Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Северное сияние

Елена Плахова

В серии «Художественные направления и стили» издательства «ОЛМА Медиа Групп» вышел – не побоюсь этого слова – шикарный альбом «Северное Возрождение». Для того чтобы насладиться рассматриванием этих произведений, вам понадобилось бы поездить по большим и малым городам Европы. Где-то в знаменитой Старой пинакотеке в Мюнхене вы познакомились бы с работами Дюрера и Ганса Мемлинга, походили бы по мрачным коридорам Прадо, посетили бы роскошный Лувр, не забыли бы и про Национальную галерею Лондона, а также наш российский Эрмитаж. Некоторые шедевры Северного Возрождения, представьте, хранят там, где им было предназначено находиться с самого начала – в соборах и церквях. Некоторые работы были увезены за океан и являются украшением знаменитого Метрополитен. Словом, Северное Возрождение уже во веки веков почитают во всем мире как часть нашей общей культуры, а многие из его мастеров уже давно – некоторые даже при жизни - снискали себе славу и даже особое уважение: их называли великими!..

Итак, созвездие имен, талантов, полотен, шедевров художников Нидерландов, Германии и Франции. Они творили в ХV—ХVI веках, в одно время с художниками Итальянского Ренессанса, взявшими за основу наследие античных мастеров. Художники Северного Возрождения, однако, шли своим путем и были прежде всего художниками Средневековья и готики, творили не благодаря, а часто вопреки классической античной традиции. Открытие мира и человека шло здесь своим путем, который не менее труден и прекрасен, чем в Итальянском Ренессансе.

Об этом пути и рассказывается в книге-альбоме Н. Василенко «Северное Возрождение». Интересно вместе с эрудированным и заинтересованным специалистом проследить историю и самого явления, и его деятелей, творцов и их творений, меценатов и покровителей, коллекционеров и просто бескорыстных любителей этого искусства. Каждое полотно, представленное в книге, имеет свою историю, и она порой бывает и поучительна, и занимательна. А еще интересно проследить за тем, как новые качественные изменения происходят в живописи, в технике письма, как меняется подход к цвету и форме. Как происходит становление художника. Как узкий, преимущественно церковный круг сюжетов картин северных мастеров постепенно обретает жизненность, как меняются техника, фоны и интерьеры, позы моделей, даже посадка головы (например у голландского живописца Ван Эйка). Хорошо понаблюдать и за тем, как искусство Нидерландов, более совершенное и целостное, оказывало влияние на немецкую и французскую живопись. До чего любопытно рассматривать детали, так живо говорящие о времени на своем особом, пластическом и цветовом языке. Вот, например, «Роскошный часослов герцога Беррийского» братьев Лимбургов, великих художников книги, создателей очаровательных миниатюр. Рассматривать замки на фоне лазурного неба и заснеженный крестьянский двор – необыкновенно человечную и очень красивую работу, поверьте, сплошное удовольствие.

Душой Северного Возрождения, как мы знаем, было искусство Нидерландов, и в первую очередь творчество Иеронима Босха. Готика гармонично сочетается в его полотнах с духом нового мировоззрения и новациями в области живописи (именно голландцы и начали писать масляными красками, создали их). Искусство пейзажа сочетается у мастера с искусством портрета, а неподдающиеся никакой классификации мистические, фантасмагорические – великие – фоны – для меня великая загадка, тайна и сумасшедший прорыв в искусство ХХ века, к Дали и Шагалу. Остановите свое внимание на произведении Босха «Сад земных наслаждений». Впервые я увидела эту работу в мрачном зале мадридского музея Прадо. И хотя, по моему убеждению, картина там не очень удачно размещена, все равно производит оглушительное впечатление – и даже не огромным количеством действующих, я бы сказала, живущих своей жизнью лиц, а роскошным фоном-пейзажем, с фантастическими постройками, циклопическими сооружениями – лунный, марсианский пейзажи… Вот откуда «растет» современная архитектура, и сумасшедшие изгибы здания Музея Гугенхайма в Бильбао чем-то напоминают нагромождения босховских домов-«сновидений».

Замечательны ландшафты и в картинах на евангельские темы. Вот Иоанн Креститель словно парит в прозрачном серебристом воздухе в обществе чудовищных хищных цветов и белого барашка. Поза Крестителя расслаблена, он возлежит, словно римлянин за пиршественным столом, в изящной красной тоге. А уж «Несение креста»!.. Между этими работами – десять лет, и мир изменился, по Босху, в худшую сторону. Одиночество Христа среди омерзительных клыкастых рож, одиночество творца среди сволочной беснующейся толпы – куда как современно!..

Впрочем, о каждом художнике – а в книге более 50 глав – можно рассказывать и рассказывать. Читать и читать. Это выдающиеся и великие имена. Читайте книгу Н. Василенко, рассматривая великолепные иллюстрации, постепенно постигая, в чем сила и сияющая красота этих дивных работ. В чем секрет притяжения Северного Возрождения, предпочитавшего порой красоту духа красоте человеческого тела, а иногда любовавшегося и тем, и этим, создавая образы, полные настоящей гармонии.

Книга Н. Василенко и в нашу повседневность вносит умиротворение и гармонию. И восполняет некоторый пробел в восприятии живописи и знаниях о ней. Да и просто доставляет радость, как солнце в нашу мрачную московскую зиму.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта