Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Проверено: закон о социальном обслуживании работает

Любовь ЯСОНОВА

В июле 2008 года Мосгордума приняла Закон «О социальном обслуживании населения в городе Москве», который регламентировал деятельность развивающейся на протяжении последних полутора десятилетий системы социального обслуживания москвичей. Закон закрепил права различных категорий жителей Москвы на получение социальных услуг. В ходе реализации этого закона был определен гарантированный перечень услуг, которые москвичи могут получить в государственных учреждениях, и разработаны положения о порядке оказания адресной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Разрабатываются государственные стандарты города Москвы на социальное обслуживание.

По данным Департамента социальной защиты населения, социально-бытовые, социально-медицинские, психологические, культурно-досуговые и другие услуги предоставляют сегодня более 200 учреждений Москвы, охватывая ими более 3 млн. москвичей. На эти цели из городского бюджета в 2009 году выделено около 30 млрд. рублей. Сегодня бюджет Москвы тратит на одного пребывающего в стационаре в месяц от 40 до 60 тысяч рублей, в зависимости от учреждения. А если говорить в целом о социальном обслуживании, то затраты на одного человека бюджету города обходятся в 14 тыс. 700 рублей.

В Москве функционируют 123 центра социального обслуживания. По словам руководителя Департамента Владимира Петросяна, их основная задача заключается в том, чтобы обеспечить максимально долгое и комфортное пребывание пожилого человека, инвалида в привычной для него обстановке домашнего уюта, поэтому 135 тысяч жителей столицы получают услуги на дому. «Это важный элемент реализации всей социальной политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, - подчеркнул Владимир Петросян, - позволяющий решать проблемы, связанные с одиночеством, угасанием физических и духовных сил, на основе современных технологий, активизирующих интерес к жизни, создающих условия для преодоления трудных жизненных ситуаций и независимого достойного существования».

Социальное обслуживание в Москве носит комплексный характер. Социальные работники не только обеспечивают пожилым людям доставку продуктов питания, оплату коммунальных услуг, содействуют в уборке и ремонте квартир, но и ведут наблюдение за состоянием их здоровья, оказывают психологическую помощь, способствуют предоставлению медицинских услуг. Отметив, что социальное обслуживание населения - затратная статья бюджета города Москвы, Владимир Петросян сообщил: «В целом бюджет города с этой задачей справляется, но мы понимаем, что здесь должны быть задействованы и другие механизмы. Кроме введения платных услуг, оптимизации сети, повышения адресности оказания услуг, в целях оптимизации расходов необходимо задействовать режим строжайшей экономии теплоэнергетических ресурсов с последующим направлением сэкономленных средств на развитие самой системы социального обслуживания».

На протяжении года власти города вели мониторинг исполнения закона о социальном обслуживании москвичей и в сентябре, подводя на заседании правительства итоги, пришли к выводу, что закон работает. Своим мнением о том, что удалось сделать, и новых задачах поделился председатель комиссии Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев:

- Изучая положение дел по реализации закона на местах, члены нашей комиссии совместно с членами Молодежной палаты при Думе встречались с подопечными учреждений Департамента социальной защиты населения, активом окружных и районных ветеранских и инвалидных организаций, работниками центров социального обслуживания. Мы приняли участие в заседании коллегий префектур, рассмотревших ход реализации закона на территории административных округов. Результаты позволили сделать вывод, что закон создал добротную правовую основу, а принятое затем постановление правительства не только определило действенные меры по его выполнению, но и создало необходимую нормативную базу по эффективному развитию городской системы социального обслуживания.

За последние годы существенно расширился контингент получателей социальных услуг, значительно возросло их качество. Служба социальной защиты выросла в мощную, серьезную, востребованную москвичами отрасль социальной сферы. Коренным образом изменился кадровый состав социальных работников. На работу пришли более квалифицированные, грамотные молодые сотрудники, а старожилы службы социальной защиты приобрели серьезный профессиональный опыт. Безусловно, этому способствовала реализация решений правительства города о существенном повышении уровня оплаты труда работников отрасли.

Достигнутые результаты ставят перед нами новые, совершенно иного уровня задачи. Так, большинство центров социального обслуживания нуждаются в увеличении количества помещений, потому что на имеющихся площадях они просто не в состоянии оказывать весь комплекс социальных услуг, прописанных в законе. Растет число жителей столицы, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, что диктует, в свою очередь, необходимость увеличения количества действующих мест и создания новых социальных учреждений. Мы прекрасно понимаем, что решение этих проблем требует серьезных бюджетных инвестиций, что практически невозможно в современных кризисных условиях. Однако далеко не просто объяснить москвичам, побывавшим в новых комплексных центрах социального обслуживания, таких, как «Мещанский» или «Царицыно», почему им приходится преодолевать серьезные препятствия на пути в свои районные ЦСО, расположенные на вторых или третьих этажах. К сожалению, далеко не все центры социального обслуживания имеют необходимые приспособления. В связи с этим выражаем твердую уверенность, что будет выполнено поручение мэра Департаменту имущества города и префектурам административных округов о подборе и выделении дополнительных помещений, общей площадью не менее 250 кв. метров, на первых этажах, для размещения подразделений центров социального обслуживания с целью развития клубных форм работы с гражданами пожилого возраста и организации торгово-бытового обслуживания.

В текущем году существенно возросла нагрузка на работников отрасли в связи с введением новых социальных услуг, таких, как уборка помещений подопечных, создание мобильных служб социальной помощи и, конечно же, в связи с передачей с федерального на городской уровень полномочий по обеспечению средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением федеральных льготников. К чести работников социальной защиты, они успешно справляются с этими дополнительными объемами работы при фактическом сохранении штатной численности. Однако считаем, что в сложившейся ситуации необходимо провести пересмотр нормативов и системы оплаты труда работников отрасли.

За год, прошедший с момента принятия закона, существенно повысилось участие ветеранских, инвалидных организаций и иных территориальных общественных объединений жителей в выявлении действительно остро нуждающихся в помощи города москвичей, информированности и контроле, именно общественном контроле, за качеством и объемом гарантированных социальных услуг. Все чаще появляются предложения от общественных организаций о постановке на социальное обслуживание пожилых нездоровых людей, фактически брошенных своими родственниками, хотя они и зарегистрированы вместе с ними по одному адресу.

Есть одна серьезная проблема, связанная с социальным обслуживанием психически нездоровых людей. С одной стороны, они, безусловно, являются пациентами учреждений здравоохранения, более того, их заболевания зачастую являются медицинской тайной. С другой стороны, кто, если не социальный работник, о них позаботится, да и как им отказать в помощи, если есть соответствующее обращение в центр социального обслуживания. Бывает, что подопечный, не отвечающий на звонки по телефону, не открывающий дверь социальному работнику, не может это сделать в силу обострения заболевания. В этом случае несвоевременно оказанная медицинская помощь или несвоевременное проникновение в его помещение может привести к летальному исходу. В этой связи крайне необходимы согласованные действия Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты населения, выработка совместных инструкций, методических рекомендаций. Мы поддерживаем предложение департамента соцзащиты о выработке совместно с Главным управлением внутренних дел по городу Москве регламента взаимодействия по обеспечению безопасности одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов.

В части не очень эффективно реализованных положений закона отмечу процедуру организации платных услуг. Это на сегодняшний день востребовано. На встречах, которые прошли в центрах социального обслуживания, очень часто звучали просьбы, особенно от пожилых одиноких мужчин, потерявших близких, продлить возможность их питания в центрах, ведь сейчас, по закону, такая услуга предоставляется только в течение месяца. С учетом того, что город оказывает реальную материальную поддержку неработающим пенсионерам, они имеют возможность заплатить за свое питание. Так вот в данной ситуации мы считаем, что необходимо внимательно проанализировать состояние дел, рассмотреть все предложения и найти выход из этого положения. Вопрос очень серьезный, потому ни в коем случае нельзя превратить центры социального обслуживания в льготные столовые.

Многие люди, имеющие семейный достаток, страдают от ситуации, когда некому ухаживать за пожилым или больным членом семьи, и они готовы платить деньги, но, естественно, не в том размере, который сейчас установлен коммерческими структурами. Наверное, вопрос платного предоставления таких услуг может и должен быть решен с помощью города, тем более что в Департаменте социального обслуживания таковые предложения имеются.

Депутатский корпус положительно оценивает реализацию закона о социальном обслуживании. В плане законотворческих работ нам предстоит в ближайшее время утвердить стандарты социального обслуживания, на основе которых будут определяться объемы финансирования учреждений социального обслуживания, а также объемы государственного заказа на предоставление жителям услуг.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта