Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Ну, невезуха!

Английская писательница Сью Таунсенд получила известность и признание, сочинив в 1983 году «Тайный дневник Адриана Моула, тринадцати лет и девяти месяцев от роду», в котором вывела обаятельного и наивного недотепу-школьника. Адриан - хронический неудачник, все, за что ни берется пытливый подросток, кончается полным крахом. События складываются для автора дневника столь неблагоприятным образом, что наносят наибольший вред, и наперед заданная «матрица невезения» варьируется до бесконечности. Этот бесхитростный роман имел успех потому, что читатели, во-первых, вспоминали себя, свои проблемы в школьные годы и, во-вторых, благодаря мягкому английскому юмору «выше пояса», столь редкому в последние десятилетия.

Рецепт успеха Таунсенд попыталась повторить шведская писательница Мартина Хааг с романом «Самая-самая, всеми любимая (И на работе тоже все о’кей)». Он вышел в издательстве «Текст» серия «Первый ряд», перевод с шведского Натальи Банке.

У Хааг тоже есть свой «Адриан», предлагающий нечто вроде исповедального ежедневника, только «он» вырос и превратился в 35-летнюю женщину Беллу, актрису, живущую на пособие по безработице. Вот неприятность, оказывается, проблемы вырастают вместе с человеком и множатся, как бактерии. Сейчас у Беллы следующий «букет»: с мужем развелась, постоянной работы нет, Новый год встретить не с кем, надо платить за квартиру, никак не сдать на водительские права, нет нужных связей, да и возникли сомнения в правильности выбора актерской стези. Если и удается найти работу по специальности, то настолько нелепую, что самой стыдно.

Тут надо в корне что-то менять, начинать новую жизнь с чистого листа. Что делал в таком случае Адриан? Правильно, он писал себе установки-зароки: «Я твердо решил в Новом году: 1. Переводить слепых через дорогу, 2. Вешать брюки на место, ...6. Не выдавливать больше прыщи...» Ему вторит Белла: «1. Записаться на экзамен по вождению, 2. Познакомиться с новыми людьми... 3. Начать заниматься...» Видимо, средство действительно безотказное, и, о чудо, ей предлагают серьезную роль в пьесе Шекспира. Режиссер сам маэстро Ингмар Бергман, и на первой сцене страны! Тут как бы рассудок не потерять от счастья. Все лица, а их немало, на которые идут ссылки в романе подлинные, Мартина Хааг вдобавок еще и актриса, поэтому хорошо знает изнанку актерского существования и театральный бомонд.

Даже не слишком проницательный читатель догадается, что и это лестное предложение будет с треском провалено. Но здесь интересен не конечный результат, а сами трагикомические перипетии жизни «женщины на грани нервного срыва». А они очень злободневны в свете наступивших экономических потрясений, возможности потерять работу и жизненные ориентиры. Кстати, страсти под конец разгораются испанские, сцена мести Беллы, вполне в духе Педро Альмодовара, а Пепа и Белла фактически один типаж (Пепа - героиня известнейшего фильма Альмодовара).

У Таунсенд вышло чуть смешнее и ироничнее, у Хааг романтичнее и правдоподобнее, их герои неунывающие в любых ситуациях неисправимые мечтатели, наверняка, вызывают симпатию и сочувствие у читателей. Если взглянуть на историю, рассказанную Хааг трезво, то ничего трагедийного в ней нет, но Белла - одинокая женщина в большом городе, без работы, средств к существованию и ясных целей, а это всегда глубокая личная драма.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта