Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Собиратель плавучих диванов

Москвичи предпочитают топить мебель комплектами

Кирил ГРИЩЕНКОВ

Каждый день в любое время года на патрулирование московских рек выходит необычная флотилия. Перед ней стоит уникальная задача - выловить из реки все, что мы в нее набросали. В одном из рейдов водного мусорщика побывал корреспондент «МП».

По Москве-реке тихо плывет небольшой корабль. На первый взгляд - ничего особенного. Случайный прохожий легко может спутать его с обычным буксиром. Однако этому тихоходу уступают дорогу и помпезные прогулочные теплоходы, и солидные грузовые баржи. Такое почтение со стороны речного флота неудивительно. Ведь эта малявка занимается делом, важным не только для судоходства, но и для всего города - очисткой реки от мусора и грязи, многочисленных отходов человеческой жизнедеятельности.

- Вон еще листья, давайте поднимать, - командует Владимир Долгов, капитан корабля-мусоросборщика МС-3. Судно послушно делает крен влево и замедляет ход. Укрепленный на носу судна большой ковш медленно погружается в воду, и через несколько секунд извлекает оттуда внушительную кучу сгнившей листвы, несколько пустых бутылок и увесистую корягу.

Затем поршни приводят ковш в вертикальное положение, вода через отверстия в ковше стекает обратно в реку, а собранный мусор ссыпается во вместительный контейнер. Все, этот участок реки чист, можно идти дальше.

Листья, коряги - это все, говорит Долгов, традиционный улов. Частенько добывают и более весомые предметы: мебель, строительные конструкции, моторы, велосипеды. Интересуюсь, случались ли на его памяти какие-то интересные находки среди речного мусора.

- Всякое бывало. Находили автомобили, причем неплохие, - смеется он. - Да-да, целые автомобили, и почти без повреждений. А мебель в реку, оказывается, выбрасывают комплектами: диваны и кресла, столы со стульями, ну и так далее. Однажды нашли даже мину времен Великой Отечественной - спасибо, не взорвалась. Случаются, конечно, и страшные находки. Разумеется, если мы находим труп, то сами ничего не предпринимаем и немедленно вызываем милицию.

Бывает, однако, что и живые души спасают речные дворники:

- Был у нас однажды случай, - улыбается капитан. - Рабочий день, корабль плывет нормально, все идет по плану. Вдруг мне по радио передают с теплохода, идущего впереди - дескать, там, где вы сейчас находитесь, в воду упала собака, ее хозяева на берегу стоят, просят достать. Ну, мы сдали назад - действительно, барахтается собачонка, очень красивая, кстати, хоть и дворняжка. Пока мы ее вытаскивали, на набережной собралась целая толпа. Ведь собаку не достанешь ни ковшом, ни сачком - иначе можно покалечить или вообще погубить. Пришлось матросу надевать перчатки и ловить ее руками. А она, глупая, отбивается, кусается, еле достали из реки. Когда вымокшее создание наконец оказалось на палубе, люди на набережной стали кричать «ура» и аплодировать. Оказалось, что собачка принадлежала маленькому мальчику с больным сердцем. Когда любимица упала в реку, ребенку стало плохо, поэтому все так и переживали за ее судьбу. Но кончилось все благополучно.

Слушая рассказ капитана, я замечаю на правом борту гидравлический захват впечатляющих размеров. Спрашиваю о его назначении.

Это кран-манипулятор, - поясняет капитан. - Находим мы, например, большую катушку от кабеля. Ковшом ее не подцепишь, вот и приходится использовать кран.

Моторист демонстрирует, как выглядит работа манипулятора. Ловко управляясь с хитрой системой рычагов, он подхватывает недавно выловленную корягу, поднимает ее в воздух, проносит над палубой и возвращает в мусорный контейнер.

Если же корабль по какой-то причине не успевает подобрать, скажем, бумажку или банку, пропущенный предмет вылавливают специальным сачком на длинной ручке. Сидя в рубке, я вижу, как моторист время от времени обходит судно с этим самым сачком и достает им из воды мелкий мусор.

- Все эти отходы мы отвозим на базу. Оттуда их грузовиками отправляют на полигон, где и происходит утилизация, - объясняет мне Владимир Харсеев, мастер группы эксплуатации флота, в обязанности которого входит наблюдение за работой мусоросборщиков. - Иногда за день мы не успеваем очистить всю реку, тогда часть мусора приходится оставлять на следующий.

Небольшая группа кораблей, предназначенных для очистки речных вод, действительно не всегда справляется с ситуацией - слишком велик бывает объем работ. Однако мусоросборные суда все же поддерживают Москву-реку в достойном состоянии. Особенно если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с 1998 годом, когда начались первые очистные работы.

- В первый год, я помню, ситуация была просто плачевной, - говорит Владимир Харсеев. - Сегодня уже все иначе, хотя проблем, конечно, хватает.

Собственно, весь очистной флот состоит из двух мусоросборщиков МС-3, трех нефтесборщиков и трех кораблей, способных собирать и мусор, и химические отходы.

Суда работают на реке круглосуточно и в любое время года. Экипажи, соответственно, меняются - для каждого корабля предусмотрено до четырех смен в сутки. Интересно, что два мусоросборщика, несмотря на низкую скорость - не больше 10 километров в час, - способны до темноты пройти Москву-реку из конца в конец.

- Ночью, конечно, мусор никто не собирает, - поясняет капитан. - Но корабль стоит на дежурстве, и если возникает непредвиденная ситуация, нас вызывают. Обычно это связано с химическими загрязнениями. Для борьбы с ними у нас есть специальный аппарат, - он показывает на палубу, где действительно стоит массивный предмет желтого цвета, прикрытый брезентом. - Он вырабатывает горячую смесь на основе безвредного для окружающей среды реагента. Если нужно ликвидировать, например, нефтяную пленку, мы включаем это устройство и просто растворяем ее. Но нередко нам задают работу и любители посидеть ночью на набережной. Порой после них в воде образуются небольшие плавучие свалки. Москва-река сейчас почти не замерзает, и некоторые из наших судов приходится задействовать даже зимой.

При этом нагрузка на экипажи ложится колоссальная. Как рассказал Владимир Долгов, через коллекторы в Москву-реку сливается вода из ливневой канализации. Получается, что в реку текут отходы со всего города. К тому же много мусора сбрасывают с набережных, мостов и с пассажирских судов. Сюда прибавляется и незаконный слив сточных вод, перед которым часто бессильна даже экологическая милиция. Ну и, конечно, отходы естественного происхождения - листья, ветки, коряги, тина. По словам капитана, особенно проблемным временем для кораблей-чистильщиков становится весна, когда тает снег и поднимается уровень воды.

По словам Константина Ишханяна, корабли, собирающие мусор, ежедневно привозят до 13 тонн отходов. То есть реальный уровень загрязнения еще больше, и в обозримом будущем он будет только расти. Вероятно, в ближайшие годы флот кораблей-мусоросборщиков придется увеличивать, хотя пока он вполне успешно справляется со своей задачей.

Во время нашего плавания Владимир Харсеев упомянул, что в западных странах этот метод очистки городских рек считается одним из самых эффективных на сегодняшний день. Думаю, такая оценка вполне справедлива - убедиться в этом можно своими глазами, просто прогулявшись по набережной Москвы-реки.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта