Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Через плен времени

Александр Егорунин

Не верьте лукавым уверениям, что дневник пишется для себя. Даже самые простые и непритязательные периодические записи тайно предполагают читателя, хотя бы одного. Честный и откровенный дневник может многое рассказать о человеке, об окружающих его людях, о времени, помогает понять мотивы и поступки хозяина, истолковать, объясниться, оправдаться, пусть и через годы. Дневниковые записи легко проходят через плен времени, оставляя его аромат, неповторимость, своеобычность.

Евгений Шварц, этот волшебник на все времена, и поныне легко покоряющий и детей, и взрослых, открывший для читателей и зрителей неповторимое очарование сказочных героев, тоже вел дневник. Остались тридцать семь конторских книг за шестнадцать лет. В них – ежедневные записи, часто немудреные: повседневный быт, погода, самочувствие, здоровье, минутные впечатления. А еще - воспоминания о прошедших днях, о людях. И о каких людях! Здесь С. Маршак, К. Чуковский, Д. Хармс, Н. Олейников, М. Зощенко, Л. Пантелеев, К. Федин, М. Слонимский, Б. Житков…

Дневники выходили в 1999 году, а издательство «Вагриус» выпустило их, назвав «Позвонки минувших дней», в популярной серии «Мой 20 век». Автора популярных пьес «Голый король», «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», фильмов, ставших классикой нашего киноискусства, «Золушка», «Марья-искусница», «Дон Кихот» читатель видит в новом ракурсе, который кого-то и разочарует. Евгения Львовича те, кто с ним общался, запомнили не просто веселым, а безумно веселым человеком, умевшим смешить

и забавлять. По дневникам этого не скажешь. В них много мелочей, подробных описаний, настроений дня. Но и эти настроения камерные. Литература, театр, «муки творчества» присутствуют мельком, словно, пользуясь театральным языком, реплики в сторону. Политика, война, черные тридцатые, ведь многие его пьесы трудно шли

к зрителю, в них усматривали сатиру на государственный строй – об этом тоже глухо: «Страшно было. Так страшно, что хотелось умереть. Страшно не за себя. Конечно, великолепное правило: «Возделывай свой сад», но если возле изгороди предательски и бессмысленно душат знакомых, то, возделывая его, становишься соучастником убийц. Но прежде всего – убийцы вооружены, а ты безоружен, - что же ты можешь сделать?»

Дневник? Самуил Лурье, автор предисловия к книге, предложил версию: «На беглый взгляд это, скорей всего, роман. Ярко написанный, занимательный,

а впрочем – ничего такого чрезмерно выдающегося. Детство, отрочество, юность провинциального поэта;

его злоключения на пути к славе; друзья, враги, мечты, нужда, поденщина, удачи, катастрофы; и работа, работа, и финала все нет как нет, и не проходит предчувствие чего-то не случившегося самого важного – не исключено, что даже счастья». Все верно: повествование идет от первого лица, да и герой не кто иной, как Евгений Шварц, и все остальное совпадает. Роман без вранья, автопортрет, правда, как справедливо замечено С. Лурье, абсолютно не совпадающий

с образом благодушного волшебника, импровизатора (определение С. Маршака),

у которого «каждый раз… первое предложение лучше последующего».

Искрометный талант. Е. Шварц признавался, что «Ундервуд» он написал за две недели, «Клад» - за три дня, «Красную шапочку» - опять же за две недели, «Снежную королеву» - за месяц, «Принцессу и свинопаса» - за неделю. Дальше шло чуть медленнее, а начиная переписывать, делал новый вариант: «Смесь моего оцепенения с опьянением собственным воображением – вот моя работа».

Роман, похожий на дневник, остался неоконченным.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта