Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

7 тысяч над землей

Страшитесь этой цифры? Не волнуйтесь, это поправимо

Кирил ГРИЩЕНКОВ

Приближается лето, и скоро москвичи в массовом порядке начнут превращаться в отдыхающих и заполнять своими усталыми телами залы ожидания столичных аэропортов. Внешне они веселы и довольны, но многие тщательно скрывают ужас, который охватывает их при мысли о предстоящем полете. Да, это они - аэрофобы, жертвы технического прогресса. Впрочем, их проблема знакома всем, кто хоть раз поднимался в воздух.

У одних этот страх проявляется сразу, у других - только после нескольких авиапутешествий. По данным исследований, проводимых компаниями-перевозчиками, боятся летать порядка 20 процентов пассажиров. И если те, кто поднимается в небо лишь дважды в год, чтобы добраться до морского курорта, способны перетерпеть свой страх, то люди, по долгу службы летающие регулярно, испытывают настоящие страдания.

Причины возникновения аэрофобии всегда одни и те же. Человек, никогда раньше не летавший или спокойно переносивший полеты, неожиданно осознает, что находится на высоте нескольких километров в железной коробке, которую в воздухе не держит ничто, кроме двигателей. А любая техника, как известно, имеет свойство выходить из строя в самый неподходящий момент, причем возможная авиакатастрофа скорее всего не оставит пассажирам никаких шансов на выживание. В итоге несчастный клиент авиакомпании начинает чувствовать себя на волосок от неминуемой гибели, и это ощущение теперь будет преследовать его при каждом перелете.

Необычные звуки на борту, переговоры стюардесс, турбулентность, изменения курса - все эти вполне заурядные вещи станут казаться ему предвестниками скорого и неминуемого крушения. Пилоты же представляются экстремалами-камикадзе, которые стремятся извлечь из полета максимум адреналина и совершенно не думают о том, каково несчастным пассажирам. Невозможность контролировать их поведение и вообще движение самолета только усиливает стресс.

Но не будем забывать, что абсолютное большинство пассажиров в авиационной технике не разбираются, и потому любая непонятная мелочь кажется им признаком нештатной ситуации. В то же время люди, имеющие непосредственное отношение к авиации, могут развеять их опасения без особого труда.

- Многие не понимают, зачем самолетам летать так высоко, - объясняет пилот-инструктор авиакомпании «Cибaвиaтрaнc» Владимир Ешков. - Дело в том, что в данном случае высота - это залог безопасности полета, поскольку пресловутая турбулентность сильнее всего в нижних слоях атмосферы. Нахождение же на высоте 10 - 11 тысяч метров практически ничем самолету не грозит. Что касается выключения двигателей, то здесь работают элементарные законы физики: после набора скорости самолет некоторое время летит по инерции - зачем же ему просто так жечь топливо, запасы которого весьма ограничены, и попусту расходовать ресурс? Еще иногда можно встретить утверждения, что если какой-то узел в самолете вышел из строя, то в воздухе больше находиться нельзя. Это в корне неверно: ключевые агрегаты машины обычно устанавливаются в двух, а то и в трех экземплярах, и в случае отказа одного из них немедленно включается другой. Неправда и то, что если все двигатели по какой-то причине откажут (хотя это едва ли возможно), самолет камнем упадет вниз: конструкция крыльев такова, что на воздушных потоках можно безопасно планировать. Если же говорить о надежности самолета, то нужно понимать, что все его конструктивные элементы изготовляются из высокопрочных материалов, которые рассчитаны на миллионы колебаний. Иначе говоря, турбулентность, даже сильная, не может разломать самолет: он для этого слишком крепок. Кстати, крылья, которые, как говорят некоторые пассажиры, «болтаются и дребезжат», специально сделаны гибкими и рассчитаны на такую вибрацию, какой в обычных полетах просто не бывает. Жестких же крыльев быть не может: они для авиастроения не подходят.

Но иногда попадаются дотошные аэрофобы, которые детальнейшим образом изучают механику полетов и статистику авиакатастроф. Их пугает уже не дрожание крыльев или остановка двигателей, а действия летчиков - то есть непредсказуемый «человеческий фактор».

- Ошибки пилотов сегодня корректирует или даже вовсе исключает автоматика, - поясняет пилот. - Большую часть маршрута современные самолеты проходят на автопилоте, а наши действия регламентируются строжайшими инструкциями и регулируются специальными приборами. К тому же летчику, что называется, негде ошибиться: неожиданности на воздушных трассах происходят крайне редко. Кроме того, самолет ведет служба навигации, синоптики ориентируют пилота по погодным условиям. Но даже если происходит нечто непредвиденное, экипаж никогда не пойдет на сознательный риск, чтобы пролететь быстрее или «красивее». Пилот всегда помнит, что ему доверились полторы сотни человек, и он отвечает за их жизни. Да и за свою, знаете ли, тоже - так что сложно упрекнуть нас в отсутствии осторожности.

Но как быть, если страх полетов не оставляет, несмотря на все уговоры экспертов и просто знающих людей? Если сама высота, многокилометровая пустота под ногами напрочь выбивает из головы все рациональные аргументы? Тогда, возможно, пора обратиться за помощью к психологу.

- Аэрофобия достаточно легко поддается лечению, - говорит практикующий психолог, кандидат психологических наук Юрий Фролов. - У врачей есть для этого ряд отработанных методик. К примеру, тех, кто боится самолетов, без особого труда убеждают с помощью цифр и фактов, что полеты не страшны и не опасны. Во время путешествия им советуют переключать внимание на что-нибудь интересное или важное. Это может быть что угодно: планирование отдыха (если речь идет об отпуске), чтение, просмотр фильма и даже работа. Кроме того, существуют особые упражнения, которые помогают расслабиться и снять стресс на физиологическом уровне. Однако проблема заключается в том, что аэрофобия, если разобраться, не относится к разряду «бзиков», которые можно взять и вылечить, как насморк. Да, избавиться от приступов панического ужаса вполне возможно, чему свидетельством опыт множества исцелившихся. Но иррациональный страх, загнанный во тьму подсознания, никуда не денется, и нет гарантии, что однажды он не заявит о себе с новой силой. Ведь аэрофобия, по большому счету, - это инстинкт самосохранения или, проще говоря, страх смерти, который в неестественной для человека воздушной среде включается на полную мощность. В конечном итоге мы боимся не техники, не высоты, не пилотов - мы боимся ситуации полета как таковой, поскольку знаем, что от беды никто не застрахован.

Получается, что статистика статистикой, а для окончательной победы над собой придется формировать в сознании «противовес» - нечто, что по силе эмоций сможет пересилить страх. Некоторые, к примеру, пытаются увлечься романтикой полетов - если это удается, нахождение в воздухе начинает даже доставлять удовольствие. Но лучше всего, пожалуй, научиться смотреть на жизнь философски. Примерно так: заходим в самолет, откидываемся в кресле, открываем книжку, и - пусть все будет так, как должно быть. Полетели!..

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта