Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Виртуальный гастроном

Несмотря на достижения прогресса, за продуктами в Москве по-прежнему приходится ходить пешком

Кирил ГРИЩЕНКОВ

Сегодня в интернете можно приобрести буквально все: от шпильки до экскаватора. Единственное исключение, как ни странно, - еда. Продуктовых интернет-магазинов в столице кот наплакал, а качество их работы оставляет желать лучшего.

Чтобы посчитать число компаний, представленных на этом рынке, хватит пальцев на двух руках. Больше не сможет найти даже самый дотошный и настойчивый покупатель. А между тем по выходным дням обычные продуктовые магазины буквально трещат по швам от наплыва несытых горожан с набитыми доверху тележками, закупающих продукты на неделю вперед. Спрашивается, почему они не пользуются для этого услугами виртуальной торговли? Зачем тратить долгие часы на походы по магазинам, если те же самые покупки можно сделать за считанные минуты, не сходя с места?

Ответ напрашивается сам собой - возможно, профильные интернет-магазины просто не в состоянии удовлетворить потребности клиентов. Как в свое время шутил Жванецкий, «может, в консерватории что-то поправить?»

Ведь, если смотреть на вещи объективно, розничная торговля продовольствием в нашем городе, мягко говоря, не на высоте. И если с банальным хранением продуктов не справляются даже обычные магазины, то что говорить о торговых точках, базирующихся в интернете?

Недостатки работы онлайн-гастрономов можно условно разбить на четыре группы: неудобный сервис; проблемы с доставкой; отсутствие заявленных в каталоге товаров; некачественные продукты. Возьмем для примера один из крупнейших онлайн-гастрономов с очаровательным названием «Утконос». Здесь для потенциальных клиентов выставлен настоящий санитарный кордон - просто зайти в каталог, выбрать интересующие продукты и оформить доставку на этом сайте нельзя. Можно только «ознакомиться с ассортиментом», в то время как все дальнейшие шаги требуют получения карты покупателя. К счастью, за волшебным кусочком пластика не нужно ехать в офис компании, достаточно позвонить в сервисную службу. Однако на этом чудеса не заканчиваются - на новоявленного клиента накладывают ограничение (внимание!) на сумму покупки в размере 2 тысяч рублей. Снять этот лимит нельзя - только повысить до 120 тысяч. Но для этого придется предоставить магазину свои паспортные данные.

- С доставкой «Утконос» подвел меня только один раз, - делится наша читательница Елена. - Но вот некоторые продукты я там больше не заказываю. Это касается замороженных овощей и капустной нарезки - пару раз их привозили в некондиционном состоянии, ну, еще как-то заказала свиную поджарку, так привезли почти один сплошной жир, причем вернуть продукты обратно было уже нельзя, так как некондиция обнаружилась лишь при вскрытии упаковки. В результате теперь я там это не покупаю. Но зато всякие консервы, 3-килограммовые пакеты стирального порошка и прочую тяжесть заказываю с удовольствием - чтобы самой не тащить...

В принципе ничего удивительного во всем сказанном нет. В конце концов обращаться с продуктами, требующими особых условий хранения и транспортировки, у нас действительно не умеют. Каждый интернет-ресурс, предлагающий продукты на продажу, пытается обеспечить покупателям полноценный ассортимент, не отличающийся от магазинного. При этом специализация среди виртуальных гастрономов отсутствует в принципе: отдельные «булочные», «овощные», «молочные» сайты в интернете, к сожалению, отсутствуют. Вместо этого некоторые предприниматели пытаются обойти монополистов, выходя на рынок не с традиционными продуктами, а с необычными и даже экзотическими. Речь идет в первую очередь о магазинах здорового питания и ресурсах, предлагающих покупателям «этническую» еду. Так, в Москве до недавнего времени успешно функционировал интернет-магазин, принадлежавший супермаркету японских товаров. Прекрасно себя чувствует армянский сайт, основной ассортимент которого составлен из продуктов и ингредиентов, необходимых в армянской кулинарии.

Что касается здорового питания, то здесь все гораздо проще: соевые заменители всего и вся, масла из самых невероятных растений, протеиновые коктейли, злаковые хлебцы.

Впрочем, один только «Утконос» - это, понятно, не показатель. Стоит обратить внимание и на другого представителя продуктовой доставки: сеть магазинов «Седьмой континент». С одной стороны, никаких регистраций, общения с администраторами, денежных лимитов. Зато, по отзывам клиентов, сотрудники «Седьмого континента» регулярно нарушают оговоренное время доставки и часто путают состав заказа.

- Для меня время доставки не принципиально, поскольку я заказываю продукты только «про запас» и только те, которые невозможно самой дотащить до дома. Но все равно не очень-то приятно знать, что на их сервис нельзя положиться, - сетует Екатерина, постоянный клиент. - Конечно, когда ты покупаешь, допустим, крупу и минеральную воду, можно закрыть глаза на то, что на складе перепутали марку товара. Но я вот, например, ем только вишневый йогурт одной конкретной фирмы, и после того, как мне пару раз вместо вишневого привозили клубничный, на который у меня аллергия, за всеми «значимыми» продуктами мне приходится ходить в обычные магазины - виртуальные моего доверия не заслужили.

Не лучше дело обстоит и с другими, более мелкими игроками на рынке продуктовой интернет-торговли.

- Жалобы на продуктовые интернет-магазины поступают в основном однотипные, - рассказали мне в Обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль». - Нарушение сроков доставки, некачественные продукты, ошибки складских работников: характерная для нашего бизнеса безалаберность. Но специфика ситуации заключается в том, что потребители не настолько привязаны к такого рода сервисам, чтобы выяснять с ними отношения. Большинство подобных магазинов предпочитают решать конфликты полюбовно, а разочарованные покупатели обычно в скором времени вовсе отказываются от услуг онлайн-торговли.

Вот и проявилась обратная сторона проблемы. Оказывается, застой в сегменте виртуальных гастрономов связан в большей степени с психологией потребителей. А низкое качество услуг является лишь вторичным фактором, способствующим возврату наиболее «прогрессивных» клиентов к привычному способу совершать покупки.

- Дело в том, что пища, будучи одной из основ человеческого существования, является для каждого сильнейшим, хотя и неосознанным источником эмоций, - поясняет практикующий психолог, кандидат психологических наук Юрий Фролов. - К продуктам питания большинство людей относятся иначе, чем ко всем остальным товарам. То, что попадет на стол, нужно обязательно посмотреть, потрогать, подержать в руках. Неудивительно, что большинство покупателей готово приобрести вслепую максимум простейшие продукты вроде соли, сахара, муки, воды и т. п.

Получается замкнутый круг: рынок не развивается, потому что отсутствует спрос, а редкие клиенты, столкнувшись с низкопробным сервисом, разбегаются или делают минимум покупок. Поэтому на сегодняшний день интернет-гастрономы не в состоянии заменить обычные магазины за углом. Возможно, выходом стала бы резкая смена стратегии, переориентация на обитателей районов со слабой инфраструктурой, жителей пригородов и дачников. Именно так сегодня поступают западные коллеги наших бизнесменов. Впрочем, ожидать такой прозорливости от управленцев отечественного разлива не приходится.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта