Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Кого прибило штормовой волной

Итоги экзаменов перепроверят, а правила поступления в вузы перепишут

Виола Егикова

В приемных комиссиях вузов – кого ни спроси - единодушно признаются: такого трудного лета у них еще не было. Многим так и не довелось побывать в отпуске, поскольку даже последняя волна зачисления, назначенная на 21 августа, проблемы не закрыла, а там уж и начало нового учебного года. Пожалуй, никогда еще не ждали его с такой тревогой и вузы, и новоиспеченные первокурсники. Первые – потому что не уверены, приняли ли на учебу тех, кто сможет по-настоящему учиться. Вторые напряглись было, услышав обещания министра образования устроить им повторные испытания.

Впрочем, студенты быстро успокоились: нет такого правила, чтобы их экзаменовали и отчисляли до сессии, так что первый семестр гарантирован даже потенциальным двоечникам. А вот в вузах беспокойство не стихает: что если первая же сессия обнаружит откровенный брак приемной кампании? Тогда они окажутся в очень сложной ситуации, ибо массово отчислять студентов означает создать себе немалую головную боль, но и оставлять – не выход, тем самым придется подписаться на откровенно слабый и никчемный выпуск. Знаю вузы, где уже сегодня думают над тем, как вовремя вмешаться, дабы устранить пробелы в знаниях первокурсников. Собственно, такой опыт у вузов есть, ведь подготовка, которую дает средняя школа, часто оказывается недостаточной для обучения в школе высшей. Но в этом году история особая: прием проходил по новым правилам, а они, как выясняется, не гарантируют того, чтобы студенческий билет достался наиболее подготовленным абитуриентам.

Сомнения гложут не только ректоров, но и тех, кто определял правила поступления в высшие учебные заведения в этом году. Иначе министр образования не говорил бы о перепроверке экзаменационных итогов, а глава государства не поддержал бы идею создания специальной президентской комиссии по анализу результатов ЕГЭ, рассмотрению всех его плюсов и минусов и не давал бы задание разработать уже к октябрю новые правила приема в вузы. Президентскую инициативу можно только приветствовать: обсудить еще раз все «за» и «против» единого экзамена в том виде, в каком он был принят, не помешает, если, конечно, такое обсуждение не будет проходить, как во все годы эксперимента с ЕГЭ. То есть с категорическим неприятием любой критики, когда оппонент априори зачисляется в ретрограды, а уж пресса и вовсе объявляется врагом номер один всего передового и светлого, что несет в себе реформа образования.

Вот и недавно на одном из совещаний по итогам приема ругали журналистов. Они, как было сказано, раздули проблему, говоря, что абитуриенты пачками рассылали заявления в разные вузы, а льготники зафрахтовали все места на самых престижных факультетах ведущих вузов, оставив за бортом круглых отличников. Но ведь СМИ лишь отражали то, что происходило минувшим летом! Вот красноречивый пример: выпускник школы из Якутии, имеющий на руках сертификат ЕГЭ с 300 баллами (то есть максимально высокими оценками) и все годы учившийся только на «отлично», не обнаружил себя в списке рекомендованных к зачислению на факультет фундаментальной медицины МГУ, поскольку все места оказались за льготниками. Факультет, заинтересованный в отличнике-абитуриенте, смог зачислить его только в ходе «третьей волны», когда кто-то из льготников не принес документы и тем самым освободил место. Выходит, отличник поступил на учебу едва ли не волею случая, потому что не объявился другой абитуриент с ничтожными баллами, но справкой о льготе, ибо разослал бумаги сразу в несколько вузов. Но таковы были правила приема!

«Да, - сказал на это высокопоставленный чиновник Минобрнауки, - мы предполагали, что могут быть такие перекосы. Но надо было убедиться, как будут работать правила, нужны были конкретные факты, статистика, зато теперь знаем, что, видимо, имеет смысл ограничивать количество вузов, куда можно единовременно посылать документы». Что ж, можно поздравить абитуриентов 2009-го: они оправдали доверие, дав возможность провести на себе очередной эксперимент. Десятки тысяч семей минувшим летом испытали колоссальный стресс, чтобы разработчики правил приема в вузы располагали «конкретными фактами», позволяющими увидеть то, что было очевидно с самого начала. Тот же МГУ, например, получил летом до 40 тысяч заявлений о приеме (для сравнения: в 2008 году их было 19950), реально же физических лиц в качестве абитуриентов оказалось 19325.

Откуда такая разница? Да все оттуда же: одни и те же люди подавали документы не только в разные вузы, но и на разные специальности одного и того же университета.

«Не понимаю правила, с которым можно поступать сразу и на медика, и на политолога, и на инженера только потому, что это позволяют баллы ЕГЭ», - недоумевает член Совета олимпиад школьников, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева РАМН академик Лео Бокерия. Уж ему-то хорошо известно, как важно, чтобы выбор профессии врача был сделан осознанно, а не волею обстоятельств. Впрочем, то же можно сказать и о педагоге, инженере, конструкторе, архитекторе… Трудно представить, чтобы человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, была безразлична сфера его будущей деятельности. Но с большей частью абитуриентов получилось именно так: они с вдохновением включились в игру под названием «Поступить на бюджет». Неважно, в какой вуз, все равно, на какую специальность, лишь бы занять место в университете, благо правила это позволяют. Вот уж что ЕГЭ сделал без промаха и основательно - он разрушил профориентационную работу, которую годами вели в школах вузы, стараясь отыскать «своего» абитуриента, то есть именно тех юношей и девушек, которые мотивированно поступали на ту или иную специальность. Нет больше профессиональной ориентации, забудьте. Вот и министр образования вынужден был признать, что «единственным профориентационным островком» остались олимпиады школьников.

Но этот островок заселяют наиболее одаренные, наиболее талантливые дети, еще на школьной скамье проявляющие интерес к наукам, побеждающие на предметных олимпиадах и в конкурсах. Такие абитуриенты в любом вузе всегда самые желанные, потому что нацелены на учебу, на знания. Правда, эти таланты еще надо отыскать, воспитать, помочь им по-настоящему развиться. Поиску одаренной молодежи служат специальные программы вроде тех, какие проводят, например, Бауманский университет с его «Шагом в будущее», МГУ с конференцией «Ломоносов» или олимпиадой «Покори Воробьевы горы», Физтех с программой «Старт в науку», МИФИ с конкурсом «ЮНИОР» и многие другие вузы. Победители и призеры таких программ становятся, как правило, не только наиболее успешными студентами, но и перспективными специалистами, многообещающими исследователями. Тут нет открытия: любая страна, которая заботится о своем будущем, ведет такой же поиск талантов, открывая перед победителями крупнейших олимпиад двери самых престижных вузов.

Наши вузы до недавних пор не могли принимать одаренную молодежь вне конкурса, делая это нередко на свой страх и риск. В этом году по инициативе Российского союза ректоров преимущественные права победителей и призеров олимпиад были наконец узаконены. 120 олимпиад, отобранных экспертами, разделили на три уровня сложности, обозначив в каждом случае определенные права победителей и призеров. По признанию многих ректоров, именно это правило помогло с набором в нынешнем году, поскольку часть первокурсников составили как раз победители олимпиад, а это, как правило, гарантированно успешные студенты. В Бауманском университете, например, из 3300 принятых на бюджетное обучение около 1000 – победители «Шага в будущее», в МГУ в этом году поступили 3949 человек, из них 2260 - победители олимпиад, в Высшей школе экономики они составили 65% зачисленных на учебу. Всего в олимпиадах по стране приняли участие 423604 школьника, призерами и победителями стали 20633.

Скромная в общем-то цифра, но ведь речь идет об особоодаренных юношах и девушках. В любой стране такую молодежь считают элитой. У нас же кое-кто предлагает именно их ограничить в праве на внеконкурсное зачисление. Представители Минобразования, например, считают, что было бы правильно разрешить победителям олимпиад подавать документы только в один вуз. Логика фантастическая: талант и так пробьет себе дорогу, а тем, кто слабее, надо помогать. Наверняка авторы предложения и сами понимают его уязвимость. В самом деле, если ограничивать количество вузов, куда можно одновременно подавать документы (а это логично сделать, заодно исключив порядок, когда абитуриент поступает сразу на врача, бухгалтера и инженера-сантехника), то для всех, а не только для одаренных ребят. Если уж говорить об ограничениях, то стоило бы присмотреться к армии льготников. Речь вовсе не о детях с ограниченными физическими возможностями, эти, как правило, проявляют тягу к знаниям, да и не они составляют основную часть льготников, ведь льготных категорий, выражаясь официальным языком, у нас 153! В этом длинном-предлинном списке, между прочим, отсутствуют медалисты, им во внеконкурсном зачислении в вуз отказано.

Зато такое право есть у тех, кто учится спустя рукава. Раньше, чтобы воспользоваться своим правом, им приходилось худо-бедно сдавать вступительные экзамены, сейчас достаточно принести сертификат ЕГЭ с минимально допустимым количеством баллов. Но вообще-то единственным преимуществом для поступления в вуз должны быть знания. Министр образования любит повторять фразу про то, что вуз – не собес. Тогда почему на высшую школу перекладываются социальные функции государства? Логично, если государство даст сироте или абитуриенту из многодетной семьи материальную поддержку для поступления в вуз, если не хватило баллов поступить на бюджет. Но непонятно, почему справка о семейном положении открывает двери в вуз, независимо от знаний. А ведь таких льготных категорий, повторю, 153.

Медалистов в этом списке нет. Давайте еще и ограничим права победителей олимпиад (они, кстати, тоже не из этого списка). Какой сигнал тем самым получат сегодняшние школьники? А вот какой: надо лишь запастись нужной справкой, а напрягаться с учебой вовсе не обязательно. Этот урок им уже преподал ЕГЭ: не- важно, как ты учишься, главное - получить «правильную» бумагу. Достаточно проанализировать «географию» лучших сертификатов ЕГЭ, чтобы убедиться в этом. Москва, Санкт-Петербург, другие крупнейшие наши города с их огромными конкурентными возможностями проигрывают напрочь, самые высокие баллы по ЕГЭ вовсе не у них. Но ведь конкурировать приходится именно с такими сертификатами! Министр обещает повторно проверить результаты ЕГЭ. Как справедливо комментируют такое намерение на форумах в сети, что же это за экзамен, который надо проводить повторно…

Нынешний год в нашей стране назван Годом равных возможностей. Увы, для многих абитуриентов он оказался с обратным знаком. Давайте все-таки признаем, что прием-2009 был не просто штормовым, экстремальным, но и плохо продуманным. Министерству образования и науки дано задание разработать новые правила. Может быть, имеет смысл посоветоваться с обществом, которому по этим правилам жить? Или так и будем плыть – от волны до волны. Куда вынесет.

Фото Валерия Скокова.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта