Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Безалкогольные поминки

«У меня умер отец. На поминки было приглашено много дальних родственников, которые не слишком скорбели об усопшем, зато выпили много алкоголя. В итоге поминки скорее напоминали оргию. Хотелось бы знать, как правильно организовать это мероприятие».

Аркадий Петрович К., 45 лет.

- К сожалению, поминки в самом деле часто напоминают языческую тризну, - считает батюшка Арсений Илюшенко. - Древние славяне верили, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Сегодня некоторые родственники умерших также стараются устроить поминки как можно роскошнее. Сказываются здесь тщеславие, вопросы престижа, но главное - незнание церковного устава. Для поминовения души нужны молитвы, а не алкоголь, льющийся рекой на многих поминках. Застольная беседа должна быть посвящена воспоминаниям о добрых делах усопшего.

Если человек придерживался православной веры, то по усопшему необходимо отслужить в церкви сорокоуст (поминание на сорока литургиях в храме). На сороковой день нужно заказать панихиду или же литию об усопшем, если панихида в данный день не положена (об этом вам расскажут непосредственно в храме).

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-то из близких читал 17-ю кафизму из Псалтыри перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой нужно прочесть «Отче наш». Напиваться на поминках - это большой грех для христианина любой конфессии.

Если поминки приходятся на большой церковный праздник, например на Воскресение Христово, то в такой день ни о каких поминках не может быть и речи, панихиды/литии в храмах не служатся. Так что в таких случаях надо отложить поминки, к примеру, до Радоницы (это «Пасха для усопших»). Раньше на поминки обязательно звали убогих и нищих - поминки считались своего рода милостыней. Духовенство хоть и приглашалось на поминальную трапезу, но старалось в ней не участвовать.

На поминках по традиции принято подавать холодные рыбные закуски, что имеет определенную связь с христианской символикой. В скоромные дни разрешаются мясные блюда. Считается, что горячая пища на поминках должна быть обязательно, т. к. душа покойного якобы отлетает вместе с паром.

По народным традициям, не связанным с православием, на поминках старались не пользоваться ножами и вилками, а родственники умершего ели (по возможности) серебряными ложками, так как серебру приписываются магические очистительные свойства. Традиция ставить на поминальный стол прибор для усопшего (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), а также наливать в стопку водку и прикрывать черным хлебом - тоже языческого происхождения.

Хлеб и пироги на поминках принято разламывать руками. Остатки поминального обеда (особенно выпечку) традиционно раздают присутствующим «на вынос», чтобы они и у себя дома могли еще раз помянуть добрым словом умершего. Крошки хлеба на следующий день несут на могилу, тем самым как бы сообщая покойному, как проходили поминки.

Согласно народным обычаям (также пришедшим от язычества), вернувшись с кладбища, нужно вымыться в бане (очиститься) или хотя бы сразу вымыть руки. В старину «очищались» прикосновением рук к печи, хлебу, обязательно переодевали одежду. Те, кто целовал покойного в уста, должны были, вернувшись с кладбища, потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.

Поминальные обеды устраивают троекратно (в 3-й, 9-й и 40-й дни), что якобы совпадает с изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с православными верованиями о путешествии души на тот свет. Считается, что два дня после смерти душе позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается возле своих близких. В третий же день (после вознесения на небо для поклонения Богу) начинаются так называемые мытарства. То есть бесы проверяют душу на степень грешности. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.

Каждой душе показывают рай и ад, чтобы она знала, что ждет праведников и грешников. В сороковой день оканчиваются мытарства, и Бог совершает над душой суд по ее земным делам (с учетом молитв о ней Церкви и родственников). Этим судом определяется место души в ожидании окончательного Страшного суда.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта