Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Тормоза визжат от боли

По статистике ГИБДД, в минувшем году в ДТП на столичных улицах погибли около 3 тысяч человек, еще 30 тысяч получили травмы

Ольга КУЗЬМИНА

Людей можно разделить на старых и молодых, толстых и худых, злых и добрых. Можно, в конце концов, на мужчин и женщин, хоть с половой идентификацией в последнее время у некоторых трудности. А можно поступить проще и поделить всех на автомобилистов и пешеходов. Это удобно - тем паче, что многие из нас попеременно пребывают то в одном, то в другом качестве.

Я чаще пешеход. А это значит, мне «положено» ругать сидящих за рулем. Ибо сегодня пешеход автомобилисту - заклятый враг и соленая редиска. Конечно, спору нет: зло иногда берет - несутся как... Но я о коллегах хочу сказать. О пешеходах московских. Потому что поведение некоторых из них порой вызывает даже у меня, мирной натуры, звериное бешенство.

Вот вчера, например, испытала я прилив такой всепоглощающей злобы, что и не передать. Все просто. По пути на работу и с работы я несколько раз пересекаю московские улицы по «зебре». Конкретно: на Смоленской площади (переход с пешеходного «треугольника» в сторону Смоленского пассажа и обратно); на Пресненском валу - к метро «Улица 1905 года», на обратном пути прохожу несколько нешироких пресненских улочек, а также перехожу от Белого дома к бывшему СЭВу. Только на этом переходе, к слову сказать, почти всегда пешеходы смиренно ждут зеленого света. Не знаю даже почему. Может, близость властных зданий так дисциплинирует. Но в других местах...

Вот, например, на Смоленской красный свет для пешеходов горит действительно подолгу. Оно и понятно: если его постоянно переключать на зеленый, Садовое кольцо встанет «дыбом». А ждать, естественно, не хочется. Сколько там бываю, столько и наблюдаю, как отважно бросаются под колеса проезжающих авто бабульки с сумками и без, щеголеватые молодые люди и анорексичные девчушки на шпильках, а также мамы с детьми (!) и даже солидного вида семейные пары. Короче, нетерпение проявляют все. Но порой...

Так вот, вчера. Только подошла к переходу - все, баста, включился красный свет. Значит, стоим, ждем. С Садового кольца начинают поворачивать машины; поворот не самый крутой, но просматривается не лучшим образом, да и темно уже. Рядом со мной - бабушка. Милая такая, домашняя, полная, ну просто булочка калорийная. «И сколько мы тут стоять будем, а?» А мы еще и не постояли толком. И потом - ну что делать? Пока я размышляю об этом, бабуля берет низкий старт. Наклонившись всей массой вперед, она бросается пышным телом наперерез потоку машин: раздается визг тормозов, одну машину даже слегка заносит. Бабуля дает отступного: кидается назад. А там другой автомобиль... Визг тормозов. Пришедшие в себя водители что-то кричат ей про «мать» и набирают скорость; но бабуля опять на низком старте...

Наконец она перебирается через дорогу. Вот оно, искушение: она-то уже ТАМ, а ты еще ЗДЕСЬ. И что? Подобная мысль приходит в головы юной барышне и мужчине в годах. Барышня отважно кидается под «Лексус» (умирать, так под ним); мужчина принимается тянуть за собой упирающуюся супругу. Со стороны - чистый комический номер: «Ну, давай подождем!» - «Да чего ждать, пойдем?» И тянет жену так, что невольно думаешь - неужто она ему так надоела?!

«Куда вы, - не выдерживаю я. - Собьют ведь, вы что!»

Мужчина пронзает меня взглядом: «А что, мы тут стоять должны?»

Должны! Потому что мы, ругающие страну почем зря и в том числе и за дело, больше всего любим говорить о безответственности и несоблюдении правил. А судьи кто? Может, с малого нужно начинать? С себя? А вот и пара школьников. Ну, с этими все ясно: красный свет для них не существует. Они лениво выгребают на проезжую часть и бредут вперед как ни в чем не бывало. Что им крики водителей? Уши парня надежно защищены от внешних раздражителей наушниками - «Упс, упс!» Уши девушки - блютусом: «Вау, зая, привы, я ща иду к Мите...» - щебечет детка, неспешно перебирая каблучками. Их не сбивают чудом; они даже не замечают этого... Недавно муж чудом успел затормозить, когда к нему под колеса выбежал мальчишка. Это было в Проточном переулке, совсем рядом. Мальчишка засмеялся и убежал. А муж - белый, как немосковский снег, долго ехал молча...

...А я все стою. И чувствую, что те, кто перебегает улицу, поглядывают на меня странно: мол, что ты стоишь-то, как колода, давай с нами, времени в обрез, некогда стоять.

Некогда стоять. Некогда ждать. Незачем жить?

Но откуда такой зуд? Что толкает законопослушных в принципе граждан на подобные эксперименты и игрища с собственной смертью? Ученые высчитали: в наше время высоких скоростей половина пешеходов способны «без нервов» простоять на тротуаре лишь... 4 секунды! А после этого начинается приступ: ну, скорей, ну, когда же... Тут рецепт один - надо приучить себя бороться с собственным нетерпением. Воспитывайте волю! Торопиться нужно... медленно.

Несколько лет назад произошел ужасный случай: мама везла ребенка на санках через дорогу. Говорят, на красный свет переходила - чего стоять, машин-то нет. Сама перешла, а тут и машина появилась. А санки - на длинной веревке. И водителю они были не видны - уж больно низкие... Господи, что может быть страшнее?! Нет, не хочу цифр, не хочу, мне от них плохо и страшно; в конце концов тут нет никаких тайн - во многих местах сейчас выставляют плакаты с холодной статистикой: на этом участке дороги погибли столько-то людей... Но хочется спросить: и что? Ведь этих диких, невыносимых случаев не просто много. Их практически не становится меньше. При том, что вообще могло бы не быть!

Недавно на «круглом столе» в Мосгордуме обсуждали концепцию городской целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Москве, созданную по инициативе председателя комиссии по безопасности МГД Инны Святенко. По статистике ГИБДД, в минувшем году в ДТП на столичных улицах погибли около 3 тысяч человек, еще 30 тысяч получили травмы. Одной из причин столь печальных данных чиновники считают отсутствие нормальных переходов: «зебры» по нынешним временам уже не являются гарантом безопасности. Все переходы планируется сделать под- или надземными; депутаты обещают дописать программу в течение 2009 года, а в 2010 году начнется ее реализация. Медом сладчайшим такие слова! Но до того - что? Это ведь от депутатов не зависит. Это во многом вопрос внутренней культуры, если хотите. Да, трагическая случайность может произойти, это факт. Но сами под колеса, ради экономии минуты? Не понимаю.

...Ровно то же самое наблюдаю каждый день на Пресне. Маршрутка привезла людей, все спешат к метро; тротуар переполняется - еще миг, и людское море выльется на улицу. Ожидание раздражает; наконец кто-нибудь кидается «в атаку»: пытается вклинить свое нетерпеливое тельце в микроскопический разрыв между машинами. Экономия - 2 секунды. И наплевать, что водитель, ударивший по тормозам, теперь ищет валидол - зато прогарцевавший смельчак оборачивается на толпу страждущих победно: а вы стоите, как лохи? Ей-богу, лучше стоять, как лох, чем лежать на асфальте, как король. Мертвый король, конечно.

Ученые доказали: в больших городах пешеходы двигаются быстрее, чем в маленьких населенных пунктах. В столице средняя скорость пешехода - около 4,6 км/ч. Значит, за 1 секунду человек преодолеет на проезжей части примерно полтора метра. Ну, чуть больше. Автомобиль же за это же время приблизится к вам почти на 20 метров. Вот она, арифметика: далеко до машины, вам так кажется? Но пока вы пройдете 5 метров, машина пролетит все 60. А то и больше.

Но ведь вот в чем еще дело. Сбей, не приведи Господи, бабулю или кого еще водитель, так пойди еще докажи, что бежал пешеход на красный! И сядет водитель, а если не сядет - будет носиться по судам и до конца века носить в сердце неизбывное чувство вины за то, что, пусть и без вины, собственно, лишил человека жизни.

А что милиция? А она туточки. Во всяком случае, на Смоленке как минимум один милиционер присутствует обязательно; обычно их больше. Они всегда заняты работой: нужно выловить «подозрительные» машины, придраться к иномарке подороже, даже пококетничать капельку с симпатичной блонди за рулем. Я хожу тут каждый день, но ни разу - ни разу за все эти долгие годы! - не видела, чтобы блюститель порядка взял, скажем, за шкирку ту же - простите меня, это не от неуважения к старости, напротив даже - бабулю и сказал ей внушительно: «Ну что ж ты, Авдоть-степанна, совесть потеряла! А ну-ка я тебя сейчас как оглоушу штрафом!» И никто не сгреб за чуб парнишку с заткнутыми ушами: «Полез на красный - плати!» И симпатичную барышню на шпильках, гламурно семенящую по скользкому асфальту, никто и не пытался раз и навсегда научить подчиняться светофору, взыскав с нее штраф за нарушение правил дорожного движения! Ну, чтобы неповадно было! Я ж не от злости. Я просто хочу, чтобы она жила, эта милая дурочка!..

Но нет - румяные хлопцы в форме заняты важными делами: вот «попался» «мерс», и ты, тонированная машинка-вездеход, иди сюда. Служат ребята как могут - проверяют документы, сличают номера, получают важные распоряжения по рации. А в это время на красный бегут и бегут пешеходы.

Знаете, удивительно. Все мы знаем, что смертны. А живем - как бессмертные. И противно от этого, правда.

...Ильф и Петров в «Золотом теленке» проникновенно писали: «Пешеходов надо любить... Пешеходы создали мир. Они построили города... Надо полагать, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли». Хотелось бы немного перелицевать классиков. Давайте немного любить и автомобилистов. Они тоже люди. У них тоже нервы. И, пытаясь умереть под их колесами, вы можете лишить жизни и их. В конце концов кто-то же должен начать «мириться» первым.

Самыми «смертельными» местами (перекрестками) Москвы считаются: площадь Яузских ворот, Москворецкая набережная - Китайгородский проезд. Большой Каменный мост - улица Серафимовича - Болотная площадь, Покровский бульвар - улица Воронцово Поле, улица Солянка - Солянский проезд - Большой Спасоглинищевский переулок, улица Пречистенка - Еропкинский переулок, улица Пречистенка - Лопухинский переулок - Пречистенский переулок, улица Остоженка - Лопухинский переулок - Зачатьевские переулки, Астаховский мост - улица Николоямская - улица Яузская, улица Николоямская - улица Земляной Вал, Комиссариатский мост - Садовническая набережная - Садовнический проезд, Кадашевская набережная - улица Большая Ордынка - Малый Москворецкий мост.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта