Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«Крепко сбитый литой монумент...»

Всеволод ЧУБУКОВ

12 октября 1985 года Владимиру Высоцкому был установлен надгробный памятник, его выполнили скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский.

Владимир Высоцкий и Александр Рукавишников в друзьях не ходили, но друг о друге знали. Близким знакомством обязаны Алексею Штурмину, одному из зачинателей отечественной школы карате, с 1971 года размещавшейся в спортзале «Фрунзенец» на Садовой-Триумфальной во дворе дома 4, рядом со станцией метро «Маяковская».

Однажды среди засидевшихся друзей дома у Высоцкого на Малой Грузинской между разговорами и, естественно, песнями Штурмин показал несколько приемов карате. Владимир был удивлен и даже не поверил, что тот (с Алексеем общались многие годы, так как жили в соседних домах по Беговой аллее) занимается этим видом борьбы. К Штурмину возникли вопросы, и он пригласил Высоцкого на ближайшую тренировку.

В спортзал Высоцкий пришел, сел в углу и тихо просидел весь вечер. Здесь они и познакомились, Владимир и Александр - лучший ученик Алексея, обладатель черного пояса - высшей степени мастеров в школах карате. Высоцкий обоих засыпал вопросами: как достичь скорости, чтобы разбивать предметы рукой или ногой, как готовить удар, выяснял преимущества боксера перед каратистом (Владимир в юношестве занимался боксом).

«Его, - рассказывал Алексей Борисович, - в любом виде спорта интересовало все, так как в физическом плане был подготовлен отменно: мог с места сделать сальто, стойку на одной руке и целый ряд других силовых упражнений. Владимир сразу отметил полезность карате для поддержания актерской формы и в конце тренировки выдал заключение: «Это такое занятие - либо не начинать вовсе, либо посвятить ему жизнь».

Рукавишников, тогда молодой скульптор, только что окончивший Художественную академию имени В. И. Сурикова, предложил Высоцкому лепить с него портрет. Тот согласился, однако с началом сеансов оба дотянули до июля 1980 года.

Сразу же после смерти Высоцкого Александр начал работать над его скульптурным портретом - по памяти и тем фотографиям, которые наиболее ярко отражали его образ. Материалом был выбран белый мрамор. Менее чем через год скульптура была закончена и после очередной выставки приобретена Третьяковской галереей.

В 1983 году Александр откликнулся на предложение администрации Театра на Таганке участвовать в конкурсе на создание надгробного памятника Высоцкому. В те годы установить ему на могиле даже скромную плиту оказалось проблемой. Такое было отношение властей к поэту, потому что он никогда «в привычные рамки не лез». Несмотря на все неопределенности, скульптор начал работать над полноценным монументом.

Он выполнил множество эскизов, пока не родился тот вариант, который подал в конкурс. Проектов поступило около пятидесяти, в самых неожиданных решениях: от абстрактных композиций и аллегорий до незамысловатых фигур и бюстов. Модель Рукавишникова была принята, но требовала серьезной доработки. Новый ее вариант, признанный лучшим, был выполнен в полном масштабе в гипсе и получил высокую оценку.

На мой вопрос: «Что-то изменилось бы в памятнике, если бы его суждено было создавать сегодня?» - Александр Иулианович ответил: «Некоторые детали убрал бы, может, что-нибудь добавил бы, но общая концепция фигуры поэта осталась бы прежней, памятник Высоцкому, исходя из его творчества, должен быть литературным и понятным, поэтому конструкция отвечает внутреннему содержанию образа, отсюда и динамичность фигуры».

Согласование проекта памятника проходило тяжело через одиннадцать инстанций, а специального разрешения на выделение бронзы надо было добиваться в Министерстве культуры СССР. С трудом, но и этот вопрос был решен. Тогда наступила очередь мастеров Мытищинского завода художественного литья имени Е. Ф. Белашовой, которые отлили скульптуру, причем финансовый расчет был произведен по минимальным расценкам. К выполнению этого заказа все сотрудники завода - от директора до рядового рабочего - отнеслись с небывалой добросовестностью. За этот поступок - именно поступок - от всех нас низкий им поклон и искреннее спасибо.

Бригада рабочих завода заранее (за три недели до открытия) смонтировала цоколь-основание для крепления скульптуры и за два дня - цветник из серого гранита. Вечером накануне дня открытия монумента заводчане привезли дерн для укладки внутри цветника и подогнали автокран. Средства массовой информации о готовившемся событии не обмолвились ни единым словом. Но все равно москвичи узнали об этом.

В ясное прохладное субботнее утро 12 октября 1985 года, в 8 часов 20 минут к Ваганькову подошел грузовик, в кузове которого на уложенных спортивных матах с особой бережностью была доставлена скульптура поэта. Самый ответственный момент для Рукавишникова наступил в ту минуту, когда скульптура с помощью крана была установлена на цоколе, но еще поддерживалась тросами. Скульптор твердым голосом потребовал от всех отойти. Около фигуры оставил только двоих: монтажника и сварщика, да и те присели, чтобы не мешать. С Высоцким в эти мгновения скульптор был один на один. Уверенным глазом ваятеля он выверял строгую вертикаль монумента. По его указанию монтажник подкладывал металлические пластины, выравнивая линию. Получив «добро», сварщик соединил скульптуру с цоколем. Дерном заложили цветник. Те же рабочие убрали с площадки строительный мусор. В завершение была сделана фотография на память - авторы монумента, родители поэта и бригада рабочих. Скульптура отливала свежей бронзой. Рукавишников поведал, что через час она потемнеет, но ни зеленой, ни синей патины не будет, так как он обработал ее особым составом.

С установки памятника прошло всего 1 час 40 минут, еще через час «при огромном скопленье народа» состоялось его открытие. С воспоминаниями о Владимире Высоцком выступили директор Театра на Таганке Н. Л. Дупак, поэт А. А. Вознесенский, летчик-космонавт СССР Г. М. Гречко, искусствовед Н. А. Крымова... Семен Владимирович Высоцкий искренне поблагодарил всех, кто принял участие в создании и изготовлении монумента, а также друзей поэта, знакомых и многочисленных почитателей таланта сына, пришедших в этот день на Ваганьково.

К подножию только что открытого памятника целый день несли белые розы, алые гвоздики, поздние осенние полевые цветы. Несут и по сей день...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта