Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Усыновить «подранка», спасти город

Татьяна СЕРГЕЕВА

Какое нечуткое ухо у сегодняшнего телевидения! Сочиняя слоган для социальной рекламы, за образец (вполне возможно, бессознательно) берут рекламу коммерческую.

«Не дай себя уничтожить!» - взывают с экрана известные медиаперсоны, требуя от российской молодежи срочно встать на путь, ведущий к здоровому образу жизни. А тем временем наверняка по какому-то другому телеканалу звучит оголтелое «Не дай себе засохнуть!» либо помягче, с обращением на «вы»: «Не дайте цвету вас покинуть!» Неужто в богатейшем русском языке не нашлось двух разных словосочетаний, чтобы не путать божий дар жизни с переслащенной водичкой или краской для волос?

А все оттого, что мелко плаваем и в море человеческой мудрости, и в море житейском. «Веское основание для убийства» - не правда ли, завлекательное названьице для телепремьеры (суббота, 14 ноября, «Россия»). Снималось про убогое житие в глубинке России, как водится, на американский манер. Вот, спасаясь от нехороших богатых дядек, четверка персонажей, среди которых правильный «мент» и двое украденных в детстве цыганами (?!) сирот - никого не убившая сестренка с винтовкой в руках и ее отыскавшийся наконец-то братец (естественно, бандюган, но симпатичный), выбегает на крышу небоскреба. Самое время появиться вертолету с полицейскими. Но... тут другой коленкор, нашей милиции винтокрылых машин не полагается ни наяву, ни в телегрезах. Выручили омоновцы, арестовали всех сотрудников преступного синдиката.

Спрашивается, почему при «тоталитарном» режиме беспризорников спасали и государство, и отдельные граждане, а в демократическом гражданском обществе проблему предпочитают забалтывать? Между тем о ней только что напомнил при повторе телесериала «Ликвидация» (сценарист Алексей Поярков) Давид Маркович Гоцман. Он, всю свою семью потерявший в годы войны, усыновил ее маленького «подранка» - Мишку-одессита. Мысль о том, что город надо оставить в наследство потомству свободным и чистым от бандитов, греет и укрепляет сердце героя Владимира Машкова. А до этого «идеального опера» в отечественном кино были и другие настоящие мужчины, взявшие ответственность за жизнь осиротевшего в годину бед ребенка: Андрей Соколов из экранизации шолоховской «Судьбы человека» (тема отцовства была органичной в творчестве режиссера и актера Сергея Бондарчука) и светловолосый, пышноусый, лирического еще склада герой кинокартины «Два Федора» в исполнении Василия Шукшина.

Однако фильм Сергея Урсуляка более жесткий, нежели ленты советского времени. Ситуация банды, захватившей город, сегодня вряд ли может рассматриваться как принадлежащая исключительно прошлому. Перенесшая вражескую оккупацию послевоенная Одесса показана с очередями за хлебом, с красивой ресторанной жизнью и засильем криминального, «темного» элемента. Один из помощников подполковника Гоцмана увольняется: отец велел, потому что без суда и следствия ликвидировали другого его сына, бывшего у бандитов. «Ну, стало тебе теперь легче?» - спросил Гоцман у отца, убившего из мести (с помощью и в присутствии сына, еще вчера оперативника) одного из тех, кто прислан из центра для наведения порядка в Одессе. «Нет, не стало», - было ответом.

Чем не сюжет времен Гражданской войны? С обеих сторон сильные, готовые драться до конца бойцы. Тому же бандиту Чекану не отказано ни в храбрости, ни в преданной женской любви.

Но эти только за самих себя, а там хоть пожар, хоть потоп. Давид Гоцман, как и многие персонажи «одесской ветви» советской литературы, взыскует единения, интернационала добрых людей. У этого не щадившего собственной жизни мужчины есть особая черта: он целомудрен. Они с Норой и не поцеловались на зрительских глазах ни разу, только прижались щекой к щеке, только обнялись.

Лица из того давнего времени. А коллективный телепортрет «бойцов невидимого фронта», когда от лица командования их благодарят за выполненную в Одессе миссию, словно бы наложен на фотографию, сделанную 22 июня 1941 года. Москвичи на улице слушают по радио речь Молотова. Будущее им неизвестно. А эти в 1946-м знают, что до Победы оставалось пройти 1418 дней.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта