Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Подвальный абонент

Палажи трубку, дарагой, я с мамой гаварю, да?

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

Технически подкованные мошенники научились подключаться к городским телефонным линиям и звонить в любую точку мира. За счет владельцев линий, конечно же. По непонятным причинам телекоммуникационные компании, равно как и правоохранительные органы, не спешат бороться с телефонным пиратством, и горожанам приходится защищать свои каналы связи и свой кошелек самостоятельно.

Недавно решение одного из московских мировых судей поставило точку в громкой истории с несанкционированным подключением жуликов к чужому телефону, которая длилась целых четыре года. В центре скандала оказалась московская пенсионерка, неожиданно получившая уведомление о задолженности в размере 4600 рублей за международные звонки в страны Средней Азии. Телефонная компания в ультимативной форме потребовала от нее выплаты всей суммы, угрожая в противном случае отключить телефон. Принципиальная москвичка на шантаж не поддалась и обратилась в суд.

- Практически сразу после начала разбирательства компания МГТС, непосредственно отвечающая за обслуживание линии, взялась расследовать происшествие и обнаружила весьма неожиданную вещь, - рассказал «МП» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк, защищавший интересы пенсионерки. - Оказалось, что некие анонимные умельцы, применив изрядную инженерную смекалку, сумели извне подключиться к ее телефону и организовали пиратский «телефонный узел».

Каким образом развивались события в дальнейшем, пока что не установлено. Однако предполагается, что неизвестные «мастера» оказывали местным гастарбайтерам услуги дешевой телефонной связи - об этом свидетельствует тот факт, что большинство звонков было адресовано в азиатскую часть СНГ.

Вопиющий случай, не правда ли? Однако финансистов компании «Ростелеком», которая предоставляла пострадавшей горожанке услуги связи, он совсем не впечатлил. Вместо того чтобы извиниться перед клиенткой и заняться латанием технологических дыр в своей инфраструктуре, контора переквалифицировалась из операторов в коллекторы - и принялась всеми правдами и неправдами вытрясать из «должника» деньги.

- На основании общих положений закона о связи «Ростелеком» убедил суд, что наличие нелегального подключения напрямую не связано с задолженностью и не может рассматриваться как доказательство невиновности, - уточняет Дмитрий Лесняк.

Из всех использованных оператором методов женщину больше всего впечатлил так называемый автоинформатор, который звонил среди ночи и не отключался, пока она не брала трубку и не прослушивала до конца длинное сообщение о необходимости незамедлительно погасить задолженность.

Как ни странно, первый процесс в мировом суде, на котором рассматривалась эта ситуация, закончился отнюдь не в пользу пенсионерки: суд постановил, что та действительно обязана заплатить. Технические подробности произошедшего правосудие почему-то не заинтересовали. Но, на ее счастье, в дело вмешался Московский городской суд, который вернул дело на повторное рассмотрение, сочтя наличие задолженности недоказанным.

Не вдаваясь в подробности, поясним, что с третьего захода упорная женщина одержала победу, и все долги с нее были списаны. Более того, содействие компетентных юристов способствовало тому, что «Ростелеком» возместил ей все судебные издержки.

Как же могло получиться, что совершенно невинному человеку выставили огромную задолженность и, игнорируя очевидные факты, едва не заставили выплатить всю сумму? Ответ на этот вопрос кроется в самой системе взаимодействия телефонной компании с абонентами. Дело в том, что все звонки регистрируются на внутренней аппаратуре оператора, которая работает в данном случае наподобие электрического счетчика. И когда нужно выписать счет абоненту, с этой аппаратуры снимаются соответствующие показания - и сотрудники компании формируют бумагу согласно действующим тарифам.

Из этого вытекают два немаловажных следствия.

Во-первых, начисление вам задолженности совершенно непрозрачно для вас самих, ибо основано на показаниях приборов, находящихся в ведении фирмы-оператора. На их добросовестность, понятно, можно лишь надеяться.

Во-вторых, этому самому оператору совершенно безразлично, где именно находилось оконечное оборудование - то есть телефонный аппарат, с которого осуществлялись звонки. Если электроника оператора зарегистрировала сам факт звонка, платить за него будет хозяин линии - и точка. Именно эта техническая тонкость позволила «Ростелекому» без особых затруднений выиграть два суда.

Третье разбирательство увенчалось успехом лишь потому, что судья справедливо счел данные с внутренней аппаратуры оператора недостаточным доказательством. В конце концов, мало ли что они там подкручивают в своих счетчиках. Да и сам по себе факт незаконного внешнего подключения к телефонной сети вполне убедительно свидетельствовал о том, кто на самом деле пообщался с солнечным югом почти на пять тысяч рублей.

Конечно, можно только порадоваться за простую московскую пенсионерку, которая была достаточно упорна, чтобы отстоять свою невиновность. Однако нужно понимать, что произошло это почти случайно - фактически ей просто крупно повезло, что на ее случай обратил внимание надзорный орган.

Кроме того, не были пойманы и наказаны преступники, организовавшие пиратское подключение к сети.

- «Ростелеком» предпочел замять этот вопрос, сославшись на то, что физические линии находятся на балансе МГТС и в его компетенцию не входят, - пояснил Дмитрий Лесняк. - МГТС в свою очередь по непонятным причинам разбираться в произошедшем тоже не спешит.

К сожалению, пояснений по этому вопросу от представителей МГТС получить не удалось - пресс-служба компании сослалась на невозможность организации оперативных комментариев.

Действительно, телефонные монополисты даже не изъявили желания изменить схему расчетов с абонентами, дабы избежать подобных прецедентов в будущем. Все это означает, что такие случаи наверняка будут повторяться. Ведь нечто подобное уже имело место несколько лет назад, когда по столице прокатилась волна «пиратских» подключений. Правда, тогда мошенники не предлагали свои услуги гастарбайтерам, а обеспечивали желающим бесплатную связь с дальним зарубежьем - Америкой, Австралией, государствами Африки...

- К сожалению, пострадавшие горожане обычно не решаются отстаивать свою правоту. На самом деле в суд, безусловно, идти нужно, причем немедленно, непременно заручившись поддержкой опытных юристов, - уверяет адвокат Общества защиты прав потребителей. - Оператор будет биться до последнего за каждую копейку, поэтому нужно настоять на том, чтобы суд обязал технические службы провести расследование ситуации.

Если будет обнаружено незаконное подключение к сети, в руках у пострадавших появится очень весомый аргумент в свою защиту. Достаточно подать факты в правильном ключе, и внутренние показания аппаратуры какого-нибудь «Ростелекома» впечатления на судью уже не произведут. И все же, как говорят в таких случаях герои голливудских фильмов, «лучше найди хорошего адвоката, он тебе скоро понадобится». Для пущей убедительности.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта