Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Хвалить бы рад...

Результаты проведенного недавно исследования показали, что имидж Москвы в стране и мире оставляет желать лучшего

Кирил ГРИЩЕНКОВ

Как же получилось, что столица самого большого на планете государства пользуется такой репутацией? Об этом рассуждали участники «круглого стола», посвященного формированию имиджа российской столицы.

Для начала обратимся к цифрам, которые были собраны в ходе медиаисследования «Московские власти в зеркале СМИ», проведенного агентством «ИМА-консалтинг» по заказу столичного правительства. Были проанализированы материалы 150 печатных и электронных изданий, опубликованные за последние восемь лет. В итоге выяснилось, что негативных отзывов о жизни города заметно больше, чем позитивных, причем большинство ругательных текстов пишется про градостроительство и благоустройство города (14,9% и 9,39% от общей массы публикаций соответственно). Нетрудно догадаться, что на третьем месте идет экологическая обстановка в столице (4,41%).

При этом число критических материалов медленно, но неуклонно растет, а количество нейтральных по тону статей, наоборот, стремительно уменьшается. Статистика по иностранным изданиям не была представлена, однако организаторы исследования утверждают, что в большинстве случаев зарубежные корреспонденты оценивают наш город в негативном ключе.

Так какие же факторы испортили репутацию нашего города и как можно исправить сложившуюся ситуацию? Оказывается, значительная часть столичных журналистов страдает врожденной необъективностью. В стремлении к нездоровым сенсациям они пишут только о бедах, проблемах и трудностях, совершенно не обращая внимания на блестящую работу городских властей. Так, Ирину Брайнину, пресс-секретаря Департамента природопользования и охраны окружающей среды, особенно возмутила ситуация с экологическими рейтингами городов, в которых Москва неизменно занимает последние места. По ее мнению, западные агентства, составляющие рейтинги, относятся к Москве предвзято. А вина наших журналистов в том, что они готовы поверить на слово зарубежным исследователям, лишь бы написать про столицу какую-нибудь гадость.

Журналистам, пишущим об экологии Москвы, убеждена пресс-секретарь, следует обращаться в департамент, «который готов предоставить всю необходимую информацию».

Это заявление вызвало у журналистов самую разную реакцию – от смеха до негодования. Ведь реальность, увы, такова, что от столичных органов власти зачастую крайне трудно получить ответ даже на самый простой вопрос. Практически любое обращение в подразделения правительства сопровождается кропотливым составлением официальных запросов, ответ на которые затягивается порой на недели, и общением со всевозможными промежуточными инстанциями. Кроме того, многие чиновники под любыми предлогами отказываются общаться с прессой, а порой невозможно связаться даже с их пресс-службами.

Для сравнения: в скандинавских странах уровень открытости власти таков, что обычный человек может прийти, скажем, в министерство и затребовать практически любой официальный документ безо всяких предварительных условий и договоренностей. Многие тамошние чиновники, кстати, публикуют номера своих личных мобильных телефонов, по которым с ними можно связаться в случае необходимости, избегнув общения с секретарями, помощниками и заместителями.

Но даже если властям удастся наладить вменяемый механизм взаимодействия с прессой, остается другая, более важная проблема. Почему-то в сознании ряда чиновников слово «объективный» равняется слову «хвалебный». По сути на «круглом столе» журналистов призвали не уравновешивать негативные высказывания позитивными, а заменять одни на другие. Дескать, если правительство предпринимает какие-то шаги для решения возникающих в жизни города сложных ситуаций, акцент нужно делать именно на этом. Для обоснования своей позиции представители власти приводят аргументы, суть которых сводится к нехитрой мысли: проблемы мегаполиса решить очень сложно, и другие города мира тоже с ними не справляются.

Так, по словам замруководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей Петра Купикова, Москву нельзя сравнивать с Римом или Нью-Йорком, поскольку нашей столицей гораздо сложнее управлять. Журналистам нужно понять, считает чиновник, что «все сразу хорошо не бывает».

«Мы хотим идеальной экологии и одновременно идеального уровня комфорта, - вторит ему Ирина Брайнина. - В таком большом городе это невозможно». Она же назвала Москву «полигоном», где власти апробируют различные аспекты экологической политики. К разряду таких экспериментов она отнесла, например, постройку мусоросжигательных заводов. Радует только то, что горожан не назвали подопытными мышками. Чисто метафорически.

Потребовав от журналистов писать о жизни Москвы в позитивном ключе, чиновники тут же признали, что правительственной программы по улучшению имиджа города не существует в природе. Точнее, она была разработана, одобрена, но по неясным причинам ее так и не приняли.

Прозвучало предложение создавать специальные медиаресурсы, которые будут распространять объективную информацию о российской столице и ее жителях. В пример участники дискуссии приводили канал Russia Today, вещающий на западные страны.

Петр Куприков справедливо отметил, что имидж города формируют не только и не столько журналисты, сколько «живая картинка» столичной действительности. То есть, если в Москве не будут созданы комфортные условия для повседневной жизни, никакие кампании и стратегии имидж столицы не спасут. Ведь журналисты, как западные, так и российские, все равно будут писать прежде всего о том, что видят каждый день вокруг себя. Также он предложил оперировать термином «внутренний имидж», который обозначает отношение горожан к собственному городу. По данным социологических опросов, многие обитатели Москвы выражают недовольство качеством жизни в столице.

Да, по сведениям ВЦИОМа, едва ли не половина россиян мечтает о том, чтобы их дети жили в Москве. Но эта цифра ничего не говорит о том, как живется простому москвичу. Думаю, всем нам вместе с правительством столицы стоит воспринимать имидж города не как инструмент или объект манипуляций, а как зеркало. И отражать его – соответственно.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта