Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Святая наивность

Кирил ГРИЩЕНКОВ

Праздник влюбленных в очередной раз вызвал бурную общественную дискуссию, сравнимую по накалу с обсуждением причин мирового финансового кризиса. Как это обычно бывает, все высказывающиеся разделились на три лагеря: ярых сторонников, убежденных противников и не менее убежденных пофигистов. Причем спор, разумеется, не ведется с прагматических позиций или на уровне «нравится - не нравится» - каждый стремится подвести под свое мнение глубокую философскую базу.

Договориться между собой спорщики совершенно не способны, поскольку оперируют разными, порой диаметрально противоположными представлениями о самом предмете дискуссии. В итоге все те положительные моменты, что есть в милом февральском празднике, тонут в потоках псевдоисторической информации, которую оппоненты с хищным азартом выливают друг на друга. Ниже собраны шесть самых нелепых версий происхождения Дня влюбленных, пользующихся сегодня наибольшей популярностью. Подлинная история праздника, неясная и запутанная, сознательно опущена, поскольку восходит к античному язычеству и к современной ситуации не имеет ни малейшего отношения.

Итак.

Псевдоофициальная версия

С некоторыми вариациями ее можно встретить сегодня практически в любом печатном или сетевом издании, пожелавшем обозначить свое отношение к празднику. Согласно этой версии, святой Валентин жил в Римской империи в III веке, тайно, вопреки запрету императора, венчал римских легионеров с их возлюбленными, за что был брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Но уже будучи в заключении, он влюбился в слепую дочь своего надзирателя по имени Джулия. Их любовь была настолько сильна, что девушка прозрела. Перед казнью Валентин написал ей открытку с последним признанием в любви и подписью «Твой Валентин» - так появились первые валентинки. Вскоре после этого окрыленный любовью священник принял смерть и впоследствии был прославлен в лике святых.

Собственно говоря, эта приторно-розовая сказочка, которую сегодня с энтузиазмом тиражируют все, кому не лень, содержит в себе немало противоречий. Однако среди них есть одно, которое не оставляет от слезливой истории камня на камня. Дело в том, что в III веке обряда венчания еще не существовало в природе. Он появляется лишь в IV веке, и то как домашняя церемония, а роль священника заключалась в том, чтобы просто присутствовать при заключении брака. Соответственно, Валентина явно казнили и впоследствии канонизировали не за потворство римским легионерам, а за нечто иное. Ну и заодно хотелось бы пожелать авторам различных изводов этой байки не делать буквальных переводов из англоязычных источников. Ну не могло быть в латинском языке III века, не знавшем звука «дж», имени «Джулия». Это имя - искаженный английский вариант латинского имени Юлия, которое в русский язык перекочевало без изменений.

«Коммерческая» версия

Поборники этой версии говорят о том, что День святого Валентина - это фальшивый праздник, интерес к которому специально поддерживают алчные транснациональные корпорации для выколачивания денег из доверчивых потребителей, охотно поддающихся обаянию дешевой романтики мишек, сердечек и шоколадок. Особо рьяные антиглобалисты и вовсе обвиняют коммерсантов в том, что те сами изобрели и святого, и праздник в его честь. Здравое зерно в таком отношении к празднику, конечно, присутствует. За последние годы немало слов было сказано о всемирной покупательской истерии накануне праздника влюбленных. Да и бизнесмены не скрывают, что используют праздник в своих интересах. Профессиональные маркетологи регулярно публикуют материалы о том, как превратить День влюбленных в наживку для покупателей. Правда, представители бизнеса относятся так ко всем без исключения праздникам и торжественным датам.

Что касается исторических корней праздника, то здесь историческая наука не оставляет врагам корпораций шанса: февральский праздник любви известен с раннего Средневековья. Так что здесь, скорее, имеет место не заговор, а порочный круг спроса, предложения и агрессивной рекламы.

Конспирологическая версия №1 — христианский вариант

Согласно этой версии, которую активно продвигает наиболее шумная часть околоцерковной общественности, День святого Валентина - опять-таки часть заговора, но уже не корпораций, а многоликой и вездесущей мировой закулисы, главная цель которой - добить и без того растоптанное моральное чувство русского человека.

Интересно то, что в основу этой чудной в своей параноидальности теории положены вполне здравые мысли. О том, что любовь и влюбленность - совсем не одно и то же; что любовь - это не только свечки, конфетки и открытки; что любовь не может проявляться только раз в год. Однако вместо того чтобы продвигать эти мысли «в народ», конспирологи начинают кругом искать виноватых. Люди легко ведутся на праздничную мишуру? Ясно же, что это все происки сионистов (ЦРУ, Ватикана, масонов - нужное подчеркнуть). В газетах печатают позитивные статьи о празднике? Это заказ агентов все того же мирового правительства. А если, не дай бог, какие-нибудь чиновники по глупости решать поддержать День влюбленных делом, начинается настоящая истерика.

Конспирологическая версия №2 — языческий вариант

Все то же самое, что и в предыдущей версии, только с обратным знаком. Суть этой позиции один любитель языческой Руси выразил такой замечательной фразой: «Я не хочу отмечать день сопливого святоши, который тайно сводил с девицами презренных рабов». Соответственно, День святого Валентина - «поповский праздник», который церковные мракобесы тайно пытаются насадить по всему миру, препятствуя наступлению эры Водолея и возрождению язычества.

Экспансионистская версия

Здесь речь о том, что западный мир (во главе, разумеется, с Америкой) пытается заменить наш культурный код на собственный, навязывая нам свои праздники. Людей, исповедующих этот взгляд, можно назвать одним емким словом - «ворчуны». Точно так же они брюзжат на все праздники, кроме Нового года и советских 23 февраля и 8 Марта. Аргументы здесь обычно не блещут остроумием: «не наш это праздник», «не наш это святой», «не хочу, чтобы мне что-то навязывали».

А знаете, что самое забавное в проблеме «ненашести» дня памяти инородца Валентина? Что он имеет гораздо больше права называться нашим, чем тот же мутный праздник 8 Марта. Дело в том, что Валентин, канонизированный в IV веке, является православным святым. Как, впрочем, и все святые, канонизированные до раскола 1054 года, разделившего христиан на православных и католиков. То есть даже образцовый брюзга, считающий себя при этом истинным приверженцем традиции, может с полным правом отмечать и день святого Валентина, а даже день святого Патрика (VIII век).

«Наивная» версия

Апофеоз наивного романтизма - самая милая и самая глупая версия. О птичках. «Не побуждает ли и сама природа устроить праздник любви именно в этот день, когда и небесные птички начинают искать себе пару, чтобы свить гнездышко?» - журчат авторы лирических опусов на тему Дня влюбленных, которые неведомо почему вспомнили о дремучем средневековом суеверии. Ну разве не очаровательно?..

Понятно, что все эти истории практически не связаны ни с реальной историей Дня святого Валентина, ни с тем, что этот праздник представляет собой сегодня. Делать из них какие-то социологические и, тем более, исторические выводы - бесполезно. А вот психологические, мне кажется, будут уместны.

Накануне одно популярное издание для женщин проводило опрос на тему «Празднуете ли вы День святого Валентина?». Вариантов ответа было несколько, и среди них - два отрицательных: «нет, потому что не с кем» и «нет, потому что не одобряю этот праздник». Разумеется, первый вариант собрал всего несколько процентов. А все обиженные жизнью переползли в категорию «неодобрямс» и стали дружно поливать многострадальный праздник помоями. Исключительно из высоких философских побуждений, конечно. Об уровне же этой философии вы теперь можете судить сами.

P.S. На снимке - памятник влюбленным фонарям, установленный недавно в Киеве. Мило, не правда ли? Кризис кризисом, а любовь любовью.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта