Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Инновация в заносе

Новая дорожная разметка опасна для водителей?

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

Модернизация, похоже, добралась до московских дорог. Проблему «призрачной» разметки, исчезающей через пару месяцев после нанесения, намерены решать с помощью современных технологий. Двойные сплошные, стрелки и прочие фигуры будут теперь изображать на асфальте не привычной нитрокраской, а с помощью термопластика. Ответственные лица уверяют, что такая разметка долговечнее, лучше заметна, ибо содержит светоотражающие компоненты, и к тому же улучшает сцепление машин с дорогой в плохую погоду.

Однако близкое знакомство с новинкой заставляет усомниться в ее безопасности. Любой столичный автовладелец без колебаний подтвердит, что разметка - настоящий бич московских дорог. На самых сложных и загруженных улицах она либо отсутствует вовсе, либо полустерта и не помогает водителям, а лишь сбивает их с толку. Когда разметка то пропадает, то появляется, выделывая при этом странные зигзаги, стройные ряды машин в конце концов превращаются в кашу. Да, в ПДД сказано, что в отсутствие разметки водители должны сами определиться с количеством и шириной рядов. Но возьмите общую агрессивность наших горожан, прибавьте к ней слабую подготовку большинства водителей и огромное количество новичков за рулем - и получите тот самый взрывоопасный коктейль, что образуется каждый день в часы пик.

Едут, скажем, в одну сторону три полосы, машины держатся в своих рядах. Но едва разметка исчезает, как три ряда тут же превращаются в пять. Образуется пробка, автомобили отчаянно пытаются пролезть вперед, прижимаются друг к другу почти вплотную - и такой «толпой» ползут до следующего участка с размеченными полосами. Там снова начинается хаос, ибо водители принимаются лихорадочно разъезжаться обратно по рядам.

Другой пример: на улице выделено по одной полосе движения в каждую сторону, но линия, отделяющая проезжую часть от обочины, стерта. Разумеется, автомобилисты тут же превращают один ряд в два. Но поскольку дорога все же недостаточно широка, две машины рядом помещаются с трудом, и правый ряд практически выпихивает левый на встречную полосу.

Из-за плохой разметки происходит немало неприятных инцидентов с участием пешеходов. Переходит, к примеру, человек дорогу по «зебре». Но «зебру» эту видит только он, ибо от нее осталось только полторы полоски возле тротуара, которые с дороги просто не заметны.

Чем чреваты подобные ситуации, думается, пояснять не надо - сводки ДТП говорят сами за себя. И подобные примеры с различными вариациями любой опытный московский водитель может приводить до бесконечности.

До недавнего времени дорожные службы имели на все претензии одно универсальное оправдание: дескать, нитрокраска, которой полосы и знаки наносятся на асфальт, очень быстро изнашивается. И виной тому не столько качество краски, сколько сверхинтенсивный автомобильный поток и сложный климат с резкими перепадами температур и большим количеством осадков. И никто особо не спорил: в конце концов климат у нас действительно ни к черту, да и машин многовато. Но сегодня, похоже, настала пора вспомнить все обиды и начать возмущаться в полный голос.

Как оказалось, в тех странах, которые у нас принято называть «цивилизованным миром», достаточно давно применяется более совершенная технология для нанесения разметки, которая позволяет разом решить описанные выше проблемы. Она предполагает замену краски так называемым термопластиком - особым веществом, которое держится на дороге не два-три месяца, как мы привыкли, а порядка двух лет. Оно гораздо более устойчиво к колебаниям температуры, сложным метеорологическим условиям и интенсивному движению. Кроме того, в термопластик добавляются особые компоненты, которые придают разметке светоотражающие свойства и делают ее шершавой - чтобы колеса не скользили.

Согласно многочисленным заявлениям, прозвучавшим за последние месяцы из уст людей, отвечающих за состояние дорог, в Москве планируется повсеместный переход на разметку из термопластика. Более того, кое-где новинка уже появилась - например, на Боровицкой площади. Правда, масштабы нововведений оказались столь микроскопическими, что водительское сообщество их до сих пор не заметило. Тем не менее стоит ожидать, что уже в самое ближайшее время термопластик появится и в других, менее элитных районах города и рядовые граждане смогут оценить все его многочисленные преимущества.

Однако не стоит торопиться с оптимистичными выводами. Дело в том, что у термопластика есть некоторые технологические особенности, которые в наших условиях могут свести его достоинства к нулю. Начнем с того, что один термопластик делается за рубежом, другой - в России. Какой из них лучше, думается, излишне пояснять. Стоит лишь упомянуть, что отечественные компании, использующие для производства инновационного материала импортные компоненты, считают это серьезным конкурентным преимуществом. Тем не менее самым надежным, по мнению экспертов, является шведский термопластик. Но его покупать слишком дорого, поэтому поставщиками скорее всего будут выступать российские производители. Ряд предприятий химической промышленности уже перестроился на новые рельсы и приступил к изготовлению соответствующей продукции. Правда, поставляют ее в другие города - в частности, в Санкт-Петербург, который, в отличие от нашего мегаполиса, озаботился качественной разметкой почти два года назад и результатами эксперимента вполне доволен.

Если в столице начнется масштабная «перекраска» магистралей, как обычно, будет объявлен тендер на поставку термопластика, со всеми вытекающими последствиями.

И вот тут мы столкнемся с самой главной опасностью, которую, к сожалению, нет возможности предотвратить, ведь главная проблема - не в том, где произведен термопластик. В конце концов в том же Новосибирске разметка из термопластика появилась еще при советской власти - а уж там климат поэкстремальнее будет, чем в Москве. Иначе говоря, нужно беспокоиться не о технологии, а о том, кто и как ее использует. Дело в том, что термопластик сам по себе обладает повышенной скользкостью по сравнению с обычной разметкой, ведь последняя - это просто мазок краской по шершавому асфальту. А термопластик - это слой очень гладкого материала. Если автомобиль на скорости попадет колесом на такую полосу, да еще в этот момент будет совершать маневр, его может попросту увести в занос, а то и вовсе выкинуть на соседнюю полосу или на встречку. А «повышенная шершавость» достигается за счет добавления в термопластик так называемых микрошариков, которые и обеспечивают сцепление разметки с покрышкой. Но вот беда: шарики эти надо специально добавлять, причем по определенным нормативам. И эта процедура, разумеется, делает новую разметку дороже. И каков соблазн применить классическую схему: получил денег на термопластик с шариками - нанес обычный, на шарики забил - деньги забрал. И вот тогда наши дороги станут даже более опасными, чем вовсе без разметки. В конце концов даже если водители ошиблись с рядами в отсутствие расчерченных полос, они всегда могут аккуратно разъехаться, не создавая аварийной ситуации. Но только при одном условии: если автомобиль не потерял управление, проскользнув по слою инновационного материала.

Одно утешает: наличие опасной разметки будет удерживать водителей от резких и необдуманных маневров и «прыжков» по полосам. Если эксперимент с термопластиком пройдет успешно, стоит предложить дорожным службам задуматься о «зебрах» и стоп-линиях с выдвигающимися шипами - чтобы ПДД соблюдали хотя бы из жалости к собственной машине.

Фото Валерия Скокова.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта