Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Москва оБЫТованная

Татьяна ГАРМИЗЕ

Сколько лет хожу мимо мусорной контейнерной площадки - и ничего. А тут вперяю мрачные очи - что-то не то, не пойму только, что именно. Обошла площадку по периметру... Да она чиста, как в первый день творения! Еще недавно дня не проходило, чтобы «мини-полигон» не радовал бомжей развешенной на ограждении чуток поношенной одеждой и немодной, но крепкой обувкой... А тут - ни ответа от жильцов, ни привета. Неужто система безадресной гуманитарной помощи дала сбой?

Договариваясь о встрече с заместителем руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Л. А. Коржневой, я, разумеется, и в мыслях не держала обсуждать с главным специалистом по бытовому обслуживанию населения Москвы причины скудости «контейнерного ассортимента». Срочно требовалось обсудить другое: правда ли, что в Москве «пачками» закрываются предприятия бытового обслуживания, и если да, то почему и как с этим бороться?

За все ответит Плюшкин?

К 2005 году московская региональная система бытового обслуживания насчитывала почти 7000 предприятий. Объемы бытовых услуг выросли за четыре предыдущих года в 1,8 раза, с 19 до 35 млрд. руб. Росли бы и дальше, если б не цены, вымахавшие «на отдельные виды услуг» вдвое! И добро бы на том «устаканились»! А то на бытовку-2009 глянешь - сам руками замашешь: «чур меня!» Дубликат ключа - 50 - 100 рублей, укоротить брюки - 200, рукава - 400, вшить молнию куртки - 500 (без стоимости молнии), металлические набойки на каблуки - 200. Не ударяет в грязь лицом и химчистка: освежить свитер - 150, почистить куртку на поролоне - 600 минимум. А «чистка и подкраска изделий из дубленой кожи»? Вот уж овчинка выделки не стоит! Дешевле по объявлению найти «дубленку б/у в отл. сост.» Ноздря в ноздрю с чисткой дышат цирюльни. Женская стрижка 600 - 1500, мужская «простая для пенсионеров» - 150, «креативная для детей до 6 лет» - 200. Маникюр в обычной парикмахерской - 400; педикюр, необходимый многим, особенно пожилым, - 800 плюс накрутка за каждый заусенец. О ремонте мебели вообще лучше молчать, чем говорить. С учетом «антикризисных» скидок в магазинах новый диван сегодня обойдется дешевле «реставрации» бабушкиного топчана.

Как тут, право, не вспомнить Плюшкина, хранившего в шкафу «с старинным серебром» подобранный неведомо когда и зачем гвоздь! Доживи скопидом до наших дней, подался бы в рантье. А ссужал бы нас предприимчивый помещик запчастями.

Шутки шутками, но еще в 2005 году в постановлении московского правительства «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения» главным сдерживающим фактором роста потребления услуг на полном серьезе названы высокие цены. И если хлеб, мясо, рыбу, молочные продукты мы вынуждены покупать даже по нынешним сорвавшимся с цепи ценам, то бытовая техника, одежда, обувь для многих отошли в тень отложенного спроса. Дату выхода из кризиса не назовет ни один серьезный экономист, так что придется поддерживать в исправном состоянии то, что имеем, от тапок до холодильника. И процесс уже пошел: объемы заказов на ремонт обуви выросли на 10 процентов! Кажется, вот звездный час службы быта! А в Москве за полгода исчезли с небосклона 400 точек. Неудивительно: в тучные годы рост цен сдерживал рост объемов потребления услуг, а в условиях кризиса обернулся крахом для самих «услужающих». Так что если причина «худосочности» помоечных развалов - кризис, то закрытие предприятий, пытающихся жировать по старинке, - его прямое следствие.

Эффективная набойка

В конце 1980-х в префектуру ЦАО, где зампрефекта Л. Коржнева отвечала за работу потребительского рынка, шли ветераны, нуждавшиеся в самом необходимом, вплоть до дефицитных носков и нижнего белья. Руководители округа собирали предпринимателей, спорили до хрипоты о социальной ответственности бизнеса в условиях «потребительского дефолта»... Именно в те годы в ЦАО прошли первые благотворительные акции, заложившие основу социального института поддержки москвичей. Сегодня институт сам нуждается в поддержке: в четвертом квартале прошлого года прирост доходов Москвы упал до... 2,7%! Почти 40 млрд. рублей потерь! И нынешний год не легче: лихорадит промышленность, падают налоги... Каждый рубль в казне на счету. Но на чем Москва экономить не будет, так это, как обещал мэр, соцзащита москвичей.

Москва слово держит. Из 10000 предприятий бытового обслуживания 3135 обслуживают малообеспеченных жителей по льготным ценам; 1136 аккредитованы как социальные и опекают более полумиллиона человек. Ни один льготник даже в условиях кризиса не получил от бытовых ворот поворот, хотя 98 «ворот» из 100 - частные. Активную социальную позицию частников можно только приветствовать. Но разве только ветеранам и инвалидам предстоит в ближайшие месяцы, а то и годы, сберегать купленные до кризиса одежду, обувь, быттехнику? «С 2007 по 2009 г. в Москве планировалось открыть 3000 новых предприятий, а мы, несмотря на кризис, подошли к этому «рубежу» в начале 2009-го, - говорит Коржнева. - А москвичи считают, что «сервиса» должно быть больше... Мэр их поддержал: нужны еще минимум 1500 предприятий, особенно по ремонту обуви и одежды». Казалось бы, зачем открывать новые объекты, если загибаются старые? А логика - железная. Путин пообещал поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, но с оговоркой: бизнес должен быть ЭФФЕКТИВНЫМ. Хотя кризис и без наущений расставляет все по местам, экономическими рычагами вытесняя инертных в пользу предприимчивых.

За полгода на 10 - 30% сократилось число пунктов приема белья в стирку и химчисток. На плаву остались и даже в кризисных условиях не свернули работу прачечной и химчистки самообслуживания те, кто сумел всякого «гостя», и обеспеченного, и малоимущего, приветить и обслужить. Кто эффективно выстроил свой бизнес, а значит, держит высокую планку качества ремонта, чистки и стирки, не задирая при этом тарифы.

Сейчас больше 40% москвичей экономят на приобретении одежды и обуви. Об обуви уже сказано, а про одежду - помните у Окуджавы? «Я много лет пиджак ношу, уже потерся и не нов он, и я зову к себе портного и перешить пиджак прошу». Правда, простой народ в ателье шел сам, нес детские вещи, габардиновые «пыльники», мужские костюмы. Закройщицы распарывали, перелицовывали, комбинировали, создавая из старых вещей обновки детские и взрослые.

Среди москвичек, потерявших сейчас работу, наверняка есть умелицы, способные подшить, перешить, подлатать. Вот и подсуетились бы деловые люди, открыли «подшивалочки-выручалочки» в зонах шаговой доступности москвичей. А то первые этажи домов кишат салонами красоты, а заплатку поставить негде и некому.

А вещи, пылящиеся на антресолях? Многие не прочь продать, пособить семейному бюджету. Но кому? Не по соседям же идти. А как славно было раньше! Герой гайдаровской «Судьбы барабанщика», заслышав во дворе «вой старьевщика», машет из окна: поднимайтесь, и кидает в кучу старые брюки, куртку (локоть порван), футбольный мяч, коньки, валенки, отцовские сандалии, наушники от радиоприемника, облезлую заячью шапку. Отбросив коньки (из кучи), дядька подводит черту: «итого одиннадцать». Билет в кино тогда, перед войной, стоил рубль двадцать, значит, герой разбогател по нынешним деньгам примерно на тысячу. На эти деньги хозяйка неделю семью кормить может!

Крестики и нолики

Охотно верю, что многие «бытовики» с трудом несут крест экономического кризиса. А кому сейчас легко? И главное, кто виноват, что за тучные годы они только и научились, что нули на ценниках пририсовывать! Да и грех им жаловаться: город установил для мелкого и среднего бизнеса антикризисную ставку аренды в 1000 рэ за метр в год! Да, не в центре ГУМа у фонтана, но для реального, «непафосного» сервиса, думаю, чертоги необязательны. Другое дело, что «количество» сервиса не гарантирует качества и божеских цен. Эффективная конкурентная среда, способствующая тому и другому, формируется с помощью новых технологий и специалистов современного уровня. Гармонизировать интересы города и его жителей и бизнеса в сфере услуг помогают Департамент потребительского рынка и созданная в соответствии с указом мэра Общественная палата департамента, которой руководит Г. Н. Замыцкая. Департамент содействует предприятиям бытового обслуживания в получении дорогого импортного оборудования в лизинг на льготных условиях, совместно с Департаментом науки и промышленности работает над отечественными инновационными проектами (запчасти к оборудованию, суперсовременный клей для обуви). А комиссия по бытовому обслуживанию палаты изучает наказы москвичей об открытии «блошиных рынков» и остро востребованных по причине кризиса ломбардов.

«Мы используем все возможности для поддержки цивилизованного предпринимательства в сфере бытового обслуживания, что должно положительно сказаться на ценах, а значит, и на потребителях услуг», - говорит Л. А. Коржнева. ДОЛЖНО, и никаких ржавых плюшкинских гвоздей! Город бизнесу - стартовый кредит на льготных условиях и льготную аренду, то есть синицу в руки, а бизнес городу - слово купеческое: не гнаться за сверхприбыльным «журавлем». Как сказал «эконом» Юханов: сегодня мы в сложных экономических условиях работаем, а начать зарабатывать готовы завтра.

В нашем разговоре Лариса Коржнева с безграничным уважением говорила о профессионалах столичного бытового обслуживания с 30 - 40-летним стажем и с надеждой - о молодежи, идущей на смену. Не знаю, все ли мастера - золотые руки и их ученики побывали на прошлогоднем городском конкурсе мастерства по ремонту обуви и металлоизделий. Но об одном из лотов благотворительного аукциона, прошедшего на том конкурсе, наверняка слышали все: расписные валенки работы содружества авторов Дома моды Виктории Андреяновой. Не лот, а сказка... с «земным» намеком: умение искусно подшивать старенькие валенки достойно не меньшего уважения, чем создание авторского войлочного шедевра. Кризисы приходят и уходят, а Москва была и должна оставаться землей оБЫТованной.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта