Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Бомбила на тропе войны

Частники звереют, но не сдаются

Сергей ЗУБРИН

«Очень уж профессия затягивает. Сначала думал, подзаработаю чуток и брошу. А теперь вижу - не получается. Как проституция. Выехал на панель и предлагаешь всем свои услуги. Тяжкий бизнес - неблагодарный, жестокий, опасный, а подсаживаешься на него, как на наркотик. И теперь даже не знаю, как из этого водоворота вырваться - подсел я на дармовщинку конкретно».

На такой крик души мне пришлось недавно наткнуться в одном из блогов на просторах рунета. Как вы думаете, какую профессию автор этих строк имеет в виду? С первого раза и не поймешь. Оказывается, брутально-слезливое обращение к публике принадлежит обычному бомбиле, зарабатывающему на жизнь частным извозом. Видать, хандрил паренек, на лирику потянуло...

С частными таксистами столичные власти борются уже давно, но все как-то бестолково. Между тем гонимые кризисным сокращением зарплат «на дорогу» уже выходят бывшие военные и нынешние милиционеры. Завсегдатаи столичных дорог, приезжие из всех бывших республик Советского Союза таким положением недовольны и готовы отстаивать «свое» место под солнцем. А куда деваться, когда конкуренция растет семимильными шагами? К тому же пассажир нынче пошел тоже экономный, все больше общественный транспорт предпочитает. В таких условиях сантименты не уместны.

Каждый борется за выживание, как может. То, что бомбилы испытывают дефицит пассажиров, корреспонденту «МП» на днях пришлось почувствовать на собственной шкуре. В ночь с субботы на воскресенье с моей давней подругой мы ловили машину на внутренней стороне Садового кольца, недалеко от станции метро «Краснопресненская». Еще когда мы шли по тротуару, решая, куда же все-таки поедем дальше, обратили внимание, что движение на Садовом кольце как будто замедлилось. Буквально 90 процентов машин ехали со скоростью человеческого шага. Из окон с разными акцентами и без таковых неслось сакраментальное «Ну что, куда едем?» Мы не торопились. Таксисты терпеливо ехали рядом. Наконец мы решили, что поедем к друзьям на Тверскую-Ямскую (что в принципе очень даже недалеко). Как только я подошел к дороге, машины - и те, которые давно нас караулили, и те, что прилетели откуда-то из крайней левой полосы, безбожно подрезая друг друга, - образовали вокруг нас небольшой затор. Некоторые водители выскакивали из машин, бросая их с открытыми дверями на проезжей части, и бежали поговорить с нами...

Я поначалу даже опешил. Среди этого гвалта мы с трудом выбрали адекватного водилу, который, в отличие от остальных, не стал ломить «500 рублей» за двухминутную поездку, а скромно согласился довезти нас за 100 целковых. Когда мы сели в машину, началось настоящее шоу: конкуренты, словно обозлившись на коллегу, укравшего у них выгодный заказ, стали подрезать его, не давая ехать. Один южанин даже грозил в окно «предметом, похожим на пистолет», как пишут в милицейских протоколах. Признаюсь честно: мы с подругой пережили не самые веселые минуты, боясь, как бы не досталось и нам за компанию. Но через пять минут, слава богу, все улеглось.

- Клиентов мало стало, а бомбил наоборот. За каждый рубль приходится бороться, - объяснил нам частник причину столь неадекватного поведения других водителей. - Раньше за ночь мог четыре-пять клиентов развезти, а сейчас дай бог одного поймаешь. А водил, наоборот, стало раза в три больше. Кризис на улицы многих выгнал. Сейчас никто «таксовкой» подработать не гнушается - ни на «меринах», ни на «ладах»...

Выслушав рассказ о ночной атаке таксистов, друзья тут же вспомнили случай, который произошел с ними буквально две недели назад, когда они прилетели из Испании. Сразу по выходе из зала прилета их, как водится, окружили бомбилы, которые наперебой стали предлагать свои услуги.

Цены были неимоверные, и лишь один, скромно стоявший в стороне, предложил развезти всех по домам всего за 900 рублей - «по 300 рублей с носа». Ребята согласились.

- Но когда мы доехали до места, таксист друг объявил, что мы должны ему три тысячи, - рассказывали они. - Мы, понятно, возмутились. А тот развопился: «Да вы что! Я же ясно сказал - по тысяче с носа! Уши чистить надо!»

Когда ребята сказали, что заплатят только оговоренную сумму, таксист разразился ругательствами на непонятном языке и отказался отдавать багаж, запертый в багажнике.

- В общем, мы сначала хотели пригрозить милицией, но потом испугались, что он действительно уедет с нашими чемоданами, и в конце концов заплатили ему...

Еще одну интересную историю про таксистов приводит «Вести-Москва». Инцидент произошел рано утром у ночного клуба на Бирюлевской улице. Молодые люди вышли из заведения и решили поймать машину, чтобы доехать до центра. Таксист-частник, которого они остановили, попросил за услугу 700 рублей. Сумма клиентов не устроила. Они остановили другую машину, водитель которой согласился подвезти за 300. Однако уехать ребятам так и не удалось. Таксист, оставшийся без клиентов, решил драться за пассажиров в прямом смысле этого слова. Он вышел из машины и направился к машине конкурента, прихватив бейсбольную биту. «Он говорил, что находится здесь давно, извозом занимается на этом самом месте тоже давно и конкуренцию терпеть здесь не собирается», - рассказал командир роты 1-го отдельного батальона милиции УВО по ЮАО города Москвы Александр Мушкевич. В драке серьезно пострадал водитель, у которого биты под рукой не оказалось.

Как отмечают в милиции, в последнее время подобные конфликты в Москве происходят постоянно. Например, в целях экономии люди стали чаще пользоваться общественным транспортом, и те таксисты, которые раньше подрабатывали у станций метро, теперь вынуждены колесить по всей Москве, чтобы хоть как-то зарабатывать. В такой ситуации, когда «пассажира» в буквальном смысле слова приходится выхватывать друг у друга, водители ведут себя крайне агрессивно.

Но отказываться от такого нервного приработка водилы все равно не спешат. Как и снижать тарифы. Бизнес этот хоть и полулегальный, но весьма прибыльный. Мифы о москвичах, которые платят бешеные деньги таксистам, ходят по всему бывшему СССР. Хотя почему мифы? Вот вам живой пример. Руслан, четыре года назад приехал в Москву из Молдавии, купил за 200 долларов проржавелую «шестерку» и принялся «бомбить».

- Сначала я хотел «устроиться» на вокзал, но там сплошная мафия, просто так не возьмут, да и хозяину за точку приходится отстегивать немало, - поделился он с «МП». - Та же ситуация около автобусных остановок. Пришлось брать от борта. Целыми днями колесил по городу. Убивал сразу двух зайцев - учился водить и зарабатывал деньги. В первый месяц заработал почти 40 тысяч. Это очень много. Родные в Молдавии не могли поверить, что я достал эти деньги честным способом. В итоге по прошествии трех лет я на заработанные в России деньги построил большой трехэтажный дом, где живет моя семья. Вот дочку замуж выдал. А через годик на покой собираюсь. Я свое уже заработал.

Если после прочтения исповеди Руслана вам (как в общем-то и мне) захотелось бросить все и податься в таксисты, не спешите. Сейчас время баснословных денег уже прошло. Виной тому и пресловутый кризис, заставивший людей экономить, и огромная конкуренция, подпитанная баснями о нереальных столичных заработках. На самом деле бизнес этот еще и очень опасный. Ведь пассажиры, от которых вы ждете баснословных барышей, тоже могут оказаться не самыми дружелюбными.

Многие эксперты считают, что выходом из сложившейся ситуации с частным извозом стало бы лицензирование этой деятельности. К слову, во многих странах ловить машину, просто голосуя на дороге, запрещено. Поскольку таксист, подвозя пассажира, зарабатывает деньги, а это, как и любой бизнес, должно приносить доход государству в виде налогов. А как собрать этот налог, если частник не зарегистрирован и бизнеса вроде как и нет? Поэтому и пошли иностранные власти на запретительные меры: сколько ни стой на заграничной трассе с протянутой рукой, никто не остановится - частный извоз запрещен. Поймать можно только такси.

Возможно, такой вариант стал бы панацеей и для нашей столицы. Это не только позволило бы городской казне увеличить бюджет за счет доходов от этого вида коммерческой деятельности, но и освободило бы и без того загруженные столичные трассы. Представьте только, сколько «молдован» (которые, кстати, вывозят наши с вами кровные рубли в далекие заграницы, поддерживая тем самым экономики своих государств) разом вернулись бы в свои села.

Предположим, лицензия могла бы выдаваться частному лицу и позволяла бы ему без привязки к какой-либо конторе осуществлять перевозки. При этом машина должна была бы соответствовать определенным техническим и экологическим требованиям, чтобы не подвергать опасности ни пассажиров, ни экологию города (не секрет, что большинство частников «бомбят» на сильно убитых тачках). Кроме того, необходимо установить и строгий контроль за ценами - как у «нормальных» такси, так и у таких вот «извозчиков», чтобы, следуя моде на монополии, ни те, ни другие не завышали цены. А то ведь, если кризис будет расползаться и дальше, впору уже пассажирам запасаться бейсбольными битами.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта