Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Мы — вечные дети на Млечном Пути...

В Крыму в Судаке вот уже в седьмой раз проходит Международный рыцарский фестиваль, традиционно проводимый на территории средневековой генуэзской крепости. На южном берегу Крыма побывал ваш корреспондент.

Сила, отвага и мужество - вот оружие настоящего рыцаря, а щит его - прибежище для слабых и угнетенных. Рыцари всегда держат слово, не злоупотребляют доверием, ценят дружбу, уважают достойных противников. Одновременно они скромны и бескорыстны, не рассчитывают на прибыли, почести, не кичатся своим положением. Воины без страха и сомнений дисциплинированы, повинуются своим полководцам, живя по-братски с равными себе, оберегая имущество в их отсутствие. Рыцари умеют контролировать себя, гордыня не руководит их поступками. Приблизительно так звучит кодекс современного рыцаря. Таковым он был много веков назад, таковым остался и в наши дни.

Рыцарский фестиваль «Генуэзский шлем» собрал на территории всемиирно известной крепости в Судаке команды из России, Украины, Молдовы, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Венгрии и Польши.

- Мы решили раздвинуть временные рамки, фестиваль начался в конце июля, продлится больше месяца и завершится к сентябрю. Все это для того, чтобы как можно больше жителей и гостей Крыма успели его посетить, - рассказывают мне в оргкомитете фестиваля. - Кроме того, такая растянутая во времени форма проведения более удобна для самих участников.

Главное оружие рыцарей, как известно, меч и щит. Главное средство передвижения в пространстве - конь. Главное действо шоу - показательные выступления рыцарей (фехтование на мечах, стрельба из арбалетов и луков).

...Из свежевыструганных деревянных ворот, украшенных полошащими на ветру разноцветными стягами, выезжает закованный в латы рыцарь. Его доспехи ослепительно сверкают в лучах заходящего солнца. Вечереет, но жара стоит еще та, даже ветерок с моря не спасает ситуацию. Однако рыцари привыкли к лишениям и тяготам долгого пути. Забрало опущено... в руках - копье, на котором развивается красный шарф прекрасной дамы: вдруг враг поджидает за ближайшем поворотом? Ну, прямо Дон Кихот, сошедший с картины... Навстречу всаднику с таким же копьем наперевес движется его будущий противник. Раздается звук трубящего рога, и оба, поднимая лошадей, одновременно галопом устремляются навстречу друг другу. Удар копья, и вот уже один из всадников повержен на землю. Раздается дружный «ох-х-х» многочисленных зрителей, собравшихся на турнир. Но переживать за судьбу павшего героя не следует: перед нами работает группа каскадеров-профессионалов Ялтинской киностудии, которые блестяще выполняют на лошадях всевозможные эффектные падения, висы и обрывы, сопровождаемые эффектными подсечками и завалами лошадей. Именно эти ребята принимали участие во всевозможных костюмированных исторических фильмах.

Вслед за парными турнирами следует большое постановочное побоище, любимое зрителями, которое на турнире «Генуэзский шлем» называют «бугурт», или в простонародье «стенка на стенку». Театрализованное представление проходит под фольклорное песнопение коллективов из Одессы и Киева.

А за ним следует совсем уже крупномасшатбное представление, воссоздающее сцены массовых сражений по мотивам европейской истории. Костюмы разных стран (одновременно с шоу проходит конкурс средневекового костюма, выставка доспехов и оружия) сменяют друг друга на поле. Как это и бывает в настоящих сражениях, в последнем задействованы пиротехника и артиллерия. Эту часть программы осуществляют члены клубов исторического фехтования и исторической реконструкции, а также работающие по средневековым технологиям ремесленники из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Грузии, Латвии, Литвы, Польши.

...Сражение обрушивается на средневековый город сразу: дружно вступают пушки и куливрины (небольшой ствол на палке нач. XV века), им вторят свистящие стрелы, гарцуют кони, рубятся воины на мечах. Перед нами разворачиваются батальные сцены разных народов и разных веков.

А рядом, в той же крепости, словно град Китеж, вырос как из-под земли и раскинулся «Город мастеров», в котором ремесленники - ткачи и гончары создают свои изделия по средневековым технологиям на глазах у зрителей. Помимо традиционных мероприятий «Генуэзского шлема», в этом году в Судаке проходит большой фестиваль кузнецов, а также фестиваль казачьей культуры. В первом принимают участие 27 кузнечных команд, а участниками второго стали 18 казачьих творческих коллективов из России, Украины и Белоруссии.

Тут же на соседних площадках дамы могут насладиться выступлениями «средневековых» музыкантов и танцоров. А мужчинам, «желающим распотешиться», предлагаются средневековые развлечения. Можно, например, пометать на выбор бревно, топор или кинжал. Или помериться силами в борьбе. Или пострелять из луков и арбалетов. Самое привлекательное в фестивале - это то, что каждый зритель может принять участие в любой рыцарской забаве или даже турнире, посидеть на лошади, примерить доспехи.

Справедливости ради надо отметить, что рыцарские бои во все века и времена были увлечением интересным, необычным, но далеко не безопасным. Вот и сегодня ребята сражаются на турнирах и в бугуртах настоящими мечами, в доспехах. Хотя смотрится потрясающе, но дух все же захватывает, и сердце замирает: а вдруг кого-то по-настоящему убьют или покалечат? Правда, оружие не острое и пушки стреляют бумажными пыжами, чтобы сократить количество травм до минимума. Но переломы, разбитые брови, носы, сотрясения мозга, вывихи и выбитые суставы - привычное дело. Рыцари относятся к травмам как к неизбежному приложению к острым ощущениям.

- Несмотря на это, наши ребята, возвращаясь в лагерь, - рассказывает одна из Прекрасных Дам, участниц турнира, семнадцатилетняя Мария Девольская (Севастополь), - светятся от счастья: «О, смотри, как мне шлем прорубили», «А мне хорошо бока намяли!» Но ради этого они ведь сюда и приезжают.

- Мария, - спрашиваю я, - как вы себя ощущаете в образе Прекрасной Дамы? Какие требования к вам предъявляет ваш рыцарь?

- Мне очень нравится то, что раньше Прекрасная Дама должна была быть идеалом духовного и телесного совершенства. И ключевым моментом было служение рыцаря его Даме, выполнение ее требований и защита от врагов.

- А как, Мария, вы относитесь к обстоятельству, что раньше Прекрасной Дамой выступала, как правило, женщина замужняя, хозяйка замка и жена сеньора, которому служил рыцарь?

- Я думаю, что раньше рыцари все больше создавали образ Прекрасной Дамы в своем воображении. Но в наше время лучше все-таки быть незамужней Прекрасной Дамой, ибо неизвестно, как поведет себя родной супруг в ответ на пусть и возвышенные чувства благородного рыцаря.

Фото Игоря Арчибасова.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта