Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Точечный угон

Депутаты обяжут автовладельцев маркировать свои машины спреем

Кирил ГРИЩЕНКОВ

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который в случае его принятия заставит всех российских водителей устанавливать на автомобилях противоугонную систему «Датадот». При этом установку, разумеется, придется оплачивать из своего кармана.

Если закон действительно одобрят в Думе, то его нормы будут носить рекомендательный характер лишь до 2011 года. После этой даты использование нового средства против автоугонщиков станет «почетной» обязанностью каждого россиянина, имеющего в собственности стального коня. Чиновники из думского Комитета по транспорту, разработавшие закон, уверены, что даже грядущее ужесточение наказаний за автоугон не остановит преступников, активизировавшихся с началом кризиса. Соответственно, единственный выход они видят в обязательном использовании сверхсовременной противоугонной системы с забавным названием «Датадот». По мнению законодателей, ее эффективность столь высока, что позволит повысить раскрываемость автомобильных краж на (приготовьтесь!) 90 процентов.

Единственная сложность заключается в том, что «Датадот» стоит, мягко скажем, недешево - от 5 до 15 тысяч рублей, и кому придется раскошеливаться, пока не ясно. Депутаты говорят, что финансовое бремя скорее всего будет возложено на водителей, хотя рассматриваются варианты с привлечением ресурсов страховых компаний или даже бюджетных средств.

Чтобы понять, почему так крепка вера законотворцев в силу «Датадота», нужно разобраться в принципе действия этой системы. Итак, «Датадот» («информационные точки» - англ.) - это не какое-нибудь банальное противоугонное устройство. Это особая система маркировки узлов и механизмов автомобиля с помощью специального спрея. В нем содержатся так называемые микроточки размером до 1,2 мм, которые в большом количестве наносятся на самые важные и дорогостоящие части автомобиля. Каждой микроточке присваивается уникальный идентификационный номер, который заносится в базу ГИБДД. В случае если сотрудник ГАИ подозревает, что машина была угнана, он может сверить идентификационный номер и выяснить, кто является настоящим владельцем автомобиля.

Большой плюс «Датадота» состоит в том, что спрей практически нельзя смыть - во всяком случае обычными средствами. И если перебивать номера на кузовах и двигателях преступники уже давно научились, то над тем, чтобы освоить удаление микроточек кустарными средствами, им придется долго потеть. Соответственно, для идентификации того или иного агрегата автомобиля достаточно даже одной такой «метки».

Получается, что если все автомобили в стране будут помечены таким вот прогрессивным способом, краденую машину нельзя будет легализовать и перепродать - даже если разобрать ее на запчасти. И угонщикам останется только умыть руки, посыпать голову пеплом и пойти строем сдаваться милиционерам или переквалифицироваться в автослесари.

Радужная картинка вырисовывается, не так ли? Но теперь все pro придется отложить в сторону и перейти к многочисленным и весомым contra.

Во-первых, неужели кто-то всерьез верит, что какая бы то ни было техническая система может стать реальной панацеей от угонов? Ведь это мощный, разветвленный, хорошо организованный криминальный бизнес с колоссальными доходами, в который вовлечено немало технически грамотных людей. Поэтому представляется очевидным, что рано (скорее всего) или поздно (что маловероятно) способ удалить несмываемый спрей будет разработан. Кроме того, ни для кого не секрет, что некоторые сотрудники правоохранительных органов также вовлечены в бизнес автоугонщиков - и наверняка сумеют помочь своим подельникам из бандитской среды одолеть техническую новинку.

Кстати, велика вероятность, что «антиспрей» уже существует в том или ином виде - разработчики «Датадота» наверняка предусмотрели нечто подобное для непредвиденных случаев. В общем, современная химическая промышленность, помноженная на смекалку русского кустаря, должна без особого труда породить очередной инструмент для угонщика.

Во-вторых, представим себе, во что выльется на практике законодательно закрепленная обязанность иметь на автомобиле специальные маркеры. Ясно как день, что в весьма существенные траты для водителей - на дворе кризис, зарплаты падают, в бюджете денег нет, а страховые компании уже заявили, что считают «Датадот» неэффективным и вкладываться в него не намерены. Соответственно, средства придется черпать из бумажников простых автолюбителей, что их наверняка не порадует, особенно если учитывать не желающие снижаться цены на бензин, запчасти и техобслуживание. Самостоятельно осуществить эту операцию без специальных знаний шоферам вряд ли позволят, поэтому им придется потратить немало денег, времени и нервов на саму процедуру маркировки. Плюс к тому - у инспекторов ГИБДД появится новый способ поборов на дорогах. Помимо банальных аптечек и огнетушителей, можно будет проверять наличие идентификационных меток и брать «штрафы» за их отсутствие.

В-третьих, если говорить о более глобальных проблемах, то на стремительно пустеющую казну будет возложена дополнительная статья расходов, связанная с реорганизацией системы идентификации автомобилей. Ведь базу данных по микроточкам необходимо будет разработать, сформировать и внедрить, а также обучить милиционеров обращению с ней. Помимо этого, сотрудников ГИБДД придется оснащать довольно-таки дорогостоящими устройствами для считывания меток «Датадота» - и опять же обучать инспекторов, как новым оборудованием пользоваться. И весь этот долгий и муторный процесс освоения новинки к тому же станет для его организаторов замечательным источником пополнения личных денежных запасов - ведь государство наверняка выделит на внедрение противоугонной системы значительные средства. А уж осваивать казенные деньги у нас умеют, наверное, как нигде в мире. Между прочим, было бы интересно поднять вопрос, есть ли связь между разработчиками «Датадот» и сотрудниками комитета по транспорту или иных профильных организаций, существующих в структуре российской власти.

Но куда интереснее другое - что будут делать наши депутаты, когда где-нибудь через год после того, как нормы предложенного ими закона станут обязательными к исполнению, милицейская статистика покажет, что число угонов после некоторого спада снова рвануло вверх. Предложат в обязательноми порядке устанавливать системы спутникового слежения? Или раздадут автовладельцам табельное оружие и заставят нести посменную вахту возле собственных машин?..

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта