правила взаимоотношений водителей с велосипедистами во всем мире давно уже договорились. А у нас по-прежнему все это пытаются изобретать и обсуждать: а нужно ли нам это?

На одного москвича сегодня приходится 0,23 мм велодорожек, но наши мудрецы рассуждают не о делах скорбных, а о высоких материях. О велополитене, например – подземных велосипедных туннелях на манер метро. Где деньги, Зин?..

Судьба велосипедистов в Москве и в России в целом, наверное, была бы более счастливой, если бы хоть кто-то из больших руководителей для примера пересел на велосипед. К слову, мэр Лондона Борис Джонсон на работу добирается именно этим транспортом. До последнего времени его примеру следовал и недавно избранный британский премьер Дэвид Кэмерон.

Когда я поинтересовался у известных московских велосипедистов, знают ли они хоть одного крупного чиновника, который бы ездил на работу на велике, те долго чесали в затылке и единственное, что припомнили: «Кажется, есть какой-то зам из Департамента жилищно-коммунального хозяйства. Остальные на «мерсах» рассекают».

И вот что удивительно: на словах все понимают про пользу велосипеда. А воз и ныне там. Между тем уровень мировой велосипедной цивилизации поразил даже президента Дмитрия Медведева во время его недавнего визита в Данию.

- России есть чему поучиться у европейских стран в плане организации движения велосипедистов на городских улицах, - признался президент. - У нас пока с этим плохо по разным причинам. Наверное, прежде всего потому, что отсутствует культура движения, и наши велосипедисты боятся ездить по нашим улицам. Потому что не только велосипедных дорожек нет, но и у автомобилистов к ним соответствующее отношение: они считают, что это даже не братья наши меньшие, а лица, которые непонятно зачем вылезли на дороги.

Прав, во всем прав президент! Но что делать-то? С чего начинать?

- Все очень просто, - объяснил мне знакомый гаишник с правительственной трассы. - Вот если бы кто-нибудь подарил президенту или премьеру по велику и хотя бы несколько раз Дмитрий Анатольевич или Владимир Владимирович проехались на них по Рублевке на работу, то количество велоэнтузиастов в Москве из полка чиновничьей элиты сразу бы умножилось в астрономическом порядке. Тогда бы и дисциплина на дороге появилась, и акцию «Синее ведерко» проводить бы не нужно было.

А от себя добавлю: если бы еще и гаишники ездили на работу на великах, то службе их собственной безопасности не пришлось бы отлавливать «Лексусы» простых старлеев и майоров на стоянках перед управлением ГИБДД. И на дороге во время следования гаишника-велосипедиста на службу был бы ну полный политес.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта