Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Жить без опасности

Лилия САРАЙКИНА

Так уж повелось, что поворчать на правительство да поругать чиновников - дело обычное. А похвалить? Это вряд ли, как сказал бы товарищ Сухов. Замечать и ценить хорошее у нас не слишком принято, и критика власти - давняя, застарелая привычка, не выходящая из моды. Между тем часто ли мы задумываемся о том, что дает нам власть? Каким образом обеспечивает нашу защиту столичное правительство? И, наконец, почему так важно возрождать доверительное отношение к тем, кто нас бережет? Давайте попробуем сформулировать, что же в первую очередь олицетворяет власть для каждого горожанина. После небольшого раздумья все мы произнесем одно слово, придем к одному очень важному и первостепенному понятию: безопасность.

Москва - бесконечно прекрасная, безгранично любимая и дорогая каждому сердцу - должна быть безопасна для проживания и надежно защищена. И об этой трудной, важной и крайне необходимой работе по защите безопасности города и горожан, на примере деятельности общественных пунктов охраны порядка (ОПОП), мы беседуем с заместителем руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Владимиром Семеновичем ШУКШИНЫМ.

- Владимир Семенович, что делают сейчас столичные власти для обеспечения безопасности москвичей?

- Могу сказать, что для обеспечения безопасности в столице делается очень и очень многое, поскольку забота о стабильности и управляемости ситуации - основа политики правительства Москвы. Безопасность - это залог внутреннего равновесия общества, устойчивое благополучие во всех сферах нашей жизни, крепкий фундамент для развития экономики и всестороннего развития человека. Безопасность - это основа нашего с вами спокойствия за себя и за близких людей, уверенность в завтрашнем дне, возможность радоваться за детей, за любимый город. Все эти вопросы сегодня особенно волнуют и власть, и общественность. В современном мегаполисе, который так многолик, динамичен и зачастую полон острых противоречий, проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты.

Вы помните, как после серии чудовищных террористических актов, потрясших столицу в начале 2000-х, вслед за шоком пришло понимание необходимости борьбы за выживание. Все мы задумались о существовании в новых условиях - жестких, экстремальных и порой агрессивных. Москвичи почувствовали потребность противостоять злу, защищать своих близких и свои дома. Все были готовы поддержать родной город и объединиться, чтобы не допустить новых трагедий. А ведь террористическая угроза, к сожалению, не единственное, что требует постоянного сотрудничества общества и власти, неустанных совместных усилий по изменению жизни Москвы к лучшему. Сложная криминальная обстановка, вопросы социальной справедливости, безопасность дорожного движения, экология городской среды, проблемы миграции и адаптации иммигрантов в столице, имущественная, информационная, наконец, нравственная и духовная безопасность - все это требует внимания и активных действий от каждого из нас. И тут именно от доверия к власти, от поддержки населения напрямую зависит эффективность общих усилий государственных органов и общественных организаций по сохранению в Москве мира и покоя, по созданию атмосферы безопасности, комфорта, взаимоуважения и стабильности.

- А есть ли возможность у простых москвичей непосредственно участвовать в работе по обеспечению безопасности родного города?

- Разумеется, опора на общественность - важная часть комплексного противодействия преступности в Москве. Помощь граждан в вопросах профилактики правонарушений и укрепления правопорядка неоценима. Согласитесь, критиковать работу правоохранительных органов со стороны легко, но все-таки не очень продуктивно. Более конструктивный подход - лично поучаствовать в общем деле и проявить свою активную гражданскую позицию. Не пройти мимо чужой беды, не быть равнодушным к ближнему, сообща решать, как уберечь от наркомании наших детей, как содержать в чистоте подъезды и дворы, чем помочь инвалидам и пенсионерам, как, наконец, бороться с соседом-алкоголиком, отбирающим пенсию у старой матери. Ведь по сути - это и есть наша общая безопасность, безопасность каждого из нас.

В советские времена как было? Чуть что - зовем на помощь общественность! Пункты охраны порядка тогда существовали и работали неплохо, но потом их фактически упразднили. Участковым милиционерам наряду с раскрытием преступлений и патрулированием территорий пришлось в одиночку решать огромное количество бытовых неурядиц, житейских проблем и семейных конфликтов. Правоохранительные органы и управы оказались завалены непомерным грузом подобной работы. Тогда, в 2003 году, и возникла идея реанимировать институт помощников участковых и создать формирования, которые смогли бы облегчить задачу тех, кто защищает правопорядок, взять на себя львиную долю работы с гражданами. Эту инициативу правительство столицы активно поддержало, и 10 декабря 2003 года был принят Закон города Москвы «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве». В 2005 году общественные пункты охраны порядка - ОПОП - получили координирующий орган при мэрии - Московский городской совет общественных пунктов охраны порядка. Система эта при непосредственном участии и контроле правительства Москвы успешно работала и совершенствовалась, за короткий срок доказав свою нужность и целесообразность.

Ну а в актив этих общественных пунктов как раз и входят рядовые граждане, те, кто не побоялся поучаствовать в этом нелегком и хлопотном деле - защите безопасности своего города. И, конечно, привлекать к сотрудничеству москвичей, используя для этого потенциал ОПОП, - крайне важная для нас задача. Именно поэтому Московской городской Думой приняты законы города Москвы «Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве», «О Московской городской народной дружине», «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве». Представьте только: на сегодняшний день советам ОПОП помогают свыше 12000 москвичей! И роль этих добровольных помощников в эффективной работе по охране правопорядка, снижению уровня преступности в жилом секторе, профилактике правонарушений трудно переоценить.

- Владимир Семенович, общественные пункты охраны порядка действуют в Москве почти шесть лет. Как вы оцениваете их роль и значение сегодня?

- Сейчас это реальная сила, действенная и востребованная. Главное их предназначение - быть помощниками в решении задач правительства Москвы, работать на предупреждение и противодействие криминалу, создавать в каждом районе города здоровый морально-психологический климат. У ОПОП сегодня есть и авторитет, и доверие москвичей, и, главное, настоящий, живой контакт с населением. Как говорят сами работники ОПОП: мы ближе всех к народу, глаза в глаза и нос к носу. Мы видим, что граждане стали активно приходить в опорные пункты со своими проблемами, делиться наболевшим, обращаться с трудными вопросами, и к ним всегда проявят чуткое отношение, выслушают, учтут все пожелания и обязательно помогут. Люди знают, что они не унижены, не брошены, что реакция на их жалобы обязательно будет. Причем москвичи обращаются не только за защитой от правонарушителей, а и по множеству других проблем: работы ЖКХ, социального и медицинского обслуживания, защиты пожилых граждан и воспитания трудных подростков. По существу, ОПОП сегодня выполняют роль общественных приемных правительства Москвы, помогают росту доверия граждан к городской власти. А для столичного правительства ОПОП - это надежная база, на которую можно опереться в плане обеспечения правопорядка и поддержания спокойной обстановки в городе. Уверен, что с точки зрения взаимодействия с общественностью система ОПОП незаменима. И она набирает силу, приобретает все больший авторитет.

- И как устроена эта система?

- Сейчас в жилом секторе нашей столицы существует 765 общественных пунктов охраны порядка (из расчета примерно один пункт на 13 тысяч жителей). Они являются государственно-общественными объединениями, созданными по решению органов исполнительной власти города Москвы. В четкой системе обеспечения деятельности общественных пунктов их работу координирует и контролирует Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.

В составе советов каждого ОПОП - представители префектур административных округов, управ районов, УВД, ОВД, ГУ МЧС РФ по г. Москве, штабов народных дружин, ветеранских организаций, депутаты муниципальных собраний и представители муниципалитетов, председатели жилищных объединений граждан, а также простые жители. Причем все это - люди инициативные, творческие, коммуникабельные, а главное, душой болеющие за результат. Большинство председателей ОПОП - бывшие работники правоохранительных органов, потому у них есть и опыт, и знания, и максимально ответственное отношение к обязанностям, да и контакт с участковыми - отличный. Я знаю, например, что в ОПОП №20 района Восточное Дегунино председатель совета В. В. Куркин, всю жизнь прослуживший в МВД, карьеру заканчивал старшим участковым на этой же территории. И для нынешнего молодого участкового он является не только соратником в общем деле, но и наставником, старшим товарищем. Получается настоящая преемственность поколений на участке.

- Как действует механизм взаимодействия ОПОП с другими государственными и общественными организациями Москвы?

- Общественные пункты активно взаимодействуют с депутатами Московской городской Думы и внутригородских муниципальных образований, с Московским городским штабом народной дружины, с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды и Объединением административно-технических инспекций города, с Московским городским штабом молодежных студенческих отрядов, с Городским центром профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц» и т. д. Именно поэтому вся информация от общественников поступает оперативно и нужные меры принимаются незамедлительно. Проводятся совместные совещания, где работники ОПОП, участковые, актив, представители прокуратуры, пожарных служб, ФСБ, других правоохранительных структур делают доклады, ставят акценты на важнейших проблемах. Таким образом, систематизируется информация о том, что происходит в жилом секторе, вырабатывается общая тенденция, комплексный подход к проблеме. Совместные усилия дают и хорошие результаты. Особое внимание хочу уделить содействию ОПОП сотрудникам милиции в предупреждении и раскрытии квартирных краж и угонов автотранспорта, в противодействии проявлениям терроризма, экстремизма, наркомании и алкоголизма. Все это в целом повышает эффективность системы профилактики правонарушений, снижает уровень преступности в Москве, обеспечивает безопасность нашего города.

Среди задач ОПОП - обеспечение пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах, организация дорожного движения в жилых зонах, а также содержание гаражных строений и автостоянок, соблюдение правил благоустройства, охраны объектов благоустройства и зеленых насаждений в жилых зонах, контроль за использованием земель, обеспечение санитарного состояния территории, организация содержания животных.

Что касается статистики, ярко свидетельствующей об эффективности такой работы, то могу, например, сказать, что только за первое полугодие 2009 г. силами опорных пунктов проведено 47590 профилактических мероприятий, причем в 5567 случаях принято решение о привлечении к административной ответственности, в 528 - о возбуждении уголовного дела, поставлено на профилактический учет 956 человек. Не правда ли, внушительные цифры?

- Но есть, наверно, и приоритетные задачи?

- Начну с одного из самых острых и значимых вопросов - воспитания нашей молодежи, будущего Москвы. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений среди детей и подростков - как раз одно из важнейших направлений в работе ОПОП. Поэтому общественные пункты активно взаимодействуют в этом вопросе с Департаментом образования, с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, с родительскими комитетами. Председатели советов ОПОП всех уровней принимают участие в заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, стараются опекать трудных ребят, принимают активное участие в их судьбе, разрабатывают программы по организации детского досуга. У ОПОП есть своя газета, выпускаются памятки и брошюры, например, «Москвичам о правилах антитеррористического поведения». Быстро стала популярной книга «Правила Пети Иванова» - памятка для детей о том, как нужно быть бдительными и осторожными. Регулярно проходят акции, семинары, рейды. В результате всего лишь одной из многих оперативно-профилактических операций «Подросток - Игла» раскрыто 5 преступлений, задержаны 440 правонарушителей, проверены 702 несовершеннолетних, состоящих на учете.

Большая работа ведется и в сфере профилактики правонарушений со стороны иностранных граждан: постоянное взаимодействие с Управлением Федеральной миграционной службы по г. Москве, выявление фактов нелегального проживания иностранцев и работы нелегальных мигрантов в жилом секторе, ежедневные обходы дворов, патрулирование улиц, направление полученных сведений для оперативной отработки информации в дежурную часть УФМС России по городу Москве. Как пример - итоги работы в этом направлении председателей советов ОПОП района Северное Бутово ЮЗАО, где по результатам их сообщений сотрудниками МОБ УВД района Северное Бутово только за один месяц было составлено более 140 административных протоколов. И такие примеры не единичны. Четко скоординированная совместная деятельность, оперативное реагирование сотрудников УФМС на сигналы, поступающие из ОПОП, позволили реально повысить эффективность решения этого очень непростого и злободневного для Москвы вопроса, находящегося на постоянном личном контроле у мэра Москвы Ю. М. Лужкова. В результате миграционная ситуация в городе в этом году заметно улучшилась.

Огромное внимание уделяется и проблемам инвалидов, одиноких пожилых людей. Активисты ОПОП вместе с соцработниками и участковыми ходят по квартирам, предупреждают о случаях мошенничества, раздают листовки и памятки. Простой и показательный пример: позвонили некоей бабушке неизвестные граждане, рассказали, что якобы ее сын попал в аварию и ей нужно приготовить крупную сумму денег. К счастью, в ожидании вымогателей пенсионерка догадалась позвонить в родной ОПОП, где ей столько раз помогали советом и поддержкой. Председатель совета сразу же убедил ее не открывать посторонним дверь, а затем сообщил тревожную информацию участковому. Тот немедленно прибыл на место и помог бабушке во всем разобраться. Разумеется, ничего с ее сыном на самом деле не случилось, имел место обычный, к сожалению, обман по отношению к старикам.

Еще конкретные примеры? Важная часть работы ОПОП - и регулярные обходы чердаков и подвалов, рейды по району. Так вот, только в Южном административном округе в районе Орехово-Борисово Северное по результатам проверок ОПОП было эвакуировано более двух десятков брошенных и разукомплектованных автомашин, приведены в порядок освещение и санитарное состояние территории, пресечена продажа в трех торговых точках пива и сигарет несовершеннолетним. Благодаря таким мероприятиям город становится чище, спокойнее, безопаснее. Это ли не показатель успешной работы?

- А работа с неблагополучными семьями?

- Конечно, она ведется, и весьма активно. Сотрудники ОПОП контролируют случаи ненадлежащего ухода за детьми, проверяют санитарное состояние квартир, где живут дети. Приходится воздействовать и на пьющих родителей - где-то настойчивым убеждением, где-то задушевной беседой, где-то конкретной помощью с кодированием. Радует, что есть позитивные результаты: например, с начала 2009 года в ОПОП №8 Бескудниковского района 7 семей из 14 сняты с учета, т. е. перестали считаться неблагополучными - родители там исправились, перестали пить, устроились на работу. Мне вообще очень хотелось бы в этой беседе отметить чуткое, неравнодушное отношение работников ОПОП к гражданам. Много раз наблюдал, как они близко к сердцу принимают чужие беды, умело снимают негатив, умудряются помочь в решении самых сложных житейских неурядиц и семейных конфликтов, становятся настоящими друзьями трудных подростков и одиноких пенсионеров. Простой и такой по-человечески добрый, трогательный пример. И. Э. Пивенкова, председатель совета №10 на Коровинском шоссе, рассказала о 12-летнем мальчике Коле. Худенький, бледный, вечно болеющий парнишка, все время с мамой по врачам, часто пропускает занятия в школе. Участковый врач-педиатр предложила для Коли бесплатную путевку в подмосковный санаторий, но мальчик, уставший от постоянных процедур и уколов, решил, что это что-то вроде больницы, где его снова будут «мучить лечением». И отказался. Семья у Коли не слишком благополучная, бедная, так что и мама тоже поскромничала, не сообразила, как хорошо было бы отправить сына поправить здоровье. В итоге путевки «уже ушли». Когда председатель ОПОП узнала об этом, она сама побежала в детскую поликлинику, дошла до заведующей, объяснила ситуацию и сумела-таки договориться, чтобы в следующие каникулы Коля в санаторий все же поехал. Из таких вот ежедневных добрых дел, заботливого отношения, настоящего искреннего служения людям и складывается работа общественных пунктов.

- Владимир Семенович, по данным социологических исследований, больше всего беспокоят москвичей проблемы алкоголизма и наркомании. Чем могут помочь ОПОП в этой сфере?

- Очень многим. Московской городской Думой принят закон «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в городе Москве». Участие ОПОП в этой сфере - неотъемлемая часть общей борьбы с наркоманией. Сотрудники общественного пункта стараются контролировать ситуацию с наркоманами, состоящими на учете, вести с ними профилактические беседы, обязывать их являться в наркологический диспансер. Да и выявить факты торговли наркотиками активистам ОПОП на местах гораздо легче. Например, жители обращаются с жалобой на постоянный запах ацетона в подъезде, и проверка показывает - варят наркотики! Председатель ОПОП №24 района Новопеределкино Г. П. Дятлова сообщила, что только с начала 2009 года на ее участке было таким образом выявлено и нейтрализовано 4 наркопритона. А председатель ОПОП №37 района Раменки В. Н. Долбик рассказывал нам, что зимой на проходящей на его участке теплотрассе «неблагополучные» подростки вскрыли теплоизоляцию труб. Шумные компании сидели в тепле и употребляли алкоголь и наркотики. Что сделали активисты ОПОП? Они вышли на районное руководство теплосетей, трубы проложили жестью, закрыли металлом, территорию огородили, и собираться для юных наркоманов стало невозможно. Подобным образом на территории этого ОПОП только с начала года была пресечена деятельность трех наркопритонов. На этом же участке, кстати, и одни из лучших показателей снижения криминальной обстановки: с начала 2009 года тут на 30% снизился угон транспортных средств, на 20% - показатели уличной преступности.

Помимо цифр в отчетах, нужно видеть будни общественных пунктов собственными глазами, так сказать - «на местах». И чтобы оперативно влиять на решение конкретных вопросов и держать всю работу ОПОП под пристальным вниманием, выработана действенная форма контроля. Каждую субботу мы вместе с депутатами Мосгордумы, руководителями Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы, Главного управления внутренних дел по г. Москве, представителями УФСКН по г. Москве и УФМС по г. Москве, префектур и управ районов проводим объезды пунктов общественного порядка в разных округах города. Практически всегда в этих проверках участвует депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по безопасности Инна Юрьевна Святенко - один из главных инициаторов и вдохновителей идеи создания ОПОП в столице.

- Как вам кажется, Владимир Семенович, создание ОПОП улучшило ситуацию с доверием простых москвичей к власти?

- Вне всяких сомнений, да. Несмотря на то, что потенциал общественных пунктов охраны порядка используется еще не в полной мере и впереди предстоит много серьезной работы, можно уже сегодня с уверенностью говорить о безусловной пользе этих объединений, об уважении, которое они заслужили у горожан. В сложной системе обеспечения безопасности нашей столицы ОПОП является первичным звеном, и такая форма государственно-общественных объединений стала незаменимой в диалоге горожан и власти. О них знают люди, сюда идут с проблемами и вопросами. Москвичи поверили, что с ними считаются, их слышат, им готовы помочь. А это сегодня дорогого стоит - доверие. И в этом цель нашей ежедневной работы - охранять безопасность столицы и трудиться так, чтобы люди нам доверяли.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта