Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«Кис-кис» заело!

Наконец-то найден ответ на проклятый русский вопрос «Кто виноват?»

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

Еще не так давно среди простых россиян хорошим тоном считалось во всех бытовых неприятностях винить власть. Чиновники в свою очередь привыкли валить свои просчеты на вышестоящие инстанции или делать виноватыми самих граждан. Но сегодня у обеих сторон появился идеальный козел отпущения. Безмолвный. Безропотный. Электронный.

Александр Иванович Герцен на том свете может радоваться и ликовать. После полутора веков раздумий страна наконец определила, кто же все-таки виноват. Причем, что интересно, для этого не понадобилось ни общественной дискуссии, ни полемики публицистов, ни выступлений политиков.

Проблема решилась сама собой - тихо, мирно и ко всеобщему удовольствию. А возможно это стало благодаря техническому прогрессу, который породил такую замечательную систему, как компьютер. Весьма полезная в повседневной жизни, умная машина к тому же оказалась достаточно сложна и капризна, чтобы ее в случае необходимости можно было обвинить во всех смертных грехах. Согласитесь, это очень удобная и продуктивная позиция, с какой стороны ни посмотри.

В самом деле, если объявить крайним какого бы то ни было человека или группу людей, в коллективе или даже во всем социуме может произойти раскол, который еще неизвестно куда заведет. А бездушную железку можно обвинять всем вместе, тем самым избегая ссор, склок и прочих неприятных вещей. Получается мир, спокойствие и благорастворение воздухов.

Если же говорить серьезно, то повсеместное внедрение сложных электронных систем действительно создало в обществе весьма любопытную ситуацию. На практике все чаще оказывается, что едва ли не любой конфликт граждан с властью или с бизнесом заинтересованные лица могут разом завести в тупик простой ссылкой на «компьютерный сбой», даже без уточнения подробностей. Примеров на слуху более чем достаточно.

31 июля 2008 года. Сбой в работе аэропорта «Шереметьево», застопоривший вылеты на продолжительное время. Сбивчивые комментарии официальных лиц объясняли происшедшее ошибкой в работе компьютеров, однако в средствах массовой информации упорно распространялась версия, согласно которой истинной причиной сбоя была некая спецоперация, проведенная силами ФСБ.

20 июля 2009-го. По непонятным причинам в «Райффайзен-банке» якобы перепутались данные о выпущенных пластиковых картах, что доставило массу неприятностей держателям этих самых карт. Причиной инцидента, согласно заявлениям представителей банка, опять-таки послужил компьютерный сбой.

4 сентября. Работа трети филиалов Сбербанка была парализована, многие люди не могли получить деньги со своих карточек. И снова виноват компьютерный сбой. К слову, Сбербанк, в котором подобные ситуации происходят регулярно, неизменно приводит этот универсальный аргумент, которым пострадавшие клиенты и утешаются за неимением лучшего.

13 ноября. Прокуратура выяснила, что аптечная сеть «36,6» незаконно установила надбавку на антигриппозное лекарство, о чем было объявлено публично. Руководство компании не нашло ничего лучше, чем во всеуслышание объявить: «Завышенная наценка на лекарство вызвана техническим сбоем в работе программы». Цену быстренько снизили, фирма отделалась административным взысканием.

Вообще, как мы видим, больше всего этот прием любят именно банкиры. Впрочем, это вполне объяснимо, ведь банк - структура непрозрачная, и проверить реальное состояние его электронного оборудования ни одна посторонняя организация не может.

- Конечно, это удобно - взять и сказать: «А это не я, это у меня компьютер сломался», - негодует специалист по сетевой безопасности Кирилл Найдич. - Так оправдываются глупые секретарши, которые не справились с поручением начальника. Но лично я считаю, что подобные «объяснения» работают только потому, что люди у нас в массе совершенно безграмотны в обращении с компьютером. Посмотрите - на Западе, например, детей чуть ли не с пеленок обучают обращению с этой техникой, и, вырастая, они свободно с ней работают и понимают, что она может и чего не может. У нас же даже те, кто по долгу службы регулярно работает на компьютере, зачастую не имеют ни малейшего представления о том, как именно функционирует их орудие труда. Любое самое невинное действие со стороны машины вызывает у такого человека ступор или панику. И это объяснимо - ведь он не понимает, что происходит, и не имеет ни малейшего представления, как реагировать. Очевидно, что такому несведущему человеку можно легко «продать» версию о неком таинственном сбое в системе, который может стать причиной абсолютно любых неприятностей в какой угодно организации.

А ведь когда речь идет о серьезной организации, никаких абстрактных «сбоев» там быть не может, поскольку и данные, и сама система защищены весьма надежно. Конечно, техника есть техника, всякое случается. Но исходя из своего опыта, могу сказать, что когда вы слышите заявления о компьютерных ошибках, это либо вранье, либо же проблемы с электроникой были вызваны действиями вполне конкретных людей.

И действительно, трепетное и почти мистическое отношение к компьютерной технике в нашей стране можно наблюдать повсеместно. Набитая микросхемами коробка воспринимается как шляпа фокусника, от которой можно ожидать любых чудес. Собственно, чиновникам, менеджерам, предпринимателям можно даже ничего не придумывать и не оправдываться - люди сами вспомнят о непредсказуемых машинах и предположат, что произошел «какой-то сбой».

Возможно, кто-то даже произнесет ключевое слово «зависли» - волшебное заклинание, после которого все вопросы должны испариться сами собой. В итоге те, кто обманывает, и те, кого обманывают с помощью «компьютерного алиби», формируют своеобразный тандем, в котором обеим сторонам удобно и комфортно.

Кстати, эта ситуация наглядно иллюстрирует, что причины нашего технологического отставания от Запада - психологические, а не материальные, и до преодоления разрыва нам еще шагать и шагать.

Спрашивается, каким образом можно разбить упомянутый психологический дуэт, который ничего хорошего нашей стране явно не принесет? Думается, пропагандировать всероссийский компьютерный ликбез было бы по меньшей мере наивным. Возможно, стоит начать с воспитания простого житейского здравомыслия. Неплохо было бы ясно осознать, что компьютеры - это не разумные электронные монстры из американских фильмов, а просто приборы. Они созданы людьми, люди ими управляют - и используют в своих интересах, как только представляется такая возможность. Так что какой бы капризной ни была техника, в конечном итоге все сводится к решениям и действиям людей. Давайте не будем об этом забывать - может, тогда и модернизация понемногу станет реальностью.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта