Нас сочли исключением из правил

Виола Егикова

Имеется в виду не столица, не страна и даже не вся планета. Исключением из правил в данном случае названа Солнечная система, в которой мы обитаем, и заслуга в том, похоже, принадлежит нашему светилу.

К такому любопытному выводу ученые пришли, тщательно обследовав туманность Ориона. Это один из самых молодых (всего-то миллион лет от роду!) и самых густо заселенных ярчайшими звездами кластеров. Там, в этой сияющей дали, можно насчитать от силы лишь 10 процентов звезд, способных образовать планеты-гиганты, шансы этих звезд на обзаведение семейством схожих с Юпитером планет весьма незначительны. А ведь как раз в подобных кластерах появляются звезды, подобные нашему Солнцу.

Оно в свое время сформировалось именно в таком тесном скоплении звезд, но за четыре миллиарда лет, прошедших с той поры, растеряло ближайших соседей, ведь кластеры класса туманности Ориона считаются открытыми, их обитатели не «стеснены» границами, которые «запираются» гравитацией. Владения Солнца простираются примерно на такое же космическое пространство, какое приходится почти на тысячу звезд в туманности Ориона. Вот в самый центр этого звездного скопления и нацелили мощные оптические и радиотелескопы астрономы Калифорнийского университета в Беркли, Калифорнийского технологического института и Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Внимательный анализ 250 массивных звезд показал, что лишь десятая их часть обладает газопылевым диском, достаточным для образования таких же крупных планет, как Юпитер. Это вполне согласуется с предыдущим результатом, полученным учеными при обследовании менее плотного созвездия Тельца. Учитывая это, астрономы сочли, что владения Солнца, включающие планеты-гиганты, скорее исключение, чем правило. Подробный отчет об исследовании, говорится в сообщении Калифорнийского университета, публикуется в августовском выпуске The Astrophysical Journal.

А вот новости и о Луне: похоже, представления о ней как о пространстве бесконечной суши не оправдываются, ибо команда американских ученых во главе с ассистентом профессора Альберто Саалом (Alberto Saal) из университета Брауна обнаружила свидетельства присутствия воды в недрах нашего естественного спутника. Самое интригующее, говорится в статье журнала Nature, что доказательства своей правоты ученые нашли в образцах вулканической породы, доставленных на Землю еще миссией Apollo, которая совершила полеты к Луне около трех десятилетий назад. Так сложилось, что тщательный анализ этих «лунных камней» удалось осуществить только сейчас.

В исследуемых образцах ученые обнаружили различные минеральные вещества, а также молекулы, которые могут быть связаны с водой. Эта вода, считают авторы этой работы, скорее всего земного происхождения, а присутствовала она внутри Луны с самого начала, когда та откололась от нашей планеты в результате ее столкновения с гигантским космическим телом. Версия такова: оказавшийся в автономном полете, наш естественный спутник первое время пребывал во власти мощной вулканической активности, во время одного из извержений, случившихся примерно 3 миллиарда лет назад, вода была исторгнута из лунного нутра вместе с магмой, выброшенной на поверхность. Поскольку жар стоял колоссальный, вода находилась в виде пара, 95 процентов которого улетучилось в космос, а оставшаяся часть могла просочиться в трещины и сохраниться скоплениями льда в районах лунных полюсов.

Такова гипотеза, а проверить ее предполагается с помощью очередной миссии к нашему естественному спутнику, планируемой в NASA. Запуск аппарата LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite), который будет искать воду близ Южного полюса Луны, предполагается уже в конце этого года. Аппарат сейчас проходит тестовые испытания, по завершении которых будет переправлен в принадлежащий NASA Космический центр имени Кеннеди во Флориде. Там начнется финальная стадия подготовки отправляемого к Луне аппарата, после чего и будет осуществляться собственно старт.

И еще одно открытие, сделанное на основе давних находок, но уже на Земле. Еще в самом начале минувшего века в британском графстве Западный Сассекс при строительстве монументального здания были найдены прекрасно сохранившиеся в земле кремниевые орудия, напоминающие дротики и копья. Место раскопок назвали так же, как возводимое сооружение, - Биддингс (Beedings), а извлеченные оттуда экспонаты сдали в Британский музей и забыли о них. И вот, спустя десятилетия, они стали предметом пристального изучения благодаря проекту, посвященному исследованию следов освоения территории Великобритании предками человека. Дротики и копья из Биддингса сравнили с археологическими находками, сделанными на севере Британских островов в местах стоянок неандертальцев. Эти находки относятся к тому же отрезку времени – от 35000 до 420000 лет назад. Сравнение, по единодушному признанию археологов, явно в пользу коллекции из Биддингса, говорится в статье из журнала Proceedings of the Prehistoric Society, что доказывает: предки человека обладали довольно развитой технологической культурой.

А вот информация о гораздо более далеких наших предках («противников дарвинизма» прошу не беспокоиться): Испания стала первой страной, где получил законодательную поддержку так называемый «Проект больших обезьян», инициированный международной группой ученых. Она создана пятнадцать лет назад, и цель ее проекта – принятие в ООН Декларации по правам человекообразных обезьян, к которым относят шимпанзе, горилл, орангутангов. Принятие документа, по мнению ученых, должно оградить этих животных от опасных для них экспериментов. Речь идет также о запрете на использование крупных приматов в цирковых представлениях, на телевидении и киносъемках с коммерческой целью или в сценах насилия. При этом допускается содержание приматов в зоопарках, но только если животным будут обеспечены надлежащие условия.

«Проект больших обезьян» вынашивался активистами международной группы не один год, говорится в статье, опубликованной британской газетой The Times, но до сих пор ни одна страна, кроме Испании, не сочла нужным вынести его на рассмотрение в своем парламенте. Интересно, что это сделала именно та страна, где борцам за охрану животных вот уже много лет не удается добиться запрета на проведение боя быков. Выходит, сердобольное отношение к обезьянам – своеобразная компенсация за варварский многовековой обычай уничтожения быков.