Россию задвигают за G7
Владимир КРЕСЛАВСКИЙ
В Кэмп-Дэвиде состоялась встреча Джорджа Буша, президента председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози и главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. Выработанные тройкой меры по преодолению мирового финансового кризиса на Западе уже поспешили назвать «революционными». Но, как и при любой революции, после их осуществления могут быть не только выигравшие, но и проигравшие.
Еще до встречи в Кэмп-Дэвиде скептики отмечали, что переговоры с Бушем вряд ли могут привести к каким-либо действенным решениям, но они способны прояснить истоки нынешнего кризиса. Спровоцировали его в США, а потому и меры по преодолению должны быть найдены там же.
В заявлении по итогам кэмп-дэвидской встречи говорится: «Три лидера провели весьма плодотворную дискуссию, в ходе которой обсудили координацию дальнейших шагов по преодолению нынешнего кризиса в мировой экономике».
Однако, как отмечается в том же коммюнике, это лишь первая встреча из целой серии на высшем уровне, завершит которую расширенный саммит G8, который состоится в США после президентских выборов 11 ноября.
Напомним, что о необходимости подобного саммита первыми заговорили президент Франции Николя Саркози и президент России Дмитрий Медведев. И именно наш президент настаивал на привлечении к переговорам G8 Китая, Индии, Бразилии и ЮАР. Сейчас, как уточнил американский президент, согласуется состав участников.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что совместные действия вряд ли будут эффективными из-за больших разногласий между основными участниками мирового рынка. Недаром одновременное снижение центральными банками «Большой семерки» базовых ставок и принятие первого совместного плана действий если и взбодрили мировые рынки, то ненадолго: уже в среду они продолжили свое падение.
А потому и кэмп-дэвидская встреча была лишена какой-либо конкретики. Пусть Саркози теперь смягчил свою риторику и не говорит о вине США, но, по мнению экспертов, даже если очередные совместные меры и будут выработаны, свои проблемы страны «Большой семерки» продолжат решать самостоятельно.
«Революционность» нынешней ситуации заключается как в том, что Соединенные Штаты решили-таки прислушаться к чужому мнению, так и в согласии на расширение «Большой восьмерки». Впрочем, в этом может таиться определенная опасность для России. Да, конечно, наш президент уже неоднократно говорил о необходимости привлечения к работе G8 лидеров экономически быстро развивающихся стран. Но на Западе видят это расширение несколько иначе, нежели в Москве. Не «Восьмерка» плюс Китай, Индия, Мексика, Бразилия и ЮАР, а «Семерка» с добавлением развивающихся стран и России.
Так, новый посол Великобритании в Москве Энн Прингл на своей первой пресс-конференции в новом качестве недвусмысленно дала понять, что «Большая семерка» будет периодически собираться в прежнем составе, а G8 уже в ближайшее время может быть расширена.
Нетрудно заметить, что при таком раскладе статус Москвы заметно снижается, и как она собирается отстаивать свои позиции, пока не ясно. При этом времени у дипломатов остается не так уж много. С большой долей вероятности можно предположить, что реформировать клуб восьми администрация Буша попытается еще до своего ухода.