Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Вторичные отходы на первом плане

Ирена ТАТОНОВА

Сегодня в столице образуется более 5,5 млн. тонн в год коммунальных отходов жилого и нежилого сектора. Поэтому задача их утилизации является для нашего мегаполиса одной из больших проблем, требующих постоянного внимания. Информация о городской целевой программе по обращению с коммунальными отходами на период 2009 - 2015 годов была заслушана на недавнем заседании коллегии префектуры Юго-Восточного округа Москвы. В обсуждении приняли участие главы управ районов, руководители организаций, занимающихся вывозом и утилизацией бытовых отходов, специалисты Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, а также соответствующих окружных структур.

Термической переработке в столице подвергается 740 тысяч тонн (26 процентов) твердых бытовых отходов от общего объема ТБО жилого фонда. Объем заготовки вторичного сырья в коммунальном секторе около 300 тыс. тонн в год. Остальная масса коммунальных отходов - около 4,6 млн. тонн в год (порядка 80 процентов) подлежат вывозу и захоронению на полигонах Московской области, что оказывает негативное воздействие на экологическую ситуацию в Московском регионе в целом.

На юго-востоке Москвы сегодня картина с вывозом и переработкой коммунальных отходов (твердые бытовые отходы, крупногабаритный мусор, медицинские отходы) такая же, что в целом по городу, - дефицит технических мощностей по современным видам переработки отходов и нарастающая потребность в дополнительных мощностях полигонов для вывоза и утилизации отходов.

В округе, население которого достигает почти 1 миллиона 145 тысяч человек, имеются 1203 контейнерные площадки и 5025 контейнеров, работают 16 мусоровывозящих организаций. Только в жилом секторе за 10 месяцев текущего года вывезено 261,1 тыс. тонн твердых бытовых отходов и более 93 тыс. тонн крупногабаритного мусора. Из нежилого фонда ежегодно вывозится 140,1 тыс. тонн ТБО и более 43,9 тыс. тонн КГМ. Специалисты отмечают, что объем отходов увеличивается ежегодно.

Основная задача, которая ставится в настоящее время перед округом, как и перед всем городом, это ежегодное сокращение вывоза отходов на полигоны Подмосковья. Возможность резкого сокращения объемов вывоза отходов на полигоны решает сразу несколько задач.

Во-первых, не придется тратить значительные денежные средства на приобретение новых земельных участков под полигоны, когда старые исчерпают свои возможности.

Во-вторых, переставая создавать новые полигоны для мусора, мы не будем тратить большие деньги на их рекультивацию. А также нести расходы на транспорт из-за того, что новые полигоны располагаются все дальше от Москвы.

То есть столица все равно подходит к необходимости масштабных вложений в термическое обезвреживание отходов.

Для решения этой задачи разработана городская целевая программа по обращению с коммунальными отходами на период 2009 - 2015 годов. В рамках ее реализации планируется несколько больших мероприятий. Это, например, строительство мусоросжигательного завода с предполагаемой мощностью 360 - 420 тыс. тонн в год и выработкой тепловой и электрической энергии. А еще создание производственного участка по обезвреживанию опасных отходов, в том числе отходов лечебно-профилактических учреждений, в районе очистных сооружений «Угрешские» в ЮВАО. Кроме того, запланирована реконструкция расположенной в ЮВАО спецавтобазы МГУП «Промотходы» с созданием участка по сортировке и переработке селективно собранных компонентов отходов (металло- и полимерсодержащих и других) и реконструкция мусороперегрузочной станции с созданием участка по сортировке отходов в промзоне «Южный порт». Есть еще несколько объектов, с помощью которых будет решаться вопрос утилизации различных отходов.

- Реализация этих проектов позволит обеспечить своевременную обработку коммунальных отходов не только для Юго-Восточного, но частично Центрального округа столицы, где создание мусоросжигающих и перерабатывающих комплексов по понятным причинам просто невозможно, - отметил префект ЮВАО Владимир Зотов. - Новые утилизирующие предприятия могут иметь двойной эффект от своей работы - вырабатывать электрическую и тепловую энергии, что очень важно для ЖКХ города. Есть и проблемы. Одна из которых в том, что уровень просвещенности населения относительно экологической безопасности мусоросжигания пока еще недостаточно высок. Обсуждая с жителями планы строительства подобных заводов, приходится регулярно развеивать мифы по поводу отрицательного воздействия этих предприятий на окружающую среду. Поэтому очень важно сделать упор и в постановлении правительства на этот счет, и при создании производств, и при разъяснительных беседах с людьми на современные экологические подходы и требования при утверждении проектной документации, строительстве и эксплуатации заводов.

Специалисты считают: значительный резерв улучшения ситуации в городе с раздельным сбором и переработкой бытовых отходов и крупногабаритного мусора кроется в организации соответствующей работы с предприятиями и организациями, «выдающими» эти самые отходы. Необходим принцип: платит за утилизацию мусора тот, кто его производит. Например, в виде пошлин, когда автопроизводитель должен закладывать в цену автомобиля платежи за его последующую утилизацию и вносить их соответственно в бюджет. Актуальным в работе с такими предприятиями и организациями является их стимулирование для внедрения раздельного сбора и обязательного вывоза ТБО и крупногабаритных отходов.

Так, проблемой для города является значительное число брошенных автомобилей, автокомпонентов, покрышек и шин, особенно в санитарно-защитных зонах предприятий, на набережных и в стихийных гаражных комплексах. До сих пор на местах возникают проблемы, связанные с ликвидацией незаконных свалок и стихийных скоплений бытовых отходов (в 2007 году была ликвидирована свалка в Капотне, в 2008 году - в Люблине). Значит, надо усиливать работу с нарушителями экологических требований.

Наконец, важным направлением будущей городской целевой программы по обращению с коммунальными отходами станет пропаганда среди жителей и внедрение в жилом секторе культуры раздельного сбора отходов и мусора. Эта работа, по мнению специалистов, должна быть комплексно увязана с реализуемой в городе реформой управления многоквартирными домами и ориентирована не только и не столько на жителей, сколько на их объединения - ТСЖ, ЖСК и иные формы объединения собственников. Особенно если при этом ТСЖ и ЖСК предложить финансовые стимулы.

Надо отметить, что сейчас не пользуются широким спросом пункты приема вторичного сырья. А напрасно. Тем более что объем собираемого в городе вторсырья составляет 15 процентов от общего объема коммунальных отходов. Конечно, вырученные за пару банок пива денежные средства невелики. Но если умножить эти суммы на отходы со всего дома, то этот источник доходов для ТСЖ был бы не таким уж незначительным и мог быть направлен, например, на благоустройство территории. Можно, например, включать соответствующие пункты о раздельном сборе мусора и сдаче отходов в договоры на управление домами. Также можно поручить сортировку мусора штатным уборщикам в товариществах собственников жилья.

Кстати, благодаря одной из фирм на территории округа расширяется сеть автоматизированных установок «Фандомат»: в жилом и нежилом секторе установлено 440 единиц такой техники.

Другой возможный пример финансового стимулирования объединений собственников к селективному сбору мусора - применение городских субсидий на содержание жилищного фонда для тех ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний, где внедрен раздельный сбор мусора.

- В таком мегаполисе, как Москва, сбор и вывоз мусора, его утилизация являются важнейшей задачей, - отметил Владимир Зотов. - Нужно организовать полноценную систему сбора вторичного сырья, поскольку это потенциальный ресурс (15 - 20 процентов) по сокращению объема отходов, подлежащих утилизации. И надо не просто развивать сеть приемов вторичного сырья, а создавать работоспособную систему полного цикла. Только такой комплексный подход будет эффективен и позволит решать проблему цивилизованным способом. Это должны понимать руководители всех рангов и каждый москвич, каждый житель Юго-Восточного округа.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта