Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Инновационный антитеррор

Метрополитен как полигон для испытания новых технологий

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

Прошло чуть больше недели с того дня, когда в московском метро прогремели взрывы, унесшие жизни 40 человек, а чиновники уже успели «засветиться» со своими предложениями по предотвращению терактов в подземке - одно фантастичнее другого. При этом, как выяснилось, в метрополитене не была до конца развернута даже система видеонаблюдения, создавать которую начали почти десять лет назад.\

Жаркие дискуссии вызвало недавнее высказывание председателя комитета Госдумы по безопасности Владимира Васильева. Депутат предложил оснастить подземку мощной аппаратурой для досмотра пассажиров, чтобы лишить террористов возможности просочиться внутрь вместе с оружием или взрывчаткой. «Можно поставить систему металлоискателей, можно поставить систему газоанализаторов. Это, конечно, очень дорого, но безопасность - это основа, основа развития экономики, основа развития политической системы, - заявил господин Васильев. - К примеру, даже говорят: вот, могут применить пластид, он вроде там не прозванивается. Но те болты, которые они заботливо втыкали туда, куски арматуры - они зазвенят», - сказал глава комитета. Он выразил уверенность, что установка металлодетекторов в метро не парализует транспортный поток.

Предлагают внедрить и более продвинутую технику, способную выявить коварный пластид, вопреки депутатской воле упорно не желающий прозваниваться. Наибольшей популярностью в этой связи пользуются сканеры, какими сегодня проводят досмотр сотрудники московских аэропортов. Да-да, речь о тех самых «раздевающих» кабинках, которые позволяют определять, не пытается ли человек под одеждой пронести с собой что-нибудь запрещенное. Достаточно дополнить такими устройствами привычные турникеты, и у террористов всех мастей попросту не останется шансов, уверены апологеты милицейского хай-тека.

Впрочем, есть и более экзотические варианты той же технологии, о которых тоже успели вспомнить за последние несколько дней. Имеются в виду сканеры, просвечивающие пассажиров на ходу вместе с их багажом. Один из выдвинутых энтузиастами проектов предполагает установку подобной аппаратуры не в вестибюлях станций, а... на эскалаторах. Едет себе пассажир вниз, по сторонам глядит, никого не трогает, а спецтехника в это время обшаривает его своими электронными глазами в поисках подозрительных предметов. И если что не так, те, кто надо, встречают его внизу, подхватывают под белы ручки и уводят, куда следует.

А теперь попытаемся представить себе реализацию каждой из упомянутых идей на практике. Возьмем для начала металлоискатели. Судя по всему, Владимир Васильев в упомянутом выступлении имел в виду стационарные приборы, известные в народе как рамки. Если люди будут проходить через них с нормальной скоростью, как через турникеты, то смысла в таком нововведении не будет никакого. Ибо «прозваниваться», по выражению уважаемого депутата, будут ремни, ключи, монеты и прочие мелочи в карманах пассажиров. В такой ситуации определить, кого именно следует останавливать, милиционерам будет решительно невозможно; в их распоряжении останется лишь старый добрый «фейс-контроль», который с переменным успехом применяется и сейчас безо всяких детекторов. Единственный выход - заставлять людей выкладывать металлические предметы перед проходом через рамку, а это увеличит время прохода в подземку во много раз, что чревато не только коллапсом на станциях, но и банальным пассажирским бунтом. В конце концов сегодня для прохода в метро нужна всего пара секунд, и в часы пик пассажиров приводят в бешенство даже те, кто на мгновение замешкался перед турникетом, доставая билет. Что уж говорить о пресловутых рамках. При этом не будем забывать, что террористам никто не мешает отказаться от бомб, начиненных железом, и вместо этого просто использовать большее количество взрывчатки...

Что же касается газоанализаторов, то это предложение и вовсе попахивает научной фантастикой. Для начала напомним, что речь идет о приборах, которые позволяют по составу воздуха определить наличие в окружающем пространстве каких-либо веществ. Однако проблема заключается в том, что в настоящий момент не существует газоанализаторов, способных с достаточной степенью точности обнаружить взрывчатку. В лучшем случае с помощью современных устройств можно засечь выброс какой-нибудь отравы, но не более. Однако уже который год гражданам рассказывают о неких перспективных разработках, о скором запуске промышленного производства газоанализаторов, «натасканных» на взрывчатку. Скажем, пару лет назад закупить подобную технику грозились аэропорты, только начавшие вводить «раздевательные кабинки». А воз, как мы видим, и ныне там...

Думается, в свете сказанного выше идея просвечивать входящих в метро людей сканерами выглядит полным абсурдом. Во-первых, такое сканирование в разы дольше, чем даже проход через металлодетектор: вспомните, как эта процедура выглядит в аэропортах. Во-вторых, подобный досмотр требует огромного штата операторов, причем сменных - даже самый внимательный и трудолюбивый работник не сможет «обрабатывать» сотни тысяч пассажиров в день, особенно если прибор будет сканировать весь людской поток на ходу, а не каждого человека по отдельности. В-третьих - и это, пожалуй, самое важное, - один такой сканер стоит тысячи долларов, а их на каждой станции потребуется не меньше, чем турникетов.

Проблема финансирования отсылает нас и к другой животрепещущей теме, связанной с антитеррористической борьбой. Имеется в виду, скажем так, нерациональное расходование средств, выделенных на обеспечение безопасности подземки. В 2004-м, после терактов на «Автозаводской», на эти цели было выделено порядка 6 миллиардов рублей. Причем об этом говорилось вполне открыто, цифры официально озвучивало руководство метрополитена. Кроме того, 2,5 миллиарда выделили на установку камер видеонаблюдения буквально везде: на перронах, в вагонах, в переходах. Столько же было затребовано на оснащение сотрудников милиции в метро дополнительной спецтехникой. В течение следующих примерно полутора лет подземке было выдано еще по 1,4 миллиарда рублей на модернизацию систем безопасности. Также, по словам самого начальника метрополитена Дмитрия Гаева, столичные власти выделяют его предприятию на аналогичные цели по миллиарду рублей ежегодно. А теперь, внимание, сюрприз - к сожалению, неприятный. Оснастить камерами всю подземку обещали к 2006 году. Обещание это было дано в 2004-м. И вот теперь, шесть лет спустя, мы узнаем, что на «Планерной» после терактов появились надписи «Аллах акбар» и «Смерть русским», а милиция не может найти их авторов, ибо в вестибюле станции НЕТ КАМЕР. А камеры в вагонах есть только на трех линиях: кольцевой, Сокольнической и Замоскворецкой.

Что же получается? Металлодетекторов нет. Газоанализаторов нет. Сканеров нет. Уж камеры-то можно было купить на 18,4 миллиарда, которые получил метрополитен за эти шесть лет? Ну и... «где деньги, Зин?» Никаких масштабных проектов в метро за эти годы не осуществлялось, все в целом осталось, как есть. Не ушли же все средства на установку полутора сотен «колонн экстренного вызова», правда? А куда же «утекли»?

Таким образом, все заявления относительно инновационной техники, которая якобы появится в метро в ближайшем будущем - не более чем демагогия. Авторы подобных проектов, как мы видели, даже и не стараются, чтобы их предложения выглядели хоть чуть-чуть правдоподобно: и так понятно, что деньги «на безопасность» все равно дадут и используют их не так, как будет заявлено. А уж какие чудеса науки и техники пообещать напуганным гражданам - дело десятое. Нам же придется по-прежнему полагаться на привычных милиционеров с собаками и с удвоенным напряжением обращать внимание на подозрительных лиц и бесхозные вещи. Такова реальность нашего города, и никакие инновации тут не помогут, даже если хоть одна из обещанных новинок может быть реализована в действительности, в чем есть большие сомнения.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта