Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Артур КЕСКИНОВ: Капремонт - это взаимная ответственность города, подрядных организаций и жителей

Татьяна ДАНИЛИНА

"Лето - это маленькая жизнь", - предусмотрительно предрекал нам поэт, возможно, даже не представляя всего глубинного смысла своего лирического предсказания. Если раньше лучшее время в году традиционно связывалось с отпуском и романтическими надеждами, то вот уже второй год многие москвичи вынуждены оставаться дома в ожидании мастеров, поскольку на период долгожданного отдыха выпадает высокий сезон капитального ремонта в столице. Понятно, что большинство из них мучительную дилемму гамлетовского вопроса не склонны рассматривать позитивно при отсутствии достоверной и объективной информации об организации, условиях и, главное, о сроках проведения капитального ремонта в 2009 году в столице. О том, как реализуется в Москве городская программа капитального ремонта жилых домов, рассказывает сегодня читателям нашей газеты руководитель Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы Артур КЕСКИНОВ.

- Артур Львович, в редакционной почте нашей газеты немало вопросов, связанных с капитальным ремонтом жилых домов. Несколько слов о масштабе программы капитального ремонта этого года и объемах. Экономический кризис каким-то образом сказался на замыслах разработчиков программы? Не получится ли так, что выделенных средств хватит лишь на демонтаж старого оборудования? Вопрос, между прочим, отнюдь не лишний - в прошлом году подобные факты случались.

- Утверждены адресные списки программы капремонта. Настоятельно рекомендую зайти на сайт Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы (www.moskr.ru), где представлены не только объекты капремонта, но и размещена подробная информация по каждому адресу. Советую также посетить информационные комнаты в управах районов, где специалисты ответят жителям на все интересующие их вопросы по проведению капитального ремонта. Там же можно ознакомиться с технической документацией по объекту, включенному в план предстоящего ремонта. Быть в курсе событий помогут и информационные стенды, где указаны сроки проведения ремонтных работ, контактные телефоны представителей подрядной организации, сотрудников управы и префектуры, курирующих программу капремонта, а также городских служб, осуществляющих контроль выполнения работ на данном объекте.

Теперь по вопросу финансирования. Снижение доходной части бюджета города не могло не сказаться на объемах финансирования правительственных программ, в том числе и по капитальному ремонту. Вместе с тем это не означает, что какие-либо из намеченных к обязательному выполнению работы не будут сделаны.

Да, некоторые из перечня мероприятий могут быть перенесены на второй этап, но никаких "полуфабрикатов" с привлекательной формой и удручающим содержанием штамповать ради отчетов не будем. Это я ответственно заявляю. Сделаем все, что необходимо в приоритетном порядке по каждому запланированному дому, но не сразу, как хотелось бы и жителям, и правительству города. И в этом смысле я надеюсь на понимание и поддержку москвичей.

- Какие все-таки работы строители обязаны выполнить на объекте жилого дома? И где можно удостовериться в том, что они соответствуют проекту, а не возможностям подрядных организаций?

- Виды работ и их объемы определяются индивидуально для каждого многоквартирного дома, включенного в программу, на основании технического заключения о состоянии его конструкций и инженерных систем и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

Полный список работ, проводимых в ходе реализации комплексного капитального ремонта в 2009 году, достаточно обширен. Буду признателен "Московской правде", если список будет опубликован на страницах газеты.

Из обязательных работ необходимо назвать следующие: ремонт и утепление кровли и чердачных помещений, дверных заполнений и входных площадок, лестниц, фундаментов и подвалов, стен и фасадов, лифтов и ОДС, внутридомовых инженерных систем, в том числе и внутридомового газоснабжения.

- Москвичей интересует перечень работ, которые выполняются непосредственно в квартирах. Это наиболее чувствительная тема, ведь людям приходится "подстраиваться" под строителей, отказываться от поездок на дачу, от долгожданного отпуска. Да и рычагов воздействия на нерадивых строителей у жителей фактически нет: наказать материально недобросовестных подрядчиков они не могут.

- Во всех квартирах производится: замена оконных и балконных заполнителей на энергоэффективные шумоизоляционные; остекление и ремонт балконов и лоджий; ремонт и замена трубопроводов, стояков и подводок к отопительным приборам; установка отопительных приборов со встроенными или пристроенными автоматическими терморегуляторами; установка индивидуальных приборов учета; замена канализационных лежаков к сантехприборам. В муниципальных квартирах они подлежат замене на новые. В квартирах льготных категорий граждан дополнительно производится установка индивидуальных приборов учета.

Что же касается вопроса осведомленности жителей о том, кто, что и как должен ремонтировать в их доме, то это в полной мере зависит от их заинтересованности в результатах ремонта и степени участия в процессе его проведения. Если занять позицию стороннего наблюдателя, то многие события, связанные с капремонтом дома, могут оказаться в зоне непонимания и отчуждения.

- Что посоветуете?

- Активно включиться в процесс проведения ремонтных работ в доме. Ведь в этом масштабном проекте главное заинтересованное лицо, ради которого он, собственно, и затевался, - это житель, создание для него комфортных условий, обеспечение нормальных и безопасных условий эксплуатации объекта жилого дома на длительную перспективу. Если город не возьмет сегодня на себя эти заботы, то в перспективе они станут серьезными проблемами собственников этих помещений. И значит, власть вправе рассчитывать на участие москвичей в проведении капитального ремонта в жилищном фонде. Капремонт - это взаимная ответственность всех его участников: города, подрядных организаций и жителей.

- С чего начать?

- Первый обязательный шаг - общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. Такая необходимость продиктована требованиями Жилищного кодекса РФ, согласно которому решение о проведении в доме капремонта входит в компетенцию общего собрания собственников и принимается не менее чем двумя третями голосов. На этом же собрании собственники из своего числа определяют уполномоченных представителей для взаимодействия с подрядной организацией и госзаказчиком при производстве и приемке работ, подписания необходимых документов.

Если общее собрание голосует за проведение капремонта, городом организуются открытые торги на право получения госзаказа по капитальному ремонту дома. В качестве наблюдателей в них участвуют представители собственников, уполномоченных общим собранием. Такой порядок в Москве введен впервые, своего рода работа над прошлыми ошибками с целью обеспечить прозрачность процедур выбора подрядной организации. Это дает жителям больше уверенности в привлечении к ремонту не случайных фирм-однодневок, а профессиональных и добросовестных компаний.

Следующий этап, где подключаются собственники, - открытие объекта для капитального ремонта. Уполномоченный представитель жителей дома подписывает акт открытия объекта, в котором фиксируется дата начала работ, перечень передаваемой документации. С этого момента собственники становятся непосредственными участниками процесса производства работ.

- В чем заключается роль жителей?

- Основная задача собственников - обеспечить своевременный допуск в квартиры представителей подрядной организации для проведения работ по замене стояков, оконных блоков, остекления и ремонта балконов и лоджий. От того, насколько оперативно происходит согласование графика доступа в квартиры, во многом зависят соблюдение сроков и качество ремонтных работ.

Кроме того, начиная с этого года уполномоченные представители собственников входят в состав государственной комиссии по приемке объекта. Без их подписи акт не может быть утвержден, дом не будет принят как отремонтированный, а работы оплачены. Согласитесь, это достаточно действенный способ "настроить" подрядчика на добросовестное исполнение всех договорных обязательств и конструктивную работу с жителями дома.

- Формат ответственности жителей за соблюдение сроков ремонта на объекте в целом понятен. На практике основная причина затягивания работ вызвана несогласованностью, а иногда и некомпетентностью действий подрядчиков. В нашей редакционной почте немало примеров того, что на информационных табло заявлены одни даты, а в действительности они не совпадают с указанными. Какие-то санкции за невыполнение обязательств по срокам предусмотрены и могут ли жители влиять на этот процесс?

- Государственные контракты предусматривают достаточно жесткие условия выполнения генеральным подрядчиком договорных обязательств. К примеру, веским поводом для расторжения контракта в одностороннем порядке могут рассматриваться такие нарушения, как перенос сроков выполнения работ по капитальному ремонту объекта либо отставание от графика производства работ более чем на 5 календарных дней, внесение изменений в проектно-сметную документацию, увеличивающих стоимость или сроки выполнения работ, задержка генподрядчиком открытия объекта более чем на 5 календарных дней по причинам, не зависящим от госзаказчика, систематическое - два и более раз в течение месяца - несоблюдение требований по качеству или технологии проведения работ.

- Хотелось бы получить ваш комментарий по типичной и хорошо знакомой нам всем ситуации, когда строители отказываются выполнить какие-то работы, скажем, покрасить установленную ими новую трубу, ссылаясь на отсутствие их в проекте, но охотно соглашаются сделать это за дополнительную плату. А недавно появилась универсальная и безупречная с точки зрения опровержения отговорка - сокращение финансирования в связи с экономическим кризисом. Как быть в подобных случаях?

- Вооружиться достоверной информацией. Как я уже сказал, она есть в открытом доступе на сайте нашего департамента, в управах районов, на информационных стендах.

Два предупреждения для жителей. Первое. Сбор средств на проведение капитального ремонта жилых домов, включенных в адресный перечень городской программы капитального ремонта, категорически недопустим ни под каким предлогом. Это мошенничество. И если подобные факты известны москвичам, просьба незамедлительно информировать об этом руководство префектур административных округов, управы районов, Департамент капитального ремонта, жилищную инспекцию города Москвы.

Второе. Отмечены случаи, когда представители подрядных организаций сообщают жителям ремонтируемых домов о дефиците финансирования программы капитального ремонта и якобы нехватке денег на выполнение ряда предусмотренных проектом работ по данному объекту, умышленно вводя тем самым в заблуждение собственников. Ответ один: все запланированные по дому в соответствии с определенным перечнем работы будут выполнены в обязательном порядке, даже если некоторые из намеченных мероприятий придется реализовать на втором этапе ремонта. Только после этого объект будет считаться закрытым.

- Имеют ли право жители участвовать собственными средствами в проведении капитального ремонта, если, к примеру, на общем собрании они решили сделать дополнительные работы, не предусмотренные проектом капремонта?

- Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов финансируется из бюджета Москвы. Как неоднократно заявлял мэр столицы Ю. М. Лужков, город выполняет свои обязательства по капитальному ремонту жилых домов, недовыполненному в прошлые годы.

- Не получится ли так, что нехватка средств в городской казне вынудит власти вспомнить статью Жилищного кодекса, согласно которой обязанность по несению расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома возложена на собственников его помещений?

- Еще раз подчеркиваю: в рамках городской программы по капремонту в столице будет не только реализован полный объем работ по недоремонту, накопившийся за десятилетия, но и выполнены технические мероприятия по обеспечению энергоэффективности объектов жилых домов, вошедших в программу капремонта.

Это ответственное решение правительства Москвы. Такого подхода к делу требует от нашего департамента и руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Павлович Бирюков.

В дальнейшем это значительно облегчит бремя расходов собственников на ремонт, поскольку в рамках городской программы дом приводится в нормативное эксплуатационное состояние, и жители смогут производить накопления на будущие ремонты в течение длительного времени, а не в режиме форс-мажора.

- Почему подрядные организации зачастую работают по принципу "К пуговицам претензии есть?" Разве это правильно, когда, к примеру, окна устанавливает одна фирма, штукатурят откосы другие? Трубы центрального отопления демонтируют одни, замену производят другие, а переделывают их работу, квалифицируя ее как производственный брак, третьи? И почему в их действиях нет ни согласованности, ни последовательности, ни системы?

- При капитальном ремонте ряд работ, например, установка индивидуальных приборов учета и домовых автоматизированных узлов управления, замена оконных и балконных блоков, ремонт или замена газового хозяйства, лифтового оборудования, ремонт фасадов домов и другие, могут выполняться специализированными организациями, привлекаемыми генеральными подрядными организациями по договору субподряда. Но это вовсе не означает, что генподрядчик имеет основания перекладывать ответственность за некачественно или несвоевременно выполненные работы на сторонние организации.

Контроль соблюдения технологического цикла и порядка производства работ должен осуществляться квалифицированным сотрудником, назначенным руководителем генподрядной организации. Его фамилия и контактный телефон обязательно должны быть указаны на информационном стенде. И если у жителей возникли какие-либо вопросы по недоделкам, то все свои претензии "к пуговицам" настоятельно рекомендую изложить представителю генерального подрядчика, и лучше в письменном виде - в форме личного обращения либо коллективной жалобы, подписанной уполномоченными представителями собственников дома.

- Вопрос материальных компенсаций также интересует москвичей. Бывают случаи, когда неправильные или неквалифицированные действия строителей наносят материальный вред имуществу граждан. Как быть в таких случаях и кто несет ответственность за неумелые действия строителей?

- Учитывая опыт прошлого года, город обязал все подрядные организации, осуществляющие работы по капитальному ремонту жилых домов, заключить договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами.

Согласно этим договорам, страховая организация обязана при наступлении страхового случая в течение срока страхования, то есть срока выполнения работ по государственному контракту, возместить реальный вред, причиненный имуществу третьих лиц при осуществлении работ по капитальному ремонту подрядной организацией на территории производства работ и в местах, непосредственно примыкающих к этой территории.

Аналогичная процедура выплаты компенсации по страховому случаю предусмотрена при нанесении ущерба общему имуществу в многоквартирном доме. Заявителями в данном случае выступают ТСЖ либо управляющая компания.

- Существуют ли гарантийные сроки выполнения капремонта и на какие виды работ они распространяются? Где об этом можно узнать и куда обращаться в тех случаях, если брак или недоделки проявляются только в процессе эксплуатации?

- Безусловно. Гарантия на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на объекте, начинается с даты утверждения в установленном порядке акта государственной комиссии о приемке законченного капитального ремонта дома, который, напомню, подписывают в том числе и уполномоченные представители собственников.

Гарантийный срок по фасадам, кровле, инженерным системам, мусоропроводу и системе электроснабжения составляет 5 лет, по общестроительным работам - 3 года. Все выявленные в период гарантийного срока недостатки генподрядчик обязан устранить за счет собственных средств. Гарантийный срок в таких случаях продлевается на период устранения дефектов.

- Подскажите самый короткий путь исправления недостатков капитального ремонта и, по возможности, без моральных издержек и потерь.

- По всем дефектам, обнаруженным в процессе эксплуатации, жителям следует обращаться в свою управляющую компанию. И еще один совет. Конечно, период капремонта неминуемо влечет определенные неудобства. Вместе с тем его организация, проведение, сроки и качество работ зависят не только от подрядной организации, но и жителей, их участия, заинтересованного и ответственного отношения к тому, что происходит в доме.

И если у жителей действительно серьезные намерения по поводу технического состояния их жилища, то, согласитесь, обновленный дом с современным и надежным инженерным оборудованием стоит тех общих усилий, которые необходимо приложить в период проведения капитального ремонта.

Виды работ по проведению комплексного капитального ремонта жилых домов

Виды и объемы работ определяются на основании технического заключения о состоянии строительных конструкций и инженерных систем и проектно-сметной документации для каждого многоквартирного дома.

Виды работ, проводимых в ходе реализации комплексного капитального ремонта в 2009 году:

1. Ремонт и прочистка системы вентиляции.

2. Теплоизоляция трубопровода.

3. Утепление чердака. Нормализация тепловлажностного режима.

4. Оборудование автономными пожарными извещателями.

5. Установка пожарных кранов ПК-Б для внутриквартирного пожаротушения.

6. Для поддержания заданной температуры в помещении устанавливаются терморегуляторы и балансировочные клапаны на стояках.

7. Замена системы ГВС, ХВС. Новая система выполняется из полимерных труб ПВХ, в подвале и на чердаке - из оцинкованных труб. Ремонт системы ГВС, ХВС с заменой подводок к сантехприборам.

8. Ремонт (замена) внутренней канализации. Новая система выполняется из полипропиленовых труб.

9. Устройство новой отмостки после утепления цоколя.

10. Ремонт (замена) системы ЦО. Установка автоматизированного узла управления для системы центрального отопления. Установка узла учета тепловой энергии и расхода воды.

11. Устройство охранно-защитной дератизационной системы.

12. Ремонт подвального помещения с обработкой всех внутренних поверхностей биоцидным препаратом.

13. Установка датчиков контроля дверей помещений подвала и чердака с передачей сигнала на ОДС.

14. Замена дверных блоков в мусорокамеру и подвальное помещение на металлические утепленные двери.

15. Устройство пандуса для маломобильных групп населения.

16. Замена входных и тамбурных дверных блоков на утепленные с оборудованием их доводчиками.

17. Перекладка существующего настенного газопровода в связи с утеплением фасада.

18. Утепление фасадов и цоколя.

19. Замена существующей электропроводки по пяти- и трехпроводной схеме с медными жилами.

20. Остекление балконов (лоджий), ремонт плиты с заменой полов и гидроизоляции.

21. Установка энергосберегающих стеклопакетов.

22. Ремонт (замена) ствола мусоропровода с устройством и подводкой холодной и горячей воды.

23. Ремонт лестничной клетки.

24. Замена светильников на энергосберегающие.

25. Замена дверных блоков в машинное помещение лифтов и чердачное помещение на металлические утепленные двери.

26. Замена (ремонт) кровельного покрытия.

27. Ремонт (замена) лифтового оборудования.

28. Благоустройство дворовых территорий и ремонт внутриквартальных инженерных коммуникаций.

Наша справка

В соответствии с утвержденными графиками производства работ в настоящее время проводится комплексный капитальный ремонт в 473 многоквартирных домах.

В соответствии с проектно-сметной документацией выполнены работы: по ремонту электрооборудования на 83 процента, в 209 домах завершены полностью. Наиболее активно ведутся работы в ЦАО (97,7 процента), ЮЗАО (94,3 процента).

Работы по замене оконных и балконных блоков выполнены на 75 процентов, а в 124 домах завершены полностью. Здесь в числе лидеров ЮВАО (94,8 процента) и ЦАО (92,7 процента).

Полностью завершены работы по замене кровли в 36 домах (34,5 процента).

Работы по замене систем холодного и горячего водоснабжения выполнены на 77 процентов (в 54 домах полностью завершены), по замене системы центрального отопления - на 71 процент (выполнены в 41 доме).

В полном объеме завершены работы по замене внутриквартальных инженерных коммуникаций, а также по наружному освещению в зонах капитального ремонта жилищного фонда 2009 года.

По состоянию на 30 июля 2009 г. работы по городской программе капитального ремонта выполнены в среднем на 70 процентов.

Куда пожаловаться

"Горячие линии" административных округов города Москвы

ЦАО 8 (495) 697-88-73

САО 8 (495) 611-01-49

СВАО 8 (495) 619-91-72

ВАО 8 (495) 777-28-03

ЮВАО 8 (495) 777-28-04

ЮАО 8 (499) 777-28-05

ЮЗАО 8 (495) 287-30-47

ЗАО 8 (495) 431-31-66

СЗАО 8 (495) 491-05-20

ЗелАО 8 (495) 957-75-57

"Горячие линии" службы заказчика по капремонту многоквартирных домов

ЦАО 8 (495) 697-88-73

САО 8 (495) 976-39-12

СВАО 8 (495)477-65-52

ВАО 8 (495) 963-99-41

ЮВАО 8 (499) 784-98-98

ЮАО 8 (499) 725-78-75

ЮЗАО 8 (495) 287-30-47

ЗАО 8 (495) 434-17-20

СЗАО 8 (495) 496-36-89

ЗелАО 8 (499) 736-20-90

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта