Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Орбитальный бум

На этой неделе человечество стало свидетелем первого космического ДТП

Екатерина ГОЛОВИНА

Итог столкновения российского и американского спутников - куча обломков, разлетевшихся на высоте от 500 до 1300 километров, материальный ущерб и потенциальная угроза массе других, пока еще целых, спутников связи.

Что касается материальной стороны, то нас кривая вывезла - военный аппарат «Космос-2251» был уже изрядно попользован и представлял собой летающий металлолом - типа стоял на обочине, мигал аварийкой и никого не трогал. Американцам повезло меньше - их коммуникационный «Иридиум-33» был вполне полноценной рабочей лошадкой. Да и вломили ему, судя по всему, порядочно - 560-килограммовый «Иридиум» по идее должен был пострадать больше, чем 950-килограммовый «Космос». Так что минувший вторник вошел в историю - теперь его будут отмечать как «день первого космического ДТП».

Вопрос о виновнике столкновения пока остается открытым. С одной стороны, и мы вроде скорость не превышали, и американцы должны были правильно орбиту рассчитать... Неужто не знали про то, что попадется на пути?

- Скорее всего действительно не знали, - объяснил «МП» историк науки Сергей Александров. - Наш ведь уже больше 10 лет как был выведен из орбитальной группировки. Мертвый был. Правда, болтался он не на своей изначальной орбите. Когда «Иридиум» запускали, «Космоса» на его пути еще не было. Дело в том, что когда спутник отрабатывает свое, его поведение хоть и более-менее предсказуемо, но все равно чревато сюрпризами. По идее каждый отживший свое агрегат, крутясь по изначальной орбите, постепенно с нее сползает, пока не сгорит в конце концов в околоземных слоях. И эти траектории просчитываются элементарно. Однако на местоположение спутника могут повлиять и вещи менее предсказуемые - угол пересечения с орбитой луны, парад планет, близкое прохождение астероидов, изменение солнечной активности... В результате за несколько лет его может занести куда угодно. И такие вещи, конечно, надо отслеживать.

Согласились с историком и в ЦУПе:

- Разумеется, надо. И отслеживают, - объяснил «МП» источник в Центре управления полетами. - И у нашей стороны, и у американской есть службы, которые фиксируют пребывание подобных объектов на орбите, и военные средства слежения есть, и гражданские. У американцев, например, неплохо функционирует служба «НОРАД»... Но с «Иридиумами» вообще мутная история...

Запускали этот конкретный спутник в 90-х годах, а в 2002-м, по-моему, запуски «Иридиумов» были прекращены, программа была закрыта, фирма, которая их отправляла на орбиту, обанкротилась... В общем, видимо, они там, в Америке, сами запутались, кто и что должен был отслеживать.

Так или иначе, но перед землянами теперь вплотную встал вопрос феноменальной орбитальной загаженности. Ведь если до сего дня наблюдались столкновения спутников и мелких осколков отработавших свое космических агрегатов, то на этой неделе впервые вмазались друг в друга два вполне полноценных аппарата.

Но, с другой стороны, оно и не удивительно. По данным НАСА, сейчас на околоземной орбите болтается более 13 тысяч искусственных объектов - спутников, разгонных блоков, ступеней ракет-носителей и других фрагментов космической техники. При этом лидером по космическому мусору является Россия. Из 12351 объекта, зарегистрированного в каталоге НАСА, больше всего искусственных объектов (4310) - советского и российского происхождения. При этом действующих российских спутников - всего около ста, остальные уже давно приказали долго жить. Второе «мусорное» место держит, понятно, Америка. На ее счету 4188 объектов: 3115 ступеней ракет-носителей и фрагментов космической техники, а также 1073 космических аппарата, из которых лишь свыше 400 действующих. Третье место отхватил Китай...

Впервые о масштабном загрязнении космоса заговорили еще аж в 80-х годах прошлого века, когда концентрация мертвых железяк на орбите достигла такой плотности, что баллистикам нужно было изрядно попотеть, чтобы безопасно пристроить «на небо» очередную новую железяку. Понятно, что за 20 с лишним лет ситуация только усугубилась.

Агрегаты, конечно, оберегают как могут. Монтируют специальные защитные экраны, корректируют орбиту, как только на ее пути появляется очередной неприкаянный металлолом. Сейчас уворачиваться таким образом приходится по нескольку раз в год. И дальше будет только хуже. Не стоит, кстати, забывать и об угрозе обычным, не связанным с космосом, существам - случаев, когда то там, то сям на головы ничего не подозревающих пастухов, фермеров или животных падала всякая космическая требуха, хватает. Ну, может, не прямо на головы, а рядом, но тоже удовольствие сомнительное...

В итоге ситуация вырисовывается парадоксальная: чем больше мы запускаем в космос аппаратов, тем больше в итоге имеем осколков, и тем менее пригодными эти аппараты становятся. По подсчетам специалистов, из всей той уймы железа, которая крутится сейчас на орбите, работает от силы 6 - 10 процентов. Но рано или поздно и эти жалкие крохи выходят из строя, пополняют ряды железных «мертвяков» и начинают прицеливаться в заступивших на вахту новичков.

При этом максимум, что могут предложить сейчас ученые для борьбы с мусорным разрастанием, - это картографировать космическую помойку и, грубо говоря, «не бросать окурки на пол».

- Мусора действительно в космосе много, - говорит Сергей Александров. - Настолько, что некоторые орбиты уже забиты им просто под завязку. Там ведь еще аполлоновские ступени летают. С определенного времени, где-то с середины 80-х годов, существуют требования, по крайней мере неофициальные (а сейчас, может, и официальные), чтобы в процессе орбитальной работы по возможности ничего в космическое пространство не улетело... Раньше отработавшие свое детали - блоки всякие, крышки, заглушки, крепления - просто выкидывали. Сейчас это не запрещено, но нежелательно. Хотя, конечно, и нарушается периодически.

При этом место космического мусорщика по-прежнему вакантно и будет оставаться таковым, похоже, еще очень и очень долго. Потому как совершенно пока непонятно, как нам орбиту подметать. Были предложения сжигать космический мусор при помощи лазера, но, хорошенько поразмыслив, предлагающие сообразили, что расплавленный металл, остыв, превратится в тот же самый мусор, но только более мелкий. А гонять туда-сюда какой-нибудь утилизатор с магнитными присосками - до этого техника еще не дошла.

- На бумаге проекты космических мусоровозчиков есть, конечно. Но у них есть одна очень нехорошая черта, из-за которой их не особо и стремятся делать: они очень похожи на военные перехватчики спутников. По сути они таковыми и являются, просто ими предлагается управлять из другого здания, так сказать.

- Ну а что такого? Запустят перехватчик, всем объявят, что это не перехватчик, а мирный мусорщик...

- Ага. И он снимет с орбиты спутник раннего обнаружения ракетных пусков! Нет, тут такие последствия могут быть международные, что никто рисковать не захочет. Хоть работает перехватчик по неплохому, пусть и дорогому алгоритму: он запускается в ту же плоскость, в которой летит спутник, за один-два витка к нему приближается, а дальше по настроению - может взорвать, а может пристыковаться и спуститься вместе с ним с орбиты и сгореть в атмосфере. Кстати, есть одна байка (которая, правда, никогда и никем не была подтверждена), что в середине 80-х таким образом мы таки сняли с орбиты один спутник связи, который «проплатила» и использовала международная наркомафия. Ну, типа, нас Интерпол попросил его уничтожить... А вот такая система, чтобы один мусор выкинуть с орбиты и вернуться за другим, пока неосуществима, так как требует больших запасов топлива.

Не видят пока кардинального выход и в ЦУПе:

- Ну нет сейчас способов уборки, - посетовали там. Можно, конечно, исхитриться и отправить этот утиль на так называемое космическое кладбище. Есть между Луной и Землей место, чуть выше геостационарной орбиты, где попавшие туда аппараты за счет равности притяжения застревают намертво, как корабли в Саргасовом море. И в таком уравновешенном состоянии они могут находиться очень и очень долго. Но это опять-таки не решает проблему полностью. В общем, самый дешевый и реальный вариант на сегодня - дать всей этой отработавшей технике возможность умереть своей смертью: сойти постепенно с орбиты и сгореть. А нам остается только следить, чтобы по мере продвижения к своему концу она никого не задела.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта