Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Игорь АНТОНОВ: Бюджет 2010 года должен быть социально ориентированным

Владимир ТЕРЕЩЕНКО

Столичные законодатели начали работу над поступившим в Московскую городскую Думу проектом городского закона «О бюджете города Москвы на 2010 год». В ходе заседаний думских комиссий парламентарии обсудили доходную и расходную части казны. Депутаты убеждены, что, несмотря на финансово-экономический кризис, параметры бюджетного документа на 2010 год должны выполнить социальные обязательства перед москвичами и реализовать задачи по развитию городского хозяйства. О формировании самого солидного среди всех российских регионов бюджета, на долю которого приходится десятая часть от общероссийской казны, рассказывает председатель бюджетно-финансовой комиссии Думы Игорь Антонов.

Реалистичный подход к оценке доходной части бюджета

- Прежде всего хочу напомнить, что бюджет Москвы принимается на основе городского закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. В этот закон законодатели неоднократно вносили важные изменения и уточнения, связанные с совершенствованием процедуры рассмотрения и принятия бюджета. В частности, был установлен трехлетний цикл бюджетного планирования и принят первый трехлетний бюджет на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов. Однако в связи с развитием экономического кризиса в мае этого года данный закон претерпел изменения: в документ вновь включен пункт о возможности принятия бюджета на один год. Таким образом, в процессе работы над бюджетом Дума руководствуется обновленным городским законом, полностью соответствующим Бюджетном кодексу РФ и учитывающим специфику текущей экономической ситуации.

В условиях развивающегося кризиса сохраняется высокая степень неопределенности на глобальных экономических рынках. Все это требует от депутатского корпуса максимально выверенных и порой консервативных подходов к бюджетному планированию. Было бы опрометчиво рассчитывать на незапланированные «подарки» в виде быстрой смены экономической конъюнктуры или дополнительных бюджетных доходов из-за роста цен на традиционные виды наших экспортных товаров. Очевидно, что 2010 год станет переходным периодом от острой фазы кризиса к новому этапу развития экономики Москвы и России в целом. В какой-то мере здесь можно провести аналогию с началом 2000-х годов, когда экономика нащупывала новые пути после кризиса конца 1990-х.

В планируемом году нам также предстоит задать основные финансовые параметры той более устойчивой и эффективной экономической модели, которую мы хотим получить на выходе из кризиса. Московский бюджет должен быть адекватен этой задаче.

В 2010 году нам необходимо постепенно выводить бюджетную политику из кризисного режима, восстанавливать нормальные макроэкономические параметры, сокращать дефицит, планомерно смещать акценты от финансирования антикризисных мер к обычной структуре расходов с упором на выбранный путь инновационного развития.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Москвы на 2010 год ожидается дальнейшее снижение темпов падения основных макроэкономических показателей и начало роста экономики города к середине 2010 года. Это дает возможность планировать доходную часть бюджета Москвы, исходя из существующей динамики поступления платежей по отдельным конкретным источникам. При этом в расчетах учитывается смена тенденции замедляющегося падения экономики на ее рост во второй половине 2010 года.

В случае, если прогноз окажется неточным, то, согласно итогам первого квартала будущего года, предстоит вносить корректировки в утвержденные показатели. Такой подход к оценке доходной части бюджета мне представляется наиболее правильным и реалистичным в сложившихся условиях.

Главное - наиболее полно и точно оценить потребности в финансовых ресурсах, необходимых для безусловного исполнения всех социальных обязательств города перед москвичами. Лишь после того, как мы определим и зарезервируем необходимые средства, можно будет говорить об осуществлении расширенного воспроизводства и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Главная задача – сохранение уровня жизни малоимущих москвичей

Задача сохранения уровня жизни слабо защищенных слоев населения на весь период развития кризиса и ближайший

посткризисный период будет оставаться первостепенной. На этом фоне перед властями города в социальной сфере стоит ряд первоочередных задач, финансирование которых должно быть обеспечено в приоритетном порядке. В частности, в прогнозируемом периоде предстоит обеспечить доходы двух миллионов неработающих пенсионеров и инвалидов на уровне не менее двукратной величины текущего прожиточного минимума. Данное обязательство должно выполняться даже в таких сложных условиях.

Кроме того, перед городом стоят и другие, не менее актуальные задачи: сохранить для двух миллионов граждан льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы; обеспечить для 800 тысяч региональных льготников ежемесячные городские денежные выплаты, в том числе с учетом их ежегодной индексации; сохранить финансирование из бюджета бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте для пенсионеров и других льготных категорий; обеспечить почти 500 тысяч москвичей ежемесячными субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг; осуществить бесплатный и льготный отпуск медикаментов по перечню заболеваний всем ветеранам Великой Отечественной войны и льготным категориям граждан; сохранить для остронуждающихся граждан и инвалидов предоставление различных форм адресной и социальной помощи.

Общая потребность в финансировании социальной сферы в 2010 году должна составить почти 550 млрд. рублей, из которых порядка 460 млрд. необходимо для осуществления прямой финансовой поддержки граждан, реализации социальных программ и оплаты труда работников социальной сферы. Эти средства не подлежат какой-либо корректировке. Средства, относящиеся к инвестиционным расходам, без учета федеральных трансфертов, могут быть пересмотрены и уточнены, исходя из установленных приоритетов.

Начиная с 2010 года социальные расходы должны индексироваться в соответствии с фактическим уровнем инфляции. Напомню, что в будущем году федеральные власти планируют этот уровень в размере 11%.

В этой связи важно отметить, что в сложившихся условиях даже сохранение планируемых социальных расходов на прежнем уровне само по себе является важнейшей антикризисной мерой, которая позволит обеспечить стабильность экономики и социальной сферы, а сами социальные расходы составят около 50% общих расходов бюджета.

В проекте бюджета на 2010 год предусмотрено сохранить основные принципы формирования доходов, а также взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований в соответствии с практикой текущего года. В то же время для покрытия возникающего дефицита запланированы средства для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям, на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.

Структурно расходы бюджета спланированы в соответствии с задачами и приоритетами, установленными в прогнозе социально-экономического развития Москвы на 2010 год. Анализ предложенной структуры расходов показывает, что требования этого базового документа в основном выдержаны в представленном исполнительной властью проекте. Так, расходы на социальную политику и социальную защиту нуждающихся граждан, как я уже отмечал, несмотря на все трудности кризисного периода, сохранены и даже планируются с увеличением по сравнению с уровнем текущего года. По комплексу городского хозяйства бюджетные расходы предложено уменьшить в основном за счет инвестиционной составляющей.

Что касается адресной инвестиционной программы, то необходимо сказать, что это, увы, самая уязвимая и самая пострадавшая от последствий кризиса часть бюджетных расходов. Практически по всем направлениям здесь наблюдаются существенные сокращения ассигнований. Это – вынужденная мера, чтобы не допустить разбалансированности бюджета, сохранить резервы на случай резкого ухудшения экономической ситуации. Однако, на мой взгляд, сокращение расходов на инвестиции следует осуществлять взвешенно и аккуратно.

Приоритет города – инвестиции в отраслях высокотехнологичной

и наукоемкой продукции

Несомненно, в число наших приоритетов должны войти вопросы инноваций и высоких технологий, то есть те программы, которые призваны обеспечить технологический прорыв в российской экономике. В этом аспекте любой даже самый жесткий бюджет должен оставаться бюджетом развития. Инвестиции в планируемом периоде будут сконцентрированы на объектах высокой степени готовности, а от начала новых строек в 2010 году следует воздержаться. Естественно, в данном случае имеются в виду проекты, которые должны быть начаты с нуля.

Если мы рассматриваем 2010 год как год переломный, год выхода из кризиса, мы, наоборот, должны стимулировать инвестиции в тех отраслях, где образуется наибольшее число рабочих мест и создается самая высокотехнологичная и наукоемкая продукция. Чем больше мы будем сокращать расходы, в том числе и инвестиционные, тем дольше мы будем выходить из кризиса и консервировать стагнацию.

Нужно четко следовать установленной в прогнозе социально-экономического развития системе приоритетов, а также добиться существенного повышения эффективности бюджетных расходов и программ.

Поскольку вопрос сохранения уровня жизни слабо защищенных слоев населения на весь период развития кризиса и ближайший посткризисный период будет оставаться первостепенным, с учетом этого предстоит обеспечить постоянный мониторинг складывающейся ситуации и принятие оперативных мер реагирования. Механизм для этого в лице Городской антикризисной комиссии уже создан и успешно действует. В прошлом году количество жителей Москвы, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, снизилось с 12,6% до 10,5%. Первая половина этого года характеризуется тревожными тенденциями. Число так называемых «новых бедных» может вырасти до 15%.

Сегодня продолжается масштабное изменение в структуре занятости москвичей. Велика вероятность дальнейшего снижения уровня реальных доходов граждан при одновременном росте числа лиц, получающих пособие по безработице. Социальная нагрузка на работающее население вследствие демографических проблем заметно возрастает. По мнению экспертов, доля занятого населения Москвы уже к 2011 году сократится на 240 тысяч человек, на это же число возрастет численность граждан, пользующихся мерами социальной поддержки.

Несмотря на принимаемые меры, в течение кризисного и ближайшего посткризисного периода неизбежно снижение уровня реальных доходов работающих граждан. Если ситуация и дальше будет развиваться в таком направлении, то для экономики города в целом и для бюджета в частности это повлечет возникновение больших проблем, возможен даже рост социального напряжения.

В связи с этим в планируемом периоде особую важность приобретает мера по стимулированию платежеспособного спроса, ключевым моментом здесь является оживление потребительского кредитования и кредитование малого и среднего бизнеса. Главной трудностью в этом направлении, очевидно, являются непомерно высокие ставки за кредиты. Существующие ставки препятствуют поступлению финансовых средств в реальную экономику, это в чем-то напоминает ситуацию с государственными краткосрочными обязательствами, существовавшими в конце 1990-х годов, тогда по ним давали заоблачные проценты, и все финансовые ресурсы страны направлялись только на куплю и продажу этих ГКО.

Сегодня мы ни в коем случае не должны наступать на те же грабли и просто обязаны обеспечить городскую промышленность и сферу услуг необходимыми для их нормального функционирования и развития оборотными средствами. Однако следует признать, что наши возможности для этого в настоящее время весьма ограничены. Несмотря на значительные усилия в законодательном плане, город по-прежнему лишен права оказывать прямую финансовую помощь столичным предприятиям в форме бюджетных кредитов. Иначе как нелепостью такое положение вещей назвать нельзя. Соответствующие законодательные инициативы по изменению ситуации были своевременно внесены в Государственную Думу, но не были поддержаны ни Правительством Российской Федерации, ни Госдумой.

Антикризисные

меры – в поддержку реального сектора экономики

Важно подчеркнуть, что повод для обоснованного беспокойства за состояние экономики города на ближайшую среднесрочную перспективу действительно имеется. До конца года уровень просроченной задолженности предприятий по банковским займам может вырасти до 15 – 20 процентов, а по самым пессимистичным оценкам достичь 35 процентов и более. Между тем и Центробанк, и Минфин продолжают выдавать кредиты коммерческим банкам под 11 процентов годовых. Те, соответственно, вынуждены держать ставку по займам на уровне 15 – 20 процентов и выше.

Те же предприятия, которые, несмотря ни на что, все же сумеют продолжить свою деятельность, будут вынуждены сократить объем выпускаемой продукции и количество персонала. В итоге они впадут в некий производственный анабиоз, из которого выводить их будет не только трудно, но еще и очень дорого.

Что касается банков, то, по всей видимости, только 20 - 30 крупнейших из них действительно получают государственную помощь. Судьба мелких и средних банков все еще под вопросом. Вероятно, за второй волной неплатежей многие из них к концу года исчезнут, и вполне понятно, что этот процесс не пройдет безболезненно для всей городской экономики. Поэтому 2010 год я бы назвал определяющим не только для ближайшей и среднесрочной перспективы, но и для достаточно длительного периода развития Москвы.

К сожалению, пока в распоряжении исполнительной власти города имеется весьма ограниченный набор действий по поддержке реального сектора экономики, которые по той или иной причине не входили бы в противоречия с действующим бюджетным или налоговым законодательством.

В частности, в качестве конкретных антикризисных мер в ближайшее время целесообразно продолжить работу по ревизии системы тарифов с точки зрения обоснованности заложенных в них средств на инвестиционные расходы, наличия непрофильных активов, величины административных расходов и т. д. Поддержка реального сектора также должна более активно проводиться за счет систем мер, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе предоставления бюджетных субсидий, увеличения размера авансовых платежей предприятиям, реализующим госзаказы, предоставления государственных гарантий, предоставления отсрочек по платежам.

Свою исключительную роль в облегчении последствий спада в экономике сыграет и предоставление имущественных преференций для малого и среднего бизнеса, в том числе путем дальнейшего снижения ставок арендной платы за нежилые помещения и предоставления помещений из городского целевого фонда недвижимости для малых предприятий. Очевидно, что все перечисленные меры носят для городского бюджета весьма затратный характер. Тем не менее они частично уже нашли свое отражение в действующем бюджете города и в еще большей степени должны быть предусмотрены в бюджете Москвы на 2010 год, которые нам предстоит принять на основе уточненного прогноза социально-экономического развития.

Кроме всего вышеперечисленного, городским властям необходимо продолжить работу по согласованию интересов производителей продукции с целью снижения розничных цен. Здесь подойдет сочетание методов убеждения и экономического и административного принуждения.

Обеспечение стабильности на продовольственном рынке является важнейшей составной частью антикризисной программы города, поэтому при необходимости следует поддержать нашу городскую систему продовольственной безопасности дополнительными бюджетными средствами. Вся эта работа должна сопровождаться выверенной информационной политикой и пропагандой со стороны городских властей с целью создания благоприятной социальной обстановки и исключения роста социального пессимизма во всех сферах жизни, в том числе таких ее проявлениях, как ажиотаж на рынке продовольствия, отток вкладов, хаотичный обмен валют и так далее.

Как бы ни было трудно, но необходимо изыскать возможность для поддержки строительного комплекса, особенно в жилищной сфере. Создание новых рабочих мест в строительной сфере, в том числе дорожном и инфраструктурном строительстве, за счет государственного заказа, также должно способствовать выводу из кризиса всех остальных отраслей городской экономики.

План действий

по выводу экономики города из кризиса

Есть целый перечень вопросов, которые также требуют переоценки и связаны с развитием городского жилищно-коммунального хозяйства. Из общего числа таких задач я бы выделил программу капитального ремонта и модернизации городского водопроводного и канализационного хозяйства. Крайне сложная и затратная проблема, но экономить на этом не стоит.

По мере стабилизации экономической ситуации в 2011 - 2012 годах объемы капитального ремонта жилищного фонда можно планировать с увеличением. Сегодня же вполне очевидно, что профинансировать заявленные объемы дорожного строительства и метростроения только за счет собственных ресурсов невозможно. Необходимо срочно ставить вопрос перед Правительством РФ о резком увеличении помощи по этим направлениям из федерального бюджета. Ведь мегаполис уже сегодня заметно отстает в дорожном строительстве от всех существующих нормативов. Дальнейшее снижение темпов строительства дорог, развязок и станций метро может стать причиной очень больших проблем, не только экономического, но и социального характера.

Прогноз социально-экономического развития города основывается на реалистичных показателях и не противоречит ключевым макроэкономическим индикаторам, установленным для экономики Российской Федерации в целом. В частности, рост заработной платы на уровне 11% соответствует прогнозируемому уровню инфляции на 2010 год. Эта ситуация, конечно, далека от предыдущих лет, когда рост зарплаты опережал рост цен на 20 - 30 процентных пунктов. Но в условиях кризиса надо быть реалистами и ставить перед экономикой только такие задачи, которые она в состоянии выполнить. Прогнозом устанавливаются приоритетные направления развития города, которые должны обеспечить динамичное инновационное развитие экономики после завершения кризиса. Это в первую очередь поддержка малого предпринимательства и создание благоприятного климата для бизнеса в Москве в целом: обеспечение доступа к получению государственного заказа, льгот, кредитов, лизинговых активов и т. д.

Важно, чтобы москвичи, даже лишившись работы в одном месте, могли быстро найти себя и реализоваться в иной сфере деятельности. Для этого предусмотрено дальнейшее развитие и поддержка системы профессионального образования и переподготовки кадров.

Прогнозом предусмотрен в качестве основного инструмента поддержки предпринимательской деятельности доступ к государственному заказу, развитию венчурного инвестирования в инновационные проекты с участием городских финансов. Несмотря на всю сложность ситуации, у городских властей налицо четкий и ясный план действий по защите москвичей и выводу экономики города из кризиса с наименьшими потерями.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта