Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Невеселый роджер

В конце марта российские моряки вновь стали пленниками сомалийских пиратов

Андрей ФЕДОРОВ

Танкеры «Nipayia» (Греция) и «Bow Asir» (Багамские острова) были захвачены в Аденском заливе. Общее количество пленников на двух судах-танкерах составило 36 человек. А всего сомалийский пиратский синдикат в настоящий момент удерживает 147 граждан различных государств...

Согласно ежегодному отчету Центра сообщений Международного морского бюро (Куала-Лумпур, Малайзия), в прошлом году в мире зарегистрировано 293 случая морского пиратства, что на 11 процентов выше, чем в 2007 году. Пиратами было захвачено 49 судов. В заложники с целью выкупа взято 889 членов экипажа. 46 судов были обстреляны. При этом 11 человек погибли, 32 получили ранения, 21 пропали без вести, вероятно, тоже погибли.

Особенно нагло ведут себя морские разбойники у берегов Сомали. Сегодня на их долю приходится почти половина всех нападений на торговые суда и танкеры во всех морях и океанах. Сумма выкупов, которую выплатили пиратам судоходные компании во всем мире, только за прошлый год составила 150 миллионов долларов. Уже не говоря о моральных и физических страданиях захваченных моряков, которые порой месяцами вынуждены находиться в плену, пока идут переговоры по их освобождению. Будет ли этому беспределу положен конец?

С этими вопросами корреспондент «МП» обратился к российским экспертам в ФГУ «Служба морской безопасности».

Именно здесь, в небольшом старинном особняке в Малом Каретном переулке, разрабатываются всевозможные рекомендации и инструкции для российских моряков, чтобы сделать их работу в море максимально безопасной. Сюда же стекается вся международная информация, так или иначе связанная с проблемами пиратства.

- Основы современного международного сотрудничества по борьбе с ним были заложены еще в 1948 году специальной Конвенцией об учреждении в рамках ООН Международной морской организации, - рассказывает заместитель начальника Службы морской безопасности Сергей Сарицкий. - Но только с начала 80-х годов во многих странах стали сознавать, что борьба с преступностью на море, в виду ее специфичности и сложности, не может являться прерогативой какого-то одного государства. Главную координирующую роль в этом процессе взял на себе Комитет по безопасности на море - КБМ.

Так или иначе, но случаи нападения на торговые суда продолжали расти год от года. Только в 90-е годы было зафиксировано свыше тысячи разбойных нападений. При этом преступники нападали не только в открытом море, но и на внешних рейдах при заходе в порты, якорных стоянках и в самих портах. Похищали судовые кассы, грузы, оборудование, топливо, личные вещи и деньги экипажа.

В основном пираты действуют небольшими группами по 5 - 10 человек, вооруженных огнестрельным и холодным оружием, используя небольшие быстроходные моторные лодки. Берут суда на абордаж, используя сакраментальные пиратские приспособления: крюки и веревку.

Цели и задачи у пиратов во все времена были разные. Одних интересовал перевозимый груз, личные вещи и деньги экипажа, других, как, например, пиратов в Аденском заливе, только заложники, а вернее, выкуп за них, третьих - само судно. И последний был самый худший вариант. Можно предположить, что экипаж в этом случае уничтожали.

Были случаи, когда в море находили пустые суда. Наиболее вероятно, что захватив судно и расправившись с экипажем, пираты по каким-то причинам потом бросали свою добычу в открытое море: кончилось топливо, не справились с управлением или еще что-то мешало им, но такие «летучие голландцы» в открытом океане находили довольно часто.

К счастью, сейчас пираты не стремятся заполучить в качестве трофея судно. Продать его кому бы то ни было с целью дальнейшего использования практически невозможно - на оформление купли-продажи необходимо собрать очень много документов, в которых указываются все предыдущие владельцы и страны, под флагом которых ранее ходило судно. Именно это сделало невозможным продать краденое судно, а значит, сохранило жизни тысячам моряков. Но тем не менее и сейчас от рук пиратов продолжают погибать и получать ранения люди.

- Сегодня в Аденском заливе, как наиболее пиратоопасном месте, несут боевое дежурство военные корабли различных государств: Индии, Китая, Германии, Индонезии, Японии, Голландии, Франции, - вступает в разговор начальник отдела обеспечения безопасности судов Службы морской безопасности Артем Алябьев. - Первым, как известно, на боевое дежурство в залив заступил СКР «Неустрашимый», затем его сменил БПК «Адмирал Виноградов», и вот буквально на днях к месту патрулирования вышел третий наш большой противолодочный корабль - «Адмирал Пантелеев». Задача у всех этих судов одна - обеспечить безопасный проход гражданских судов через Аденский залив.

- Наши военные корабли сопровождают только российские суда? - спрашиваю Артема Борисовича.

- Нет, не только российские, но и все остальные, которым в это время необходимо проследовать через пиратоопасную зону. Причем многие иностранные судоходные компании готовы простаивать по несколько дней в ожидании формирования каравана, который потом пойдет под охраной именно российских военных моряков. А ведь простой одного судна в порту обходится около 25 тысяч долларов в день. Но судовладельцы считают, что лучше потерять время, чем потом платить пиратам миллионы, выкупая экипаж и судно из плена.

При этом многие иностранные компании, когда подают заявки на эскорт под охраной ВМС России, нередко спрашивают: «А сколько у вас стоит эта услуга»? И очень удивляются, когда узнают, что охранять и, если потребуется, защищать их от нападений морских разбойников наши моряки будут бесплатно. Например, только за время своего боевого дежурства с ноября по март прошлого года СКР «Неустрашимый» отбил несколько попыток нападения пиратов во время сопровождения.

- Неужели у пиратов хватило наглости атаковать суда, идущие под охраной боевого корабля?

- Дело в том, что караван может растянуться на несколько миль и бандиты могут напасть на крайнее судно в этом строю. Опытным пиратам нужны считанные минуты, чтобы подняться на борт и взять в заложники команду. Чтобы этого не произошло, на суда, сильно удаленные от корабля охраны, высаживался вооруженный десант из морских пехотинцев. Несколько наших морпехов могут отразить любое пиратское нападение. Так что это возымело действие. За время своего патрулирования «Неустрашимый» и «Адмирал Виноградов» благополучно провели через коридор безопасности Аденского залива (а это почти 600 морских миль) 74 судна.

Однако риск быть захваченными пиратами все же остается. Особенно если не соблюдать рекомендаций, разработанных отечественными морскими ведомствами.

Например, при следовании по опасному району в ночное время рекомендуется идти с включенными палубными огнями, периодически включать прожекторы и подавать звуковые сигналы. Одним словом, производить как можно больше шума и суеты на судне. Часто, когда пираты видят, что на судне идет оживленная деятельность, они не решаются на него нападать - проще подождать следующую, менее бдительную команду. Ведь суда по заливу идут практически нескончаемой вереницей.

- Если несколько вооруженных человек на борту судна могут отбить пиратское нападение, почему тогда не вооружить экипаж, хотя бы частично? Ведь перевозимые грузы оцениваются порой в десятки, а то и сотни миллионов долларов и представляют лакомый кусок для пиратов.

- Действительно, сумма выкупа зависит от стоимости груза, количества захваченных заложников и даже состояния самого судна. Поэтому любая судоходная компания заинтересована вернуть все это как можно быстрее. Раньше огнестрельное оружие на борту было, оно хранилось у капитана. Но, как показала практика, это не решило проблемы. Более того, оружие на судне стало представлять опасность для самих членов экипажа. Представьте себе ситуацию: команда набирается разношерстная и многонациональная (например, только на недавно захваченном норвежском танкере «BOW Asir», помимо россиян, в состав экипажа входили граждане Литвы, Голландии, Польши и другие). От длительного пребывания в море у человека могут возникать психические расстройства, и, как следствие, частые конфликты. Были случаи, когда эти самые конфликты доходили до применения оружия. Поэтому мы считаем, что охрану судов должны осуществлять только профессиональные военные моряки.

Что собственно они и делают, находясь в зоне Аденского залива. Например, 30 марта сомалийские пираты обстреляли немецкий танкер, находившийся в составе конвоя ВМС ФРГ. Военные моряки сумели организовать погоню и задержать семерых пиратов, пытавшихся уйти от преследования на моторной лодке.

Кстати, сейчас все суда оснащены так называемой тревожной кнопкой. В случае попытки нападения экипаж может воспользоваться ей: сигнал через спутниковую систему будет принят во всех международных морских центрах, контролирующих безопасность морского судоходства. Однако эта мера защиты может сработать только в том случае, если экипаж успеет в момент нападения уйти с палубы и задраить за собой переборки во внутренние помещения судна. Как правило, если пиратам не удается проникнуть внутрь и взять экипаж в заложники, они уходят ни с чем, понимая, что о нападении успели сообщить и помощь к атакованным морякам уже идет.

Понятно, что проблема современного мирового пиратства сегодня стоит достаточно остро и причиняет немалые убытки судоходным компаниям, не говоря уже о том, что подвергаются опасности жизни самих моряков. От нападения пиратов не застраховано ни одно торговое судно, под каким бы государственным флагом оно ни шло.

Однако прежде всего пиратство - это социальное явление, считают в Службе морской безопасности. Для тысяч сомалийцев оно порой является единственным способом прокормить себя и свою семью. Так что пока в таких странах, как Сомали и Нигерия, царят нищета и анархия, пиратство будет процветать.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта