Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Нецензурная реклама

Борцы за нравственность прижмут борцов с курением

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

Общественная палата предложила ввести контроль за содержанием социальной рекламы, размещаемой на улицах российских городов. По мнению борцов за нравственность, сегодняшние постеры и ролики носят слишком провокационный характер и могут отрицательно сказаться на детской психике. Насколько вероятно введение подобной цензуры и чем она чревата для нашего общества, выяснял корреспондент «МП».\

С необычным заявлением выступила представитель рабочей группы Общественной палаты по совершенствованию законодательства Елена Зелинская. По ее словам, палата готова инициировать создание фактически системы предварительной цензуры для социальной рекламы. Осуществлять ее, согласно задумке, будет специальный общественный совет. Для этого «общественники» хотят инициировать внесение поправок в действующий закон «О рекламе» - либо предложить отдельный законопроект.

Данная инициатива возникла не на пустом месте. Поводом послужила нашумевшая рекламная кампания под общим названием «Все равно?!», которую в январе 2010 года совместно запустили украинский коммуникационный холдинг «Группа АДВ» и российский оператор наружной рекламы News Outdoor. Постеры, размещенные в Москве и других городах, помимо всего прочего, демонстрировали прохожим младенца, о которого рука взрослого тушила сигарету. Слоган гласил: «Курить в присутствии ребенка - еще большая пытка для него». Очень многие люди, в том числе и во власти, сочли, что подобные приемы - это слишком даже для «шоковой терапии».

«Мы за саморегулирование рекламного рынка, но последняя антитабачная кампания показала, что ответственность ее заказчиков должна быть прописана в законе»,- озвучила мнение Общественной палаты госпожа Зелинская. Аналогичного мнения придерживается и уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов, который в свою очередь заявил, что скандальная реклама провоцирует насилие. Администрация некоторых городов даже сумела добиться демонтажа раздражающих население рекламных конструкций.

В Москве же проблемой младенцев и сигарет занялась сама Федеральная антимонопольная служба. Проведя экспертизу, ФАС официально озвучила свои выводы, согласно которым «распространение такой информации противоречит федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где сказано, что ребенок должен быть огражден «от пропаганды, наносящей вред его здоровью». Теперь же ведомство обратило свой праведный гнев против других постеров, размещенных в Москве в рамках той же рекламной кампании. На них изображена женщина, вскрывающая себе вены - но не лезвием, а сигаретой. Весьма вероятно, что эти плакаты также будут признаны не соответствующими действующему законодательству.

Таким образом, как мы видим, инициатива Общественной палаты скорее всего получит мощную поддержку как от местных, так и от федеральных властей. Во всяком случае, очевидно, что немало высокопоставленных лиц современной социальной рекламой недовольны. Таким образом, если члены ОП сумеют превратить поток красивых слов в конкретные законодательные предложения, можно ждать появления общественного совета с правом цензуры, о котором говорилось в начале статьи.

Ситуация, правда, несколько осложняется тем, что права собственной законодательной инициативы у Общественной палаты нет. Ей дозволено лишь проводить экспертизу всех законопроектов, рассматриваемых парламентариями. Однако ей дана возможность вносить свои рекомендации относительно содержания этих документов. И этой «лазейкой» ОП может воспользоваться для продвижения своей цензурной задумки. Напомним, Госдума еще в 2008 году приняла в первом чтении законопроект, который оговаривал порядок и механизм размещения социальной рекламы. Почему бы, собственно, Общественной палате не воспользоваться шансом и не попытаться протащить свои идеи в рамках этого документа?

Так или иначе рекламщики, видимо, понимая, откуда ветер дует, уже спешат выступить с поддержкой будущего общественного совета. Так, руководство News Outdoor, организовывавшей пресловутую антитабачную кампанию, заявляет, что приветствует идею членов ОП и даже готово участвовать в работе новой структуры. Однако участники рынка опасаются, что такая общественная организация, тем более созданная под надзором государства, быстро превратится из координирующего органа в инструмент проведения банальной цензуры.

Между тем международная практика свидетельствует о том, что во всем мире социальная реклама отнюдь не размещается бесконтрольно. И за ее содержанием действительно следят те самые общественные советы. И это вполне логичное и разумное распределение полномочий: государство контролирует коммерческую рекламу, а социальной тематикой занимаются представители самого социума - при ограниченной поддержке властей. Проблема лишь в том, чтобы совет действительно был советом, а не надзирателем с палкой...

На самом же деле главный недостаток подобного контролирующего органа будет заключаться отнюдь не в его антидемократичности, как может показаться на первый взгляд. Да, с одной стороны, кажется вполне понятной и обоснованной попытка властей взять под контроль ту сферу массовой коммуникации, где до сих пор царит «казачья вольница». К тому же мало ли кому что захочется повесить в центре Москвы в качестве назидания не в меру распустившимся горожанам. Но с другой стороны - давайте скажем честно: социальная реклама за последние годы стала едва ли не единственным инструментом, с помощью которого можно достучаться до сердец и мозгов наших сограждан. Да, нередко это достигается за счет жесткой, нелицеприятной картинки, которая производит на людей отталкивающее впечатление. Однако практика показывает, что ничем другим внимание вечно занятого горожанина сегодня не привлечь. Взять ту же антитабачную кампанию: обычная демагогия на тему вреда курения уже никого не впечатлит. О последствиях любви к сигаретам в виде рака и других тяжелых болезней всем также давно известно, и никакого впечатления это уже не производит. А вот пропитанная коричневой дрянью губка, изображающая прокуренное легкое, вызывает у прохожего физическое отвращение и производит нужный эмоциональный эффект. Заставляет хоть на секунду, но задуматься. А большего-то и не надо, цель автора плаката достигнута.

Теперь представим, что общественный совет по социальной рекламе работает, как часы, никого не притесняет, не «убивает креатив», не давит оригинальные творческие решения. А всего лишь смягчает острые углы, убирает яркие, провокационные, эмоционально насыщенные образы и слоганы. И что останется в итоге? Постеры «Граждане, экономьте электроэнергию»? «Обращайте внимание на подозрительные предметы, будьте бдительны»? Да они моментально сольются с общим информационным фоном города и будут вызывать не больше отклика, чем граффити на заборе. Даже меньше: создателей «наскальной живописи» все же хочется отругать. И совет, призванный охранять мораль и нравственность, в итоге окончательно их добьет. Ибо самодовольное и вечно суетящееся общество будет больше нечем встряхнуть. Даже электроэнергию никто экономить не захочет.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта