Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«Полет журавля»

— так называются соревнования по спортивной орнитологии, в которых поучаствовал корреспондент газеты

Александр ЧЕРНЫШЕВ

Бердинг-ралли в Окском заповеднике (Рязанская область) было организовано клубом спортивных орнитологов «Птицы и люди» и, как говорит его президент и член бюро Союза охраны птиц России Вадим Авданин, для нашей страны является делом новым (зато в Европе, Америке и Японии имеет тысячи приверженцев).

Началось мероприятие, к сожалению, с крайне негативного обстоятельства: в аварию попал один из главных организаторов, но, слава богу, все остались живы.

Однако ни этот случай, ни довольно холодная погода не помешали ралли начаться. В 7 утра сонных участников буквально выгнали из палаток на завтрак, где объяснили основные задачи:

- Сейчас вы получите легенду маршрута и регламент! Со вторым лучше ознакомиться заранее. Ваша задача - проехать через все контрольные пункты вовремя и сфотографировать как можно больше птиц, определив их виды. В зачет идут только четкие фотографии пернатых в их естественной среде обитания… - объясняли сонным участникам не менее сонные организаторы.

Заглянул в «легенду» до старта. Оказалось любопытно: стандартные указания движения «право-лево-прямо» перемежались комментариями вроде «Осторожно, канава! В траве не видно!» или «Веселый трактор за 300 рублей».

В 8 часов стартовали. За день надо было преодолеть около 100 километров, преимущественно по бездорожью. Сначала участники ехали довольно плотной группой, что создавало определенные трудности в нахождении птиц, так как звук двигателя совсем не приманивает пугливых пташек. Да и вообще, логично ли ехать на машине – ведь шум распугивает птиц, а выхлоп негативно влияет на растения и животных. Но орнитологи объяснили, что ничего страшного: 12 машин в масштабах огромного заповедника не нанесут и капли вреда, да и маршрут, проложенный через места обитания разных пернатых, по протяженности составлял около 200 километров – не очень-то за два дня по кочкам и проедешь.

Со временем машины растянулись по маршруту, и появилась возможность поймать хоть кого-нибудь в прицел объектива. Предполагались и дятлы, и воробьи с синицами, и различные виды голубей, аисты, орлы и утки. Последних, как ни странно, нам так и не удалось сфотографировать («Перестреляли, наверное», - философски среагировали на феномен орнитологи.)

Весь день за окном автомобиля мелькали деревья обширного заповедника и лишь изредка - бескрайние поля. По первости я все никак не мог привыкнуть к довольно активной тряске автомобиля – все время приходилось держаться за что-нибудь, чтобы не приложиться головой о стекло или даже потолок. Через несколько часов, правда, привык и воспринимал уже качку как должное...

На первых 20 - 30 километрах у нашего экипажа возникла небольшая проблема с навигацией: по легенде мы должны были свернуть налево и поехать краем леса, но мимо поворота промахнулись и свернули куда-то совершенно не туда. Покрутились немного по лесу, но потом все-таки вернулись на маршрут, срезав около 500 метров. Главное, не опоздать на контрольный пункт, а не то вылетим из соревнований.

- Включи-ка полный привод! - посоветовал Алексей, командир нашего экипажа, Инне, сидевшей на тот момент за рулем (оба первый раз участвовали в «птичьем ралли» и пока ориентировались в происходящем слабо). - А то потом может быть уже поздно!

Замечание было своевременным - впереди разверзлась довольно глубокая канава, наполовину заполненная грязью. Попытались штурмовать ее… С первого раза не получилось. Со второго тоже - сели на брюхо. Попробовали раскачать машинку своими силами, результатом стали лишь изгвазданные джинсы да еще сильнее зарывшаяся в грязь «Судзуки».

С помощью заранее припасенных досок и мускульной силы догнавших нас экипажей все-таки вытолкали нашу «Судзуки» из канавы. Радость была настолько сильной, что мы даже решили задержаться ненадолго – полюбоваться, как остальные проедут преграду. Через пару минут в канаве уже красовалась «Гранд Витара». Здесь, правда, не обошлось без тягача. Как заметил один из участников: «Красота! Среди бегущих первых нет и отстающих…» И вправду, в таком мероприятии главное уж точно не победа, а участие, да еще эмоции, полученные от такого вот экстрима.

Наконец добрались до первого КП. На нем надо было сфотографироваться с машиной организаторов, дабы прохождение контрольного пункта считалось зачтенным.

- Вы тут пока сделайте бутерброды, а я пойду птичек посмотрю! – с этими словами Алексей ушел в поле, вооружившись фотоаппаратом и биноклем. Однако, вернувшись минут через пять, заявил:

- Плохо дело. Они тут из активной фазы перешли в состояние охоты и молчат, чтобы обед себе не распугать.

Двинулись дальше, но тут опять возникли проблемы. Нашим ориентиром должен был стать деревянный мост, но вместо моста мы уперлись в лагерь студентов. Их «главарь», довольно пожилой мужчина, объяснил дорогу. Мы последовали указаниями и… уперлись в тупик и недоуменный взгляд какого-то рыбачка из местных.

- Да вы что, парни, с бодуна, что ли? Тут отродясь деревянных мостов не было, только бетонный один, дальше вдоль реки…

Штурм реки вброд отмели как простудоопасный. Пришлось поворачивать и попробовать новые пути. И - о чудо! - вот и мост. Быстро нашли бутылку, из бутылки вынули инструкцию, прочитали, как найти журавлей, привязанных где-то неподалеку… Журавлей так и не нашли, зато привязь была на месте…

- Видимо, журавлей забрал тот, кто проходил тут до нас, - высказал кто-то предположение.

- И скорее всего это была водка «Журавли», - возникло второе предположение.

До следующего КП доехали быстро и без эксцессов. Пару раз останавливались пофотографировать птиц на берегу озера и рванули дальше по тропе. Ехали долго и упорно и все никак не могли синхронизировать наше продвижение с легендой.

- Расстояние для нее вымеряли по прямой, а мы тут едем по ухабам и в итоге наматываем лишние километры, - выдвинули мы предположение и принялись искать очередной деревянный мост…

Тот, слава богу, нашелся сразу – новенький, с иголочки, он, как выяснилось, был сооружен специально для участников ралли местными строителями… В общем, до КП мы добрались на 45 минут раньше контрольного срока. Но все равно были вторыми.

После регистрации двинулись дальше. За окном все чаще стали мелькать дома и огороды. В полном соответствии с цивилизацией был и очередной ориентир: «Направо, на грунт, мимо веселого трактора за 300 рублей». Местные на вопрос: «Где у вас тут трактор за 300 рублей?» - только пожимали плечами и задавали контрвопрос: «Э-э-х, сразу видно, что городские: кто ж сейчас станет трактор продавать, да еще и за 300 рублей?!»

Разгадка оказалось проста: трактор был изображен на знаке - вытаскивающим какую-то машинку из грязи. Рядом стояла цена услуги: «300 рублей»…

Последнее утро ралли выдалось холодным и облачным, так что участники, быстро свернув палатки, кинулись к машинам – греться и «добивать тропу».

Маршрут второго дня преимущественно проходил по асфальтовым дорогам и вокруг болот. По пути остановились на кукурузном поле, над которым кружила стайка овсянок. Неожиданно раздался крик: «Смотрите – хищник!» Экипажи нескольких машины тут же прильнули к окулярам. Действительно, над стайкой овсянок кружил кто-то клювастый и когтистый – высматривал добычу. Тут же защелкали затворы фотоаппаратов.

Вообще высмотреть и сфотографировать птицу довольно просто: надо быть лишь внимательным и иметь хороший объектив. Иногда следует немного пошурудить в зарослях или пошуршать травой, птицы вылетают из своих укрытий, и вот тут уже нужны навыки фотографа-профессионала – запечатлеть маленький, быстро летящий объект не каждому под силу…

Покончив с хищниками, нарвали немного кукурузы, заодно обнаружив гнездо овсянки (в нем, правда, поселилась мышка), и двинулись дальше. Теперь наш путь лежал вокруг системы речек и болот – стало заметно сырее и даже покапал немного дождик... Вообще, как сказали мне мои спутники, маршрут намеренно проложен в таких местах - дабы участники смогли сфотографировать уток (их в заповеднике масса, и самых разных видов), но их-то как раз мы почему-то и не обнаружили.

Зато смогли запечатлеть двух серых журавлей, которых поднял с земли гул моторов. К их-то собратьям мы и двинулись, добравшись наконец до финишного КП.

…Окский журавлиный питомник – один из самых старых в России. Здесь разводят сразу несколько пород - стерхов, японского журавля, красавку и т. д. Делают это как для выпуска в естественную среду обитания, так и для зоопарков. При этом для разных целей используют различные способы воспитания.

- Ручной метод хорош для последующего отправления птицы в зоопарк, так как за птенцом ухаживает человек, а не папа с мамой, поэтому когда птица вырастает, она совершенно не боится людей, - объясняли нам служители питомника. – Костюмный, или метод изолированного воспитания, подходит для того, чтобы после выпускать журавлей на свободу. Птенцов изолируют от какого-либо проявления человеческой деятельности, а те, кто ухаживают за птицей, переодеваются в специальные костюмы, имитирующие журавля…

Вдоволь насмотревшись и на диких, и на домашних питомцев, мы вернулись наконец в гостиницу для церемонии награждения. Довольно долго пришлось ждать этого момента - фотографий участники нащелкали много, а членов жюри оказалось мало. Ну а после вручения всех наград народ опять погрузился в машины: до Москвы было свыше 300 километров, время позднее, впечатлений – море, и надо было по-быстрому их донести до «салаг, леса не нюхавших».

- До встречи зимой! – прощались друг с другом фотоохотники, спешно обмениваясь номерами телефонов и «асек». «Зимой так зимой», - смиренно подумал журналист «МП», вглядываясь в темнеющее небо и безнадежно пытаясь определить породу трепыхавшейся по-над лесом птахи.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта