О чем мерцают звезды?

Астрономы знают, как создать галактический интернет

Екатерина ГОЛОВИНА

Группа звездочетов под руководством Джона Лернда (John Learned) из Гавайского университета пришла к заключению, что информационные сигналы можно передавать при помощи звезд. По их словам, это могло бы стать потенциальной схемой галактического интернета для развитых инопланетных цивилизаций.

Cхема, описанная горячими гавайскими астрономами, предполагает использовать в качестве передающих звезд объекты из так называемого класса Цефеид, некоторые из которых расположены на расстоянии около 60 миллионов световых лет от Земли (ближайшие Цефеиды находятся от нас на расстоянии менее тысячи световых лет).

Фишка в том, объясняют ученые, что эти звезды отличаются от остальных: их яркость колеблется с постоянным периодом - длительностью от полутора до пятидесяти дней. Для того, чтобы передать информацию, достаточно укоротить некоторые циклы звезды. В результате наблюдатель будет видеть последовательность колебаний, которые можно интерпретировать как бинарный поток данных: короткий цикл означает «один», длинный цикл - «ноль». В общем, получается этакая звездная морзянка.

Цикл звезды укоротить, считают небоведы, - тоже раз плюнуть. Надо «лишь» воздействовать на нее направленным потоком высокоэнергетических нейтрино. При этом астрономов совершенно не смущает тот факт, что в арсеналах землян пока не существует приборчиков для такого рода воздействия и что для создания нужного потока потребуются колоссальные энергии. Мило опуская эти технические подробности, они предлагают таким образом регулировать с Земли содержимое звездной атмосферы: считается, что яркость звезды понижается в силу того, что в ее атмосфере накапливается ионизированный гелий, большое количество которого приводит к дальнейшему расширению атмосферы и деионизации, что, в свою очередь, снова увеличивает яркость...

- Да, видел я это сообщение, - рассказал «МП» член Российского астрономического общества Илья Миронов. - Такое ощущение, что они там на Гавайях сильно перегрелись. И дело даже не в том, что идее этой лет 40 как минимум, и не в том, что возможности влиять на далекие (да и на близкие тоже) звезды у нас нет и пока не предвидится. А в том, что перспективы применения такого гипотетического ноу-хау выглядят, мягко говоря, слишком туманно. Например, Лернд сообщает, что для передачи таким способом сообщения в 160 символов (длина обычного SMS) потребуется... около шести лет. То есть, подчеркиваю, только на передачу! Представьте, что вы шесть лет набираете на мобильнике сообщение абоненту - аж по 27 букв в год... Удовольствие, прямо скажем, на любителя.

Явно уверенный в том, что проник в тайну общения высокоразвитых цивилизаций, далекий гавайский астроном Лернд на полном серьезе предлагает проанализировать многолетние данные наблюдений за Цефеидами - а вдруг да и попадется какая-никакая эсэмэска, кинутая нам далекими галактическими абонентами...

- Вообще один плюс в этом предложении все-таки обнаружить можно, - объяснил «МП» координатор НИО «Космопоиск» Вадим Чернобров. - Тот, что нашему озабоченному земными проблемами человечеству напомнили, что мы - пусть даже пока и теоретически - можем оказывать воздействие на передачу информации в масштабах Вселенной. Так сказать, есть шанс, что сказка вполне может стать былью. Но на этом плюсы и заканчиваются.

Дальше, по словам эксперта, начинаются сплошные минусы и знаки вопроса:

- Хочется напомнить, что для передачи информации в космосе есть более понятное средство - радиоволны, которыми мы пользуемся достаточно успешно и у которых есть одно несомненное преимущество - малое количество помех. Чего не скажешь об излучениях в видимом или, скажем, рентгеновском диапазонах, которые просто неудобны для межзвездной связи. Дело в том, что межзвездная среда неодинаково «пропитана» разными частицами. Скажем, центры галактик, то есть места, где больше всего старых звезд (а значит, гипотетически, и больше старых, продвинутых цивилизаций), гораздо больше «засорены» межзвездной пылью, поглощающей свет. В результате центр галактики, где, по идее, все должно просто полыхать от обилия яркого света, является самым темным ее местом. А вот в радиодиапазоне оно может быть именно самым «ярким». Так зачем, спрашивается, нам заморачиваться с изменением звездной яркости?

Еще одним несомненным минусом «рацпредложения» гавайских астрономов, по мнению Черноброва, является его нерациональность. Вместо того чтобы передать сообщение одному конкретному абоненту, нам предлагают потратить чудовищные энергии на то, чтобы транслировать информацию на всю Вселенную - в надежде на то, что абонент, будучи частью этой Вселенной, прочитает его тоже:

- А речь тут идет об энергиях, которые человечество умудрилось потратить за все время существования цивилизации, да и той хватит лишь на один, грубо говоря, «пук». Не слишком ли это расточительно? Тем более что это только шесть лет мы будем набирать сообщение, а лететь оно ведь будет со скоростью света, то есть абонент его получит лишь спустя много тысяч лет. А если он еще и ответить захочет? Представьте ситуацию: наши фараоны послали какому-нибудь жителю ближайших Цефеид вопрос: «В чем сила, брат?» Мы спустя тысячелетия вдруг принимаем сигнал: «В правде!» А потом еще пару веков гадаем: и что бы это значило? В общем, глупость несусветная.

Более-менее сократить скорость написания галактической эсэмэски, по мнению координатора, могли бы другие космические объекты, но и с ними тоже все обстоит не так радужно:

- Во Вселенной существуют другие периодические объекты со стабильным и более частым излучением. Это пульсары. Когда их впервые обнаружили, то по характеру радиоизлучения даже приняли за передатчики инопланетян. Сейчас многие считают, что это нейтронные звезды, некие осколки, оставшиеся после взрыва сверхновой. Так вот, выяснилось, что излучают они не на всю Вселенную, а в неком узком направлении - получается как бы антенна с узконаправленным лучом. И количество бит, которые можно гипотетически передавать с их помощью за короткий промежуток времени, уже соизмеримо с радиочастотами. То есть речь идет уже не о шести годах, а о секундах. Есть даже предположение, что пульсары - это такие природные объекты, которые, слегка модернизировав, некто разумный вполне мог приспособить под свои нужды. Но, опять-таки, это все хорошо для общения на уровне околоземного пространства. В масштабах Вселенной отправленные с помощью пульсаров сообщения все равно будут плестись к абоненту с чудовищной медлительностью, хотя «набирать» его мы и будем за секунды. Ясно, что надо искать другой носитель информации, способный на гораздо большие скорости, но с этим пока туговато.

В общем, куда ни кинь, всюду клин. И так медленно, и так по-черепашьи, а так - и вовсе тупик. Одна надежда, что найдутся когда-нибудь ученые посообразительнее обитателей далеких Гавайев, которые рано или поздно придумают и сверхэкономичные излучатели, и «сверхскоростные» приемники, а значит, дадут наконец человечеству то, к чему оно с таким жаром стремится - долгожданный шанс на межгалактическую болтовню.