Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Пониженная опасность

Тонкие не надевать, узкие не носить...

Татьяна ГАРМИЗЕ

Выслушав монолог возмущенной Анастасии, я - уж простите, Настя! - вздохнула с облегчением. А то даже комплексовать начала: мало того что к старости слаба глазами стала, еще и спотыкаюсь. Причем везде: в метро, подземных переходах, при входе в магазин, в вестибюлях организаций. Народная мудрость "конь о четырех ногах, и тот спотыкается" не утешала. Тысячи людей ездят в метро, ходят в магазины тоже на своих двоих, а в переделки попадаю только я! И вот нечаянная радость: звонок двадцатилетней читательницы... Однако обо всем по порядку.

Как большинство трудящихся женщин, я ношу обувь "на устойчивом", как выражаются ортопеды, каблуке. А в тот июньский день собирались с подругой в театр, не тащить же в храм Мельпомены "сменную обувь", как на урок физкультуры! И погода располагала: тепло, сухо... Из дома я вышла в туфлях на невысоких, четыре сантиметра, не то чтобы "шпильках", но каблуках "выходного дня". А через полчаса на станции метро "Театральная" стояла уже на... одном. Второй, завернутый в бумажный носовой платок, лежал у меня в сумке.

...На середине эскалатора я вдруг почувствовала, что не могу двинуть левой ногой. Струхнув - не симптом ли "перемежающейся хромоты"? - я судорожно зашевелила "онемевшими" пальцами. Пальцы повиновались. Подвигала стопой вправо-влево. Стопа двигалась. А ногу по-прежнему как кандалами к эскалатору приковали... И тут до меня дошло, что не нога "застопорилась", а каблук застрял в лестнице. Эскалатор тем временем приближался к финишу. Нервные движения лодыжкой только усугубили ситуацию: каблук увяз окончательно. Запаниковав, я "выскочила" из туфли и стояла полубосая, не зная, что делать. Хорошо, какой-то пассажир явил чудеса реакции: из-под носа у эскалаторной гребенки вырвал таки обувку из плена. Зато другой пассажир потом долго "выковыривал" каблук из эскалатора какой-то отверткой.

Испорчена была не только парадная пара обуви. Театр тоже накрылся, вместе с потраченными на билет деньгами, моим радостным настроем и настроением "осиротевшей" подруги. А что было делать? Шкандыбать на премьеру в туфле без каблука? С того дня стала я эскалаторов побаиваться. Особенно когда обнаружила, что эскалаторы в метро двух типов: с частыми и редкими "ребрами". Первые опасны только для "гвоздиков", вторые легко "зажевывают" каблуки среднего диаметра (в этом я, увы, убеждалась еще не раз). Теперь, шагнув на эскалатор в любой обуви, кроме кроссовок и "платформ", я сразу встаю на цыпочки. Три эскалатора - на работу, три - обратно, плюс личные поездки. Удовольствия от экзерсисов мало, особенно если эскалатор длинный. Зато безопасно. Но только для каблуков. Пассажир на эскалаторе должен, наоборот, твердо стоять на ногах (пьяных не зря не пускают в метро), чтобы не "загреметь" при экстренной остановке.

Кое-как приноровившись к движущимся ловушкам, я обратила взор к неподвижным. Правильнее сказать, они сами привлекли мой взор. Точнее, едва не привлекли, и не только взор, но и чело, ланиты и уста. Проходя по подземному переходу в здравом уме и твердой (и трезвой) памяти, я угодила каблуком аккурат между прутьями сточной (дождевой, ливневой или как они там называются) решетки. И вот что скажу: по степени опасности эскалатор этим решеткам в подметки не годится. На лестнице, пусть и движущейся, застревают стоя; в решетку попадают на ходу и даже на бегу. Представьте: вы торопитесь, держите "революционный" шаг, и вдруг одна нога попадает в западню между чугунными челюстями... О законе инерции слышали? Значит, можете представить дальнейшее: правая нога устремлена вперед, левая резко "тормозит", а тело-то уже ускорилось за правой... Хорошо, если упадешь на колено или инстинктивно выставленные ладони, а то ведь можно и лицом приложиться, и ногу сломать... Я, правда, отделалась легким испугом: вовремя подхватил шедший сбоку дядечка (везет на "атлетов"!).

Надо ли говорить, что я стала опасаться и решеток, которые зияют в городе повсеместно: в подземных переходах, возле зданий метро, во дворах, возле остановок общественного транспорта... Тем более что и решетки бывают двух видов: просто опасные (для торопыг, рассеянных, слабовидящих людей) и особо опасные. К последним я с полным основанием отношу решетки с выломанными, раскуроченными, частично выгнутыми или частично вогнутыми прутьями. Такой капкан не только ДЕРЖИТ застрявший каблук, но и "НЕ ПУЩАЕТ" бескаблучных: зацепиться за торчащие и выпирающие части "сооружения" - раз шагнуть. Тем более что не все вкривь и вкось зарешеченные места в городе хорошо освещены.

Две фобии и обе "подкаблучные" - это чересчур. Не только закомплексовать, свихнуться можно. И вот - звонок нашей читательницы, студентки 3-го курса, будущего финансиста Насти Рудницкой. Барышня жаловалась, что она и ее подружки "застревают" на эскалаторе в метро, а дежурящие у эскалаторов работники не всегда экстренно тормозят, в итоге портится обувь, иногда даже каблуки ломаются... Ба, подумала я, вот и причина моего "самобичевания"! Девы юные тоже "попадают"! Не спотыкаются на ровном месте, как толстовский Холстомер, а ПОПАДАЮТ в ловушки, расставленные в общественных местах!

"В метро часто меняют эскалаторы. И такое впечатление, что на новых расстояние между зубьями меньше, чем у старых. А каблуки-то теперь носят тонкие, даже сужающиеся книзу. Вообще-то я люблю летом в кроссовках ходить, но в этом году с 15 июня два месяца стажировалась в банке, где буду работать после института, о "кроссах" не могло быть речи, только туфли. У меня две пары для "официоза", обе на невысоком каблуке. На тонком? Вообще-то да, но разве в таких запрещено в метро ездить? Так вот в старых лестницах застревают каблуки среднего диаметра, как у моей мамы, а новые - просто ловушка какая-то для "шпилек". Стоишь, перебираешь ногами, как лошадь, чтобы не увязнуть... Неужели никто из начальства в метро не знает о наших неудобствах?"

Хороший вопрос. Только задавать его нужно начальнику московского метро, в крайнем случае - начальнику службы контроля, курирующей, как объяснили в пресс-службе подземки, вопросы безопасности, в том числе, надо думать, и пассажиров. Но прежде, чем беспокоить "службу безопасности", я решила убедиться, что неудобства испытываем не только я и Настя с подругами. Опросив несколько десятков пассажирок метро, обутых в туфли на каблуках, я выяснила, что большинство хоть однажды, но "застревали". И хотя ремонтировать обувь пришлось только пяти, неприятное чувство ловушки помнят все. Ответы на вопрос "Не боитесь теперь на каблуках на эскалаторе ездить?" разнообразием не отличались: "Держу пятки на весу", "Кое-как приспосабливаюсь, на мысках стою", "Нашариваю каблуками выпуклые части ступеньки и задерживаю дыхание, чтоб не "провалиться". Иными словами, механизмом "повышенной опасности" дамы вынуждены пользоваться, стоя на "пуантах"!

Выяснить, известно ли о мучениках Терпсихоры руководству или службе безопасности метрополитена, не удалось. Зам руководителя пресс-службы Павел Сухарников предложил направить им письменный запрос. Письменный запрос и тем более письменный ответ на него - это хорошо, не вырубишь, как говорится, топором. Только долго, минимум месяц переписки. А мне бы устный ответец на простенький вопрос: слышала ли хоть что-нибудь, хоть в пол-уха, администрация о "подкаблучной" проблеме? "У меня лично такой информации нет. Я, как вы понимаете, каблуки не ношу". Сотрудница пресс-службы Евгения о "застревающих каблуках" слышала, но считает, что "в правилах пользования метрополитеном есть картинки..." На возражение, что в вывешенных в вагонах "Правилах..." картинок нет, собеседница уточнила, что имеет в виду "картинки у эскалатора, там, по-моему, есть и о каблуках".

Тем же вечером я обнаружила "картинки" на четырех станциях. Они не были вывешены, как делалось раньше, перед эскалатором на прикрепленных к потолку табличках. Три запрещающие и три поучающие криптограммы были приклеены на эскалаторную панель у входа на эскалатор так, что ознакомиться с ними практически невозможно.

Обзор тет-а-тет перекрывает будка дежурной, а притулиться сбоку не позволят идущие следом пассажиры (а тем более напирающая толпа!): снесут, "вкрутят" вместе с собой на эскалатор, и поедет товарищ, так и "не узнавши", что на эскалаторе можно и чего нельзя. Да и нет на картинках каблуков. Рисунки запрещают три вещи: ставить вещи на поручень, садиться на ступеньки и наступать на ограничительную линию. Кстати, последнее, очень опасное нарушение (обувь может затянуть в прогал между движущейся лестницей и неподвижной боковиной) изображено так, что "расшифровать" его я смогла лишь с помощью работников метро).

По словам председателя Московского общества защиты потребителей Надежды Головковой, метро как транспортное предприятие повышенной опасности обязано обеспечить безопасность пассажиров. И если существует (появилась, обнаружилась) опасность пользования метрополитеном для пассажиров той или иной группы (в данном случае - для женщин в обуви на каблуках), администрация обязана как минимум проанализировать ситуацию и принять меры для минимизации возможных негативных последствий. Кроме того, Гражданский кодекс РФ содержит норму о возмещении убытков и компенсации морального вреда лицу, право которого нарушено. Пассажиры и пассажирки метрополитена, не сидящие на ступенях движущегося эскалатора, не ставящие вещи на движущийся поручень и не заступающие за ограничительную линию, вправе рассчитывать на личную безопасность проезда и сохранность надетого на них имущества.

Таким же безусловным правом закон наделяет пешеходов, пользующихся подземными переходами, тротуарами и прочими наземными плоскостями, искореженными ливневыми решетками "повышенной опасности".

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта