Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Тараканья взятка

Чиновник сможет заработать, подбросив в иномарку дохлого жука

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

Бывшая в употреблении продукция зарубежного автопрома отныне будет проходить так называемый фитосанитарный контроль, причем дважды: один раз на границе, а другой - в пункте назначения. При этом инспекторы аграрного ведомства получили право задерживать подозрительную технику для проведения лабораторных исследований.

Нельзя не отметить, что это решение было оформлено весьма интересным образом. Всю колесную технику б/у, от легковых автомобилей до тракторов и пожарных машин, взяли и без лишнего шума гуртом включили в перечень продукции, подлежащей фитосанитарной проверке. Сделано это было еще в начале месяца, однако внесенные в список изменения вступили в силу только вчера. В результате все, кто имеет хоть какое-то отношение к автомобильным делам, в буквальном смысле проснулись и обнаружили, что правила игры на рынке подержанных машин в очередной раз изменились.

Смысл нововведения заключается в следующем. Любая пользованная иномарка, пересекающая российскую границу в качестве товара на продажу, будет подвергаться доскональному осмотру, который должен осуществлять специальный инспектор - представитель Россельхознадзора. В его задачи входит поиск «биологических материалов и почвы, насекомых в живом и мертвом виде». Если он остается доволен увиденным, автомобиль отправляется дальше и... попадает прямо в распростертые объятия второго инспектора, который выполняет ровно те же самые функции, что и первый. В случае обнаружения в недрах машины чего-то, вызывающего хотя бы малейшие подозрения, инспектор без лишних разговоров изымает ее и отправляет в карантин, где «стального коня» берут в оборот биологи. И по закону они могут держать транспортное средство в лабораторном плену до 20 дней.

Чем, спрашивается, руководствовались чиновники, когда разрабатывали эту замысловатую и крайне взяткоемкую схему? Сотрудники Россельхознадзора уверяют, что у них есть все основания для введения столь жесткого контроля, ссылаясь при этом на собственную статистику, согласно которой за два прошедших года были задержаны 4290 единиц транспорта, зараженного вредителями. Наибольшее беспокойство у специалистов ведомства вызывают азиатская хлопковая совка, американская белая бабочка, непарный шелкопряд и японский жук: эти существа входят в реестр самых опасных «карантинных объектов». Ужесточение санитарного контроля в этом свете предстает давно назревшей и крайне нужной мерой.

Однако реальное положение вещей заставляет думать, что авторы идеи руководствовались какими-то иными соображениями, помимо заботы об отечественном сельском хозяйстве. Во-первых, по данным все того же Россельхознадзора, из упомянутых четырех с лишним тысяч машин только 14 представляли хоть какую-то опасность для людей и окружающей среды.

Во-вторых, напрашивается мысль о том, что усиленные проверки направлены именно против легковых машин - ведь очевидно, что подержанных тракторов и поливальных машин к нам ввозят, мягко говоря, значительно меньше, чем личных транспортных средств. В-третьих, нельзя игнорировать тот факт, что импорт старых автомобилей за истекшие полгода сократился в разы: по данным экспертов, за истекшие полгода юридическими лицами были ввезены в Россию лишь 10 тысяч подержанных машин. Интересно, где были наши бдительные надзорные органы до начала кризиса и введения заградительных пошлин, когда техника действительно стекалась к нам со всех концов планеты? И какой смысл браться за проверки теперь, когда проверять уже особо нечего?

В судорожных действиях Россельхознадзора можно было бы углядеть какой-то смысл, если бы, скажем, наблюдалась резкая переориентация потоков импорта. К примеру, российские предприниматели перестали бы делать закупки в Европе и в Японии, предпочтя им тропическую Африку или субэкваториальные страны Южной Америки, где действительно водится масса всевозможной заразы, которую можно запросто привезти в Россию, даже не заметив. А поскольку ничего этого нет в помине, то предпринятые ведомством меры выглядят несвоевременными, неуместными и даже нелепыми.

Если, конечно, не рассматривать их как очередной юридический удар по рынку зарубежного машинного секонд-хенда.

В этом свете инициатива Россельхознадзора очень хорошо сочетается с драконовскими пошлинами, которые сами по себе едва не уничтожили торговлю старыми импортными авто. Дескать, даже если у тебя, россиянин, есть деньги на преодоление финансовых кордонов, мы тебе все равно выкрутим руки и заставим выбирать между новыми иномарками, которые тебе уже не по карману, и отечественными колымагами. Решай, не стесняйся, у нас свободная страна. Перефразируя легендарное высказывание отца американского автопрома Генри Форда, покупатель может выбрать любую машину - при условии, что это будет продукция «АвтоВАЗа».

К слову, основная масса действующих и потенциальных автовладельцев восприняла происшедшее именно как очередную поблажку для подконтрольного Сергею Чемезову предприятия. Судя по всему, россияне решили, что власти вознамерились окончательно добить импорт старых иномарок, и не за горами новые требования со стороны других проверяющих инстанций.

- Почему бы не подключить к этому делу санэпиднадзор и пожарных? - ехидно спрашивает автомобилист со стажем Дмитрий Душкин. - Можно еще ввести проверки бензина и масла на наличие возбудителей свиного гриппа или венерических заболеваний и просвечивать рентгеном сиденья, чтобы убедиться, что туда не залезла какая-нибудь заразная плесень.

С другой стороны, бурная деятельность сельхозинспекторов гармонирует и с еще одной тенденцией, характерной в последнее время для федеральных властей. Речь идет о введении абсурдных запретов и ограничений, которые напоминают едва прикрытые «кормушки» для заинтересованных чиновников. Взять хотя бы недавнее обещание Минэкономразвития обязать россиян отказаться от ламп накаливания и в принудительном порядке заменить их на энергосберегающие. Какой простор для деловой активности проверяющих инстанций - о таком можно только мечтать. То же самое и здесь: не хочешь ждать месяц, опасаясь, что твой товар просто отправят обратно, не возместив тебе ни копейки, - изволь отстегнуть инспектору на границе. А потом еще и второму, чтобы тот, не дай боже, не нашел недочетов в работе своего задобренного коллеги. Или, что более вероятно, вокруг таможенных пунктов появится очередная поросль посреднических фирм, которые за умеренную плату сами «убедят» несговорчивого инспектора в том, что партия каких-нибудь старых «опелей» не грозит гибелью российским полям и лугам.

Так или иначе, решение об ужесточении проверок уже вступило в силу, и все его негативные последствия нам придется констатировать постфактум - и приспосабливаться по мере сил. Можно практически с полной определенностью сказать, что ввоз подержанных иномарок сократится еще значительнее, а цены на те машины, что все же будут просачиваться через границу, взлетят вверх.

Рисунок Игоря Кийко.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта