Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Выстрел в архитектуру

В опасности не только красота метро, но и комфорт пассажиров

Берта БУХАРИНА

В испуге перед кризисом на метрополитене уже готовы «отстреливать» не только фонари, но и эскалаторы, легко перешагивая грань разумной экономии и называя это «оптимизацией затрат на архитектурно-отделочные работы». С такой «оптимизацией» наше уникальное по красоте метро быстро превратится в рядовую подземку.

Экономический кризис, конечно же, сказался на метрополитене. Сумма выделенных ранее средств на строительство метро резко сокращена. Все чаще мы слышим о том, что пуск новых станций может быть перенесен, что даже пусковые объекты придется законсервировать. Заложниками такой ситуации становятся и москвичи, и метростроевцы, и заказчик строительства. Возникает желание строить в ущерб красоте и комфорту, но строить... Правильно ли это? Лично я убеждена в том, что делать этого нельзя. Кризис - явление временное, а метро мы строим на сотни лет. Ни красотой, а уж тем более комфортом жертвовать нельзя.

О сложной экономической ситуации говорили и на недавнем заседании городского правительства, где рассматривалась программа развития метрополитена до 2015 года. Строительство метро - весьма затратная отрасль городского хозяйства, и потому желание сократить расходы, экономно использовать средства из городского бюджета вполне понятно. Ну кто будет спорить с первым заместителем мэра Юрием Росляком, утверждающим, что наше московское метро должно быть самым современным, эффективным и самым экономичным. Но вот слово «экономичный» имеет очень много граней.

В моем понимании, экономить - это не растягивать время с отводом строительных площадок и оперативно выполнять подготовительный этап; это с самого начала не работать без проектной документации, дабы не приходилось потом вносить существенные коррективы; это требовать от строителей профессиональной работы без переделок и недоделок; это использовать самую современную технику, которая позволяет строить во много раз быстрее и так далее.

Но при обсуждении вопроса на заседании правительства слово «экономить» в выступлении начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева получило, по моему мнению, совсем иное толкование:

- Не снижая качества метрополитена, необходимо снизить затраты на декоративность. Анализ последних проектов станций от «Марьино» до «Зябликово», «Строгино» и «Волоколамской» показывает, что, отказавшись от некоторых элементов декора, нам удалось снизить стоимость строительства на один миллиард рублей.

А ведь декор - это целая система или набор средств, которые в сочетании с архитектурой создают художественный образ каждой новой станции.

Что сегодня хочет заказчик? Сделать станции менее красивыми, безликими, ссылаясь на экономический кризис? Все ведь понимают, что разговор о декоре не случаен, на самом деле это продуманный предупредительный выстрел в архитектуру. К сожалению, мы уже это проходили. В истории страны был отвратительный период, когда велась кампания по борьбе с так называемыми излишествами в архитектуре. В результате ее на Московском метрополитене появились Калужская линия со станциями, одетыми в плитку и асфальт, некомфортная для пассажиров и неудобная для эксплуатации Филевская линия, однообразная за редким исключением Таганско-Краснопресненская... На протяжении десятилетий станции время от времени приводят в порядок, меняют облицовку, укладывают гранитный пол, но лучше они от этого не становятся.

Период борьбы за экономную экономику стоил жизни многим выдающимся архитекторам. Вспомните, как наказали автора замечательного сооружения в Москве - гостиницы «Ленинградской», заслуженного архитектора СССР, действительного члена Академии архитектуры СССР Леонида Полякова, много лет творившего и в подземной архитектуре (станции метро «Красные ворота», «Театральная», «Курская»-радиальная, «Октябрьская»-кольцевая, «Арбатская» Покровской линии). Его лишили заслуженных званий и наград, отлучили от профессии, приблизив физический конец. Какой неинтересной, потерявшей всякий смысл стала в тот период работа для архитекторов института «Метрогипротранс».

Мишенью для выстрелов архитектура была тогда на протяжении нескольких десятилетий с того известного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», подписанного Н. Хрущевым и Н. Булганиным. Когда этот период в истории страны закончился, архитекторы еще долго не могли поверить в то, что можно творить, можно создавать под землей действительно уникальные сооружения. Кроме эстетики, красивые станции метро создают для пассажиров комфортную атмосферу, исключая страх от замкнутого пространства, большой глубины, наличия над головой многометровой толщи земли. Это тоже необходимо учитывать в подземном строительстве.

В словах «снизить затраты на декоративность» не только архитекторы, но и пассажиры, услышав их по радио и с экранов телевизоров, почувствовали недвусмысленную угрозу. Неужели все возвращается на круги своя? Неужели кто-то опять посягает на красоту самого что ни на есть общественного вида транспорта? Все ведь понимают, что экономия на декоративности - это не борьба за воплощение художественного образа более разумными средствами. Это скорее призыв вообще не создавать никакие образы под землей.

Мне хочется в связи с этим напомнить год 1941-й. Вот уж когда бы никто не осудил никого за то, что забыли о красоте подземных сооружений. Но именно тогда никто о красоте не забывал. Никому даже в голову не пришло сделать на станции «Новокузнецкой» (она строилась в разгар боевых действий вблизи столицы) гладкий свод вместо запланированных еще в мирное время мозаичных картин. В блокадном Ленинграде голодный художник Владимир Фролов в своей холодной мастерской собирал эти панно из кусочков разноцветного стекла. Символично, но пока он создавал эту красоту, он жил. Как только выполнил свою работу - умер от голода и холода. Красота - великая сила, и в творчестве архитекторов она должна непременно присутствовать.

Что сегодня, сэкономив миллиард рублей, убрали из архитектурных проектов? Прежде всего пострадал метромост через Москву-реку, за которым строится станция «Волоколамская» Митинской линии. Если вы мечтаете увидеть здесь метромост, подобный «Воробьевым горам», вы глубоко ошибаетесь. Этого не будет. И не потому, что авторы нынешнего сооружения менее талантливы, а потому, что их идея загублена одним росчерком пера. Убрана архитектурная оболочка моста, которая создавала на станции необходимый тепловой режим, позволяла более рационально эксплуатировать объект. Теперь с легкой руки заказчика на метромосту остались голые металлические фермы, эстетика которых раньше специально никак не продумывалась инженерами, потому что они должны были быть закрыты оболочкой. Сейчас эти грубые конструкции составляют основу панорамы метромоста, которая никак не радует глаз.

В двух наземных вестибюлях «Волоколамской» убраны фонтаны и зенитные фонари, которые должны были освещать пассажирам пространство рядом с эскалаторами. А вот на станции «Митино» из проекта исключены все павильоны над лестницами на входах и выходах, несмотря на то, что по СНиПам каждая такая лестница в метрополитене обязательно должна быть накрыта. Теперь из-за этого срочно переделывается система отопления ступеней. Но все равно в условиях московской погоды они будут засыпаться снегом, поливаться дождями, часто будут скользкими и небезопасными для пассажиров. Думаю, что такой экономией вряд ли стоит гордиться. Это как раз те примеры, которые наглядно демонстрируют, как легко перешагивается грань разумного, когда объявляется тотальная экономия.

Конечно, выбрать мишенью архитектуру легче, чем сам процесс строительства. Но я глубоко убеждена в том, что снизить стоимость можно только за счет улучшения организации строительства, его качества и увеличения скорости. И еще если не задерживать финансирование объектов. Как правило, именно недофинансирование приводит к долгострою. Содержание же одного метростроевского объекта, строится он или нет, обходится ежегодно в десятки миллионов рублей. Вот где резерв. И архитектура, которая составляет в общей стоимости строительства всего несколько процентов, здесь вовсе ни при чем.

Но желание сэкономить может привести и вовсе к анекдотичным решениям. Как иначе назвать предложение с целью все той же экономии отказаться на станциях неглубокого заложения (до двадцати метров!) от эскалаторов?! Эта идея на заседании правительства прозвучала даже не как предложение, а как четко сформулированный аргумент. И он, к сожалению, не вызвал никаких вопросов, реплик, замечаний...

В качестве альтернативы эскалаторам названы вертикальные лифтовые подъемники на неглубоких станциях, которые якобы увеличат мобильность населения, в том числе и инвалидов. В то время как есть данные, которыми оперируют специалисты: каждый эскалатор в течение часа перевозит более 8 тысяч пассажиров, а каждый лифт опускает одного инвалида в коляске в течение десяти минут. Вы можете себе представить, как лифты в нашем метрополитене будут перевозить огромную толпу пассажиров: беспрерывная давка и потасовки, чтобы быстрее оказаться в кабине, неминуемы.

Лифт на неглубоких станциях, конечно, может помочь спуститься на платформу инвалидам, пассажирам с детскими колясками, пожилым людям с хозяйственными сумками... Для них это будет по-настоящему комфортный спуск. Подобными лифтами действительно пользуются пассажиры на некоторых станциях, скажем, в Вене или Лондоне, но у них всегда есть альтернатива. Да и количество пассажиров в метро в европейских столицах совершенно иное по сравнению с Москвой.

Семьдесят четыре года действует московское метро. Мы все время гордились его уникальностью, его красотой. Сегодня эта красота и далеко не полноценный наш комфорт в опасности. На новых станциях метро их может не быть, если позволить сделать роковой выстрел в архитектуру. А он уже вот-вот прозвучит, если никто из тех, кто наделен властью, не даст нажать на курок.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта