Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Бирюльки тоже подойдут!

Скоро Новый год. Какие игрушки положить детям под елочку? Советует детский психолог Наталья Веселенко.

- Если у вас (или хозяев квартиры, куда вы идете в гости) совсем маленький ребенок, то он, разумеется, не поймет, что подарки ему «принес Дед Мороз». Однако новая игрушка явно не будет лишней. Общеизвестно: младенцам уже с трех месяцев нужны ярко оформленные погремушки. Но все ли знают, почему? Дело в том, что они развивают зрительно-звуковое восприятие и моторную координацию. Годовалому ребенку уже нужны кубики, пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки, каталки, неваляшки. Благодаря этим «методическим пособиям» у малыша улучшится координация движений рук, он научится сосредотачиваться на отдельном предмете. И, разумеется, будет познавать мир.

С года и до трех лет уже можно покупать сюжетные игрушки, например машинки. Это поможет зарождению сюжетно-речевой игры. Ребенку от трех лет и старше будет интересна мягкая игрушка или кукла – это так называемые образные игрушки, они учат испытывать эмоции. Или, выражаясь более наукообразно, «развивают эмоциональную сферу». Меховые, пластмассовые или резиновые зайки, мишки, тигры, жирафы, львы знакомят малыша с богатством окружающего мира, способствуют развитию речи (звукоподражанию).

А еще детям от трех лет подойдет «строительный материал» – конструкторы, состоящие из крупных геометрических форм. Они очень полезны для развития наглядно-действенного мышления и созидательных навыков. Но главное, конструкторы (так же, как пирамидки и матрешки) тренируют пальчики малышей. А ведь развитие мелкой моторики пальцев ведет к лучшему развитию… речи! Психологи и логопеды уже давно знают: чем проворней пальчики, тем лучше ребенок будет говорить. Так что пусть ваш малыш с детства сам приучается завязывать себе шнурки на ботинках и застегивать пуговки на рубашке. Благодаря этому ему потом легче будет учиться в школе…

Детям постарше обязательно нужно покупать настольные игры: лото, домино, разного рода мозаики. Они также развивают наглядно-действенное мышление, мелкую моторику пальцев, да и вообще «тренируют» все психические процессы – память, воображение.

Ближе к шести годам ребятам требуются усложненные сюжетные игрушки: для развития сюжетно-ролевой и режиссерской игры. По-прежнему необходимы конструкторы, но уже более мелких форм и различных конфигураций. Можно купить будущему школьнику пазлы, бирюльки, шнурки для нанизывания, штампы, трафареты. Все это пригодится для тренировки сенсорного восприятия, воображения, памяти, мышления, развития речи.

Попробуйте научить сына или дочку игре в шашки, шахматы, нарды – это улучшит его логическое мышление. В этом же возрасте обязательно нужно приобретать обучающие специализированные игры, то есть азбуки в картинках или на магнитах, «веселый счет» и т. д. Как можно раньше надо приучать ребенка рассматривать картинки в книгах, читать ему вслух. Иначе потом тяга к чтению у ребенка может просто не возникнуть.

Конечно, должны быть в доме и просто игрушки для забавы: заводные, механические, электронные. Они разовьют любопытство, смекалку, чувство юмора. Понаблюдайте за своим малышом: если ребенок разбирает игрушки, чтобы посмотреть их устройство, – это одно; если ломает и швыряет – совсем другое. Расспросите малыша, почему он так делает, поговорите с ним об этом, объясните, что к вещам нужно относиться бережно. Если девочка требует все новых и новых кукол, а потом снимает с них одежду, разбрасывает, теряет, ломает, то можно какое-то время не покупать ей новых игрушек, а вместе с ней починить и разобрать старые.

…Разумеется, игрушки должны быть не только яркими и полезными, но и безопасными. Этот «дидактический материал» должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, быть легко моющимся, герметичным, без острых углов. Краска на пластмассовых и резиновых игрушках должна быть прочной, несмываемой (дети достаточно долго тянут игрушки в рот, пробуют их на зубок). Фломастеры, карандаши и краски для рисования должны быть разрешены Госсанэпиднадзором.

Сейчас практически в каждом доме есть компьютер. Многие дети (но не все!) рано начинают интересоваться компьютерными играми. Взрослые должны помнить: продолжительность занятий с использованием развивающих игровых программ для детей 5 лет не должна превышать десяти минут. А для детей 6 лет – пятнадцати минут. Разрешать детям играть за компьютером можно не чаще двух раз в неделю. Совершенно недопустимо, если школьник младших классов и даже подросток, придя после уроков домой, будут играть в компьютерные игры за счет времени, отведенного для прогулки, сна, спортивных игр. Покупая компьютерную игру в качестве новогоднего подарка, прочтите аннотацию к ней. Игра не должна быть слишком агрессивной и кровожадной. Постарайтесь выбрать не «стрелялку», а «бродилку», то есть компьютерную игру, развивающую логику.

Хотелось бы напомнить еще и вот о чем. Детям очень нужны коллективные игры во дворе, а не только настольные или компьютерные «забавы». Навыки самоконтроля, столь необходимые потом в школе, формируются в основном к пяти годам. В это время дети должны осваивать так называемые игры по правилам. Что это такое? Ничего сложного тут нет. Вспомните игры своего детства: «казаки-разбойники», «бояре, а мы к вам пришли», «вышибалы», «прятки», «классики», «салки». Сейчас, к сожалению, эти игры забываются, уходят, а новые взамен не появляются. Дети играют в одиночку за компьютером. И очень жаль. Потому что именно взаимодействие с ровесниками, то есть коллективные действия с учетом определенных требований (правил), создает психологические предпосылки для успешной адаптации в школе. Помните об этом, покупая подарки на Новый год. Выберите хотя бы «монополию», в которую можно играть компанией, купите коньки, чтобы ребенок ходил с друзьями на каток, заплатите за хороший бадминтон или волейбольный мяч для игр на пляже или во дворе…

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта