Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Кельтофилия

Кирил ГРИЩЕНКОВ

День святого Патрика - кому радость, а кому помеха. В очередной раз шествие в честь дня памяти ирландского святого обернется неудобствами для москвичей. Почему ритм нашей жизни должен зависеть от заграничного праздника?

Наверное, не осталось в Европе таких истовых католиков, как ирландцы. Христианство в латинском изводе прочно ассоциируется у свободолюбивых островитян с идеей национального самоопределения, поскольку англичане, несколько веков владевшие страной, были ярыми протестантами и тщетно пытались насадить покоренному народу свою религию. Неудивительно поэтому, что именно день памяти святого Патрика - подвижника, принесшего христианскую веру на Изумрудный остров, - стал праздником, символизирующим торжество ирландского духа.

Впрочем, ирландский по происхождению праздник стал приобретать интернациональные черты уже в XVIII веке: первый парад в его честь прошел в Нью-Йорке в 1767 году. Почему именно там - несложно догадаться, если вспомнить, сколько ирландцев уезжали в США со своей нищей родины в поисках лучшей доли. Более того, приезжих кельтов было так много, что и сегодня они считаются одной из коренных американских наций наряду с собственно англичанами, итальянцами и некоторыми другими. Как любые представители нацменьшинств, мигранты крепко держались за родную культуру, благодаря чему их праздник успешно прижился на чужой почве, откуда и зашагал по свету, не обойдя и Россию-матушку.

В Москве первый ирландский парад прошел аж в 1992 году, когда страна была максимально открыта для всех внешних влияний. С тех пор минуло почти два десятилетия, а чужеземный праздник не только не покинул наши края, но и приобрел немало верных поклонников. Таковые нашлись, как оказалось, даже в рядах московских чиновников, которые оказывают «русским ирландцам» всяческое содействие. В это воскресенье в столице гулянья по поводу дня святого Патрика пройдут снова - и размах их будет таков, что весь Новый Арбат, а также соседние Знаменку и Воздвиженку перекроют для движения автомобилей с 12 часов дня до половины третьего.

Внешне гулянья не будут особо отличаться от аналогичных мероприятий, проходящих в других городах мира: преобладание зеленого цвета; сверхъестественное количество трилистников, флажков и прочей ирландской атрибутики; море легендарного пива «Гиннесс» питерского розлива... Ну и, конечно, толпы веселой кельтофильской молодежи, наряженной в традиционные костюмы лепреконов, которые непременно включают зеленую жилетку или куртку, зеленую же шляпу и башмаки - по желанию все это можно дополнить подтяжками, кафтаном и горшочком с волшебным золотом. Кстати, такой костюм совсем не обязательно шить или сооружать из подручных материалов - небольшое исследование показало, что любой уважающий себя профильный магазин или большой салон подарков обязательно имеет в ассортименте наряд лепрекона. Стоит такое удовольствие порядка 5000 рублей, но, судя по обильному предложению, почитатели ирландского святого на предпраздничную подготовку не скупятся.

Все это, конечно, очень мило, забавно и весело. Но все же превращать заморский праздник в общемосковские торжества, да еще и с перекрытием ради этого центральных улиц - это, на мой взгляд, чересчур. В конце концов те москвичи, что готовы отмечать день святого Патрика, представляют вполне определенную субкультуру, причем довольно-таки немногочисленную. Конечно, вольному воля, пусть себе празднуют на здоровье, но зачем при этом создавать неудобства для 99 процентов горожан, которым все эти гулянья, что называется, фиолетовы? Как говорил гоголевский городничий, «оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» После тяжелой рабочей недели людям хочется выехать воскресным днем в центр города и спокойно погулять или, скажем, пройтись по магазинам - а тут шествие чудиков в зеленых шляпах перекрывает им дорогу. Справедливо? Нисколько.

Кроме того, стоит задаться еще одним вопросом: почему, пардон, именно день святого Патрика? Да, ирландская тематика пользуется спросом у достаточно большого количества людей. Но с другой стороны, поклонников той же латиноамериканской культуры в Москве на порядок больше, однако же бразильских карнавалов в столице почему-то не наблюдается. Чем в таком случае можно объяснить странную избирательность чиновничества?

Один из возможных ответов основывается на некоторых особенностях отечественной дипломатии. Дело в том, что официально проведение московского шествия в честь дня святого Патрика поддерживается посольством Ирландии. Более того, организаторы праздника ожидают в гости саму Эвелин Бирн, лорда-мэра славного столичного города Дублина, что на реке Лиффи. Почему власти Изумрудного острова уделяют такое внимание костюмированному шествию в чужой стране, понять несложно. Ни для кого не является секретом, что ирландцы, меньше века назад вырвавшиеся из-под непосильного гнета британской короны, до сих пор испытывают жесточайший комплекс национальной неполноценности. Отсюда - их цветущий пышным цветом квасной патриотизм и болезненное стремление распространять свою едва не задушенную англосаксами культуру на всех подряд, включая россиян. При этом, заметим, ирландские власти в особом дружелюбии по отношению к нашей стране замечены не были - они нам не союзники, не партнеры и даже не «дружественное государство».

В то же время те страны, с которыми у нас действительно достаточно тесные и плодотворные отношения, - та же Бразилия, Германия или, например, Китай - почему-то со своей культурой нам не навязываются. Кто-нибудь видел на Новом Арбате шествие в честь китайского Нового года с бумажными фонариками, паланкинами, огромными фигурами драконов и воздушными змеями? Вот именно. А лепреконы - пожалуйста. Спасибо, что не весь центр города перекрыли.

Чтобы придать происходящему хоть немного логики, можно, скажем, ввести почитание Патрика в русской церкви. Канонических препятствий нет - креститель Ирландии жил и трудился в 5 веке, то есть задолго до разделения православия и католичества. Тогда можно будет и в святцы внести это замечательное имя - россиянам наверняка понравится, учитывая нынешнюю моду на экзотические имена. Кстати, присвоение русскому ребенку имени Патрик покажется вполне разумным шагом, если вспомнить нашумевшую историю про мальчика по имени БОЧ РФ 206602.

Кроме шуток, странные получаются выводы. Выходит, что наши власти, как и в прежние времена, готовы идти на поводу у любых представителей западного мира, которые достаточно настойчиво продвигают свои интересы. Пресловутое «преклонение перед Западом», начавшееся еще в петровские времена, похоже, по-прежнему является у нас действующим политическим принципом.

Проблема лишь в том, что заморские гости уедут, а жители Москвы - останутся. Со всем их раздражением и недовольством. А вот дивиденды от дружбы с пылкими кельтами весьма сомнительны. Это как золото лепрекона - помните сказки? Волшебного человечка можно попытаться задобрить, уболтать, перехитрить, просто припереть к стенке, и он может даже пообещать вам все свои сокровища. Однако стоит вам на секунду отвлечься - как его и след простыл. Вместе с зачарованным золотом, которое, по легенде, он закапывает там, откуда поднимается радуга.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта