Динамик для... молчания?
Новая система оповещения вызывает сомнения
Кирилл ГРИЩЕНКОВ

Московская городская ретрансляционная сеть, распоряжающаяся всем проводным радиовещанием столицы, в разгар кризиса взялась возрождать систему оповещения граждан о возможных ЧП. Процесс в самом разгаре, но уже сейчас понятно: москвичи задумку вряд ли поддержат.
Лето в столице ознаменовалось двумя замечательными инициативами в сфере охраны мирных граждан от опасностей смутной кризисной эпохи. Характерно, что обе родились в недрах славной организации, официально именуемой ФГУП МГРС. Предприятие с почтенной историей, МГРС ответственна за то, что некогда в наших квартирах появились страшненькие радиорозетки и громоздкие желтоватые приемники, круглые сутки бубнящие что-то невразумительное. И с этой же конторой сегодня приходится иметь дело тем, кто по каким-либо причинам решил наконец избавиться от розетки-уродца и транслируемого ею бухтения.
Впрочем, и в советские годы, и в наши дни главной задачей МГРС было не столько услаждение тонкого слуха городского обывателя, сколько техническое обеспечение системы гражданской обороны. В случае возникновения чрезвычайной ситуации именно проводное радио должно было оповестить население о происшедшем и подсказать, как защититься от опасности. До сих пор квартиры в новостройках в обязательном порядке снабжаются радиоточками. Однако неблагодарное население, как известно, ни о каких угрозах и опасностях слышать не желает и от радиоточек в массовом порядке отказывается. Несмотря на то, что процедура ликвидации такой точки отнимает много времени и сил, через нее прошли уже многие: по данным МГРС, сегодня охват проводной радиосетью составляет уже не прежние 100, а 96 процентов. Впрочем, реальное число «отказников» скорее всего на порядок больше - просто потому, что многие в силу нехватки времени ограничиваются торжественными проводами на помойку самого приемника. А без него, понятно, от розетки никакого прока нет. Руководство организации правильно оценило эту тенденцию и решило принимать меры, пока не поздно. Не исключено, что свою роль в принятии такого решения сыграли чиновники, ответственные за вопросы безопасности.
Так или иначе, система восстала из небытия - и сделала первый неуверенный шаг в сторону столичной промышленности. Теперь будут оснащаться системами оповещения об авариях все производства, считающиеся потенциально опасными для здоровья людей. Под это определение подпадают не только серьезные заводы, но и относительно безвредные предприятия пищепрома, а также хладокомбинаты. Что характерно, инженеры больше не полагаются на ответственность и сознательность современного человека и оборудуют заводские корпуса... звуковой сигнализацией. Причем динамики у этой сигнализации, по словам разработчиков, будут не мощными, а «сверхмощными». Такими, чтобы услышали не только сотрудники и высокое начальство у себя в кабинетах, но и жители «прилегающих территорий».
Осмелюсь предположить, что от звука, который будет слышен целому кварталу, несчастные работники попросту оглохнут, что явно не прибавит им способности сориентироваться в сложной ситуации. Учитывая нынешнее состояние российских технологий, нельзя исключить случайное срабатывание подобных устройств. Что, собственно, и произошло не так давно в одном из окраинных районов Москвы. Там, напомним, сработал сигнал тревоги, перебудивший всю округу: техники проверяли состояние систем гражданской обороны.
Впрочем, тот инцидент продемонстрировал всю бесперспективность подобных затей в условиях нашего мегаполиса, населенного милыми, но на редкость индифферентными людьми. Дело в том, что происшествие не вызвало... ровным счетом никакого резонанса. Несмотря на воспеваемые сегодня возможности интернета и телекоммуникаций, тревога (пусть и ложная), прозвучавшая на окраине города, не всколыхнула ровным счетом никого, даже жителей соседних районов. Поволновались только люди старших поколений, которые еще помнят завывания «воздушной тревоги» и страх перед возможной атомной войной. А если бы тревога оказалась настоящей, непрекращающиеся звуки сирены не привели бы ни к чему, кроме паники, - просто потому, что люди по-прежнему не будут знать, что произошло и как себя лучше в этой ситуации вести. Но и это предусмотрели руководители МГРС - и выступили со второй блестящей инициативой - вернуть розетки в московские квартиры. И здесь, вероятно, их ожидает самая большая неудача, которая сведет на нет все усилия специалистов.
Как рассказали корреспонденту «МП» в пресс-службе ФГУП МГРС, инициатива носит название «социальная розетка». Предполагается, что вместо привычных радиоточек на стенах квартир появятся небольшие блоки, на которых будут расположены: радиорозетка; интернет-розетка; телевизионная розетка; тревожная кнопка; динамик. На самом деле главные элементы, ради которых все и затевается, - это два последних. Динамик ничего не передает, однако его нельзя выключить, и в случае чего по нему будут переданы сигнал тревоги и необходимые разъяснения. Тревожная кнопка связана со специальным операционным центром: стоит нажать ее, и вам на городской телефон перезвонят его сотрудники. А если вы не берете трубку, к вам могут отправить спасателей. А главное, все эти услуги будут стоить ровно столько же, сколько старая радиоточка, уверяют специалисты, притом что подключение «социальной розетки» производится совершенно бесплатно.
Такая система выглядит вполне гармоничной: никаких приемников на стенке, но в случае чего сигнал об опасности дойдет до всех. Однако все эти обещания, увы, слишком похожи на рекламу. Во-первых, многим москвичам уже сейчас слабо верится, что весь обещанный набор услуг будет реализован на минимально приемлемом уровне. А если и будет, уверены они, то стоить он наверняка будет не 30 - 40 рублей, как радиоточка, а существенно больше, ведь услуги телевидения и интернета предоставляет не сама МГРС, а местные провайдеры, с которыми надо чем-то расплачиваться. И ценообразование будет зависеть от них тоже. При этом устройство, как и раньше, будет мешать при любом мало-мальски сложном ремонте - и для любых манипуляций над ним придется вызывать специалиста, что не так просто, как может показаться. Все это не только не ослабит, но, возможно, и усилит поток отказов от услуг МГРС.
Кроме того, есть сомнения относительно того, будет ли установка этой системы сугубо добровольной. Пока, конечно, о принудительности и речи нет, но если забота о безопасности граждан будет в нашем городе усиливаться, можем дожить и до запретов на отказ.
При том что абонентскую плату никто отменять не обещает. А кому захочется оплачивать навязанную услугу из своего кармана? Так можно дойти и до намеренной порчи радиоточек, и до массовых судебных процессов с участием обществ защиты потребителей.
...В Германии сейчас разрабатывается система спутникового оповещения о чрезвычайных происшествиях. Она должна заменить старую, подобную нашей инфраструктуру. Предполагается, что переданный из космоса сигнал тревоги сможет транслировать любое техническое устройство, находящееся рядом с человеком, - от телевизора до автомобиля. Это, думается, гораздо эффективнее, чем установка розеток. Современный человек, особенно наш, исключительно равнодушен к глобальным проблемам и отдаленным рискам. Чтобы он отреагировал нужным образом, сообщение о ЧП должно настигать его независимо от его желания - но так, чтобы в мирное время он не чувствовал, что ему навязали систему безопасности. В этом смысле немцы поступили умно - они ничего нигде не устанавливают, не раздражают граждан абонентской платой, но в случае чего вся электроника встанет на службу спасателей. А в России... в России динамики будут закрашивать, заставлять мебелью, заклеивать обоями и т. п. И если однажды он зазвучит, многие просто его не услышат. «Что происходит? Война? Да вы что? А я и не в курсе - в наушниках был, музыку слушал...»