Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Нездоровая наука

Исследования о влиянии продуктов на организм как двигатель торговли

«Согласно последним данным, кофе (йогурт, шоколад, взбитые сливки - нужное вставить) предотвращает развитие слабоумия (диабета, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, сердечной недостаточности - нужное выбрать)». Подобные сообщения регулярно появляются в средствах массовой информации. Зачастую они противоречат и друг другу, и банальному здравому смыслу. А все потому, что за них, как говорится, «уплочено». И немало.

Новость из мира науки, вызвавшая очередную дискуссию о том, что такое здоровый образ жизни: «исследователи» обнаружили, что никотин, оказывается, положительно влияет на деятельность головного мозга и умственные способности человека. Заодно деятели от науки сообщили, что сумели объяснить механизм привыкания курильщика к сигаретному дыму. По словам авторов исследования, никотин «значительно улучшает память и ускоряет скорость межклеточного обмена в мозге». В практическом смысле это означает, что курящему лучше думается, у него обостряется восприятие, становятся более яркими эмоции. Соответственно, делают вывод ученые, никотин вполне можно считать полезным в небольших дозах. Что характерно, подобные исследования регулярно проводятся именно в западных странах, которые тратят бессчетные миллиарды на борьбу с курением. Что-то тут нечисто, правда?

Ни для кого не секрет, что маркетологи и создатели рекламы самым эффективным методом считают обращение к базовым человеческим инстинктам и страстишкам. Более того, сегодня едва ли ни все громкие кампании по продвижению того или иного товара построены именно на этой основе. Однако сейчас у многих людей такая реклама не вызывает серьезного эмоционального отклика. Но в арсенале торговцев есть два запрещенных приема, которые действуют безотказно практически всегда. Это апелляция к двум столпам человеческого подсознания: инстинктам размножения и самосохранения. Вспомните, какая шумиха поднимается каждый раз, когда в эфир выходит по-настоящему откровенный и провокационный рекламный ролик. Что же касается инстинкта самосохранения, то здесь имеет место подлая игра на страхе смерти, который в современном обществе проявляется в виде гипертрофированной заботы о здоровье.

Понятно, что реклама, прямым текстом связывающая тот или иной товар с хорошим самочувствием и долголетием, не произведет никакого впечатления - кто же поверит торговцу, нахваливающему свой товар?! Поэтому был изобретен новый, довольно-таки тонкий подход, который монополизировали и в совершенстве освоили производители продуктов питания. Смысл его заключается в том, что серьезным исследователям заказывают изучение того или иного вещества, используемого в пищепроме, на предмет влияния на здоровье. При этом перед учеными мужами ставится задача сконцентрироваться в первую очередь на полезных свойствах предмета исследования. Информация о проделанной специалистами работе публикуется, тиражируется и становится достоянием широкой общественности... которая обеспечивает массовый спрос на объявленный полезным продукт.

Первыми всю выгоду от подобных научных трудов почувствовали на себе производители оливкового масла. Им на руку сыграло появление такого модного нынче понятия, как «средиземноморская диета», одним из базовых ингредиентов которой является как раз их товар. А эта диета в свою очередь была плодом многолетних усилий группы солидных ученых мужей, которые поспешили поделиться своим открытием со всем прогрессивным человечеством. Умопомрачительный эффект, выразившийся в том, что производство оливкового масла в странах Южной Европы выросло в разы, произвел большое впечатление на всех без исключения промышленников. И те стали задумываться о том, чтобы получать подобные результаты искусственным путем. Договориться с учеными оказалось не так уж и сложно. И понеслось...

На сегодня самыми активными игроками на этом направлении являются виноделы, табачники, молочники, поставщики кофе и какао, а также многочисленные производители продуктов из перечисленных выше ингредиентов. Одни бизнес-структуры действуют тайно, другие не скрывают своих пропагандистских усилий. К примеру, производители сигарет вполне публично отстаивают свои интересы, и многомиллиардный бизнес, не смущаясь, финансирует работу ученых. С другой стороны, продавцы вина и кофе, к которым до сих пор отношение потребителей весьма неоднозначно, вынуждены вести подковерную борьбу как с массовыми предрассудками, так и с работами своих еще не купленных (или купленных кем-то другим) коллег. Результаты этой борьбы можно регулярно наблюдать на страницах газет и журналов, на телеэкранах и во всемирной паутине. К примеру, не так давно русский интернет обошла анекдотическая история: на неком ресурсе, специализирующемся на научно-познавательной тематике, одновременно оказались три новости об исследованиях кофе. Первая гласила: «Кофе улучшает память».

Другая утверждала: «Кофе ухудшает память», в третьей констатировалось: «Кофе не влияет на память». Как говорится, без комментариев. Подшучивание над подобными сообщениями уже вошло в моду: фраза «ученые доказали» считается признаком того, что информация не заслуживает доверия.

Несмотря на всю иронию, социологи свидетельствуют, что никакие опровержения проплаченных исследований на массовое сознание не действуют. Уже ставили под сомнение и средиземноморскую диету, и полезность сухого красного вина, и исключительные свойства шоколада. Но вся критика, понятно, осталась внутри научного сообщества. Как говорил шеф нацистской пропаганды Йозеф Геббельс, чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят. Подлый принцип хорошо прижился в рекламной индустрии, ведь люди слышат только то, что хотят слышать.

Радует во всей этой ситуации лишь одно: наши люди, судя по всему, стали понемногу пресыщаться потребительским образом жизни и потому с меньшей охотой следуют рекомендациям, которые им транслирует индустрия. Все больше россиян, сталкиваясь с очередной новостью о том, что тот или иной продукт невероятно полезен или, напротив, исключительно вреден, реагируют однозначно: «Проплачено!» Может, это и чересчур категорично, но такая реакция точно полезнее для здоровья, чем никотин и алкоголь даже в самых умеренных дозах.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта