117-й с «острова стабильности»

Российскими физиками синтезирован новый химический элемент

Этого сообщения ждали, ведь слухи о «рождении» нового элемента то и дело просачивались в СМИ, но научный центр, откуда должно было последовать подтверждение, хранил молчание. И это понятно: серьезные ученые объявляют о результате, когда он достоверно подтвержден, неоднократно проверен. И вот из Объединенного института ядерных исследований в Дубне пришла долгожданная информация: есть новый элемент!

Как заявил директор ОИЯИ, академик Алексей Сисакян, новый, 117-й элемент Периодической таблицы Д. И. Менделеева синтезирован в знаменитой институтской Лаборатории ядерных реакций (ЛЯР) имени Г. Н. Флерова. Эксперименты под руководством академика Юрия Оганесяна проводились на ускорителе тяжелых ионов ЛЯР ОИЯИ в сотрудничестве с национальными лабораториями США в Ок-Ридже и Ливерморе, с университетом Вандербильта (США), а также с Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (Димитровград, Россия). Синтез нового элемента осуществлен в реакции ускоренных ионов кальция-48 с уникальной мишенью из изотопа искусственного 97-го элемента - берклия-249, период полураспада которого составляет всего 320 дней. Его наработка была осуществлена на самом мощном в мире атомном реакторе HIFR Национальной лаборатории США в Ок-Ридже.

Эксперимент продолжался долго - более полугода, в течение этого времени было зарегистрировано 6 событий «рождения» нового элемента. Свойства распада изотопов элемента 117 и его дочерних продуктов - изотопов элементов 115, 113, 111, 109, 107 и 105 - вместе с ранее синтезированными в Дубне изотопами элементов 112 - 116 и 118, являются, по признанию физиков, прямым экспериментальным доказательством существования «островов стабильности» сверхтяжелых ядер. Время жизни новых изотопов элементов 115, 113 и 111 измеряется секундами, но тем не менее позволяет исследовать их химические свойства существующими экспрессными радиохимическими методами: проверяется периодичность изменения химических свойств тяжелейших элементов на основе фундаментальных законов квантовой электродинамики, описывающих электронную структуру сверхтяжелых атомов. Подобные эксперименты с открытыми ранее изотопами элементов 112 и 114, говорит академик Алексей Сисакян, уже проводятся в ЛЯР ОИЯИ в широком сотрудничестве с ведущими радиохимическими лабораториями мира.

Авторами открытия подготовлена научная статья, которая принята для публикации в известном американском журнале Physical Review Letters.