Не хлебом единым,
или Как убыточная аптечная сеть стала прибыльной
Людмила АРИНИЧЕВА
Все, кому довелось 17 июля проходить по Дербеневской набережной, наверняка обратили внимание на украшенный гирляндой из воздушных шаров вход в аптеку №6/156. На зелено-белой вывеске значится: «Государственное унитарное предприятие города Москвы «Столичные аптеки». А те, кто вошел внутрь аптеки, были приятно удивлены ее оформлением. Сверкающие новизной витрины, стены, окрашенные в пастельный бирюзовый цвет, улыбающиеся сотрудники в белоснежной униформе, вручавшие посетителям не только покупки, но и подарки по случаю открытия аптеки после капитального ремонта... Пожилая дама, видимо, живущая по соседству, даже всплеснула руками: «Просто чудеса!» Однако чудом такое преображение вряд ли можно назвать.
Немного истории. Правительство Москвы принимает решение создать крупнейшую в городе государственную аптечную сеть ГУП «Столичные аптеки», в которую должны были войти около 250 самостоятельных аптек, ГУП «Аптечный склад №1» и ГУП «Фармакоптево». Для достижения поставленной цели в марте 2005 г. создается рабочая группа из современно мыслящих специалистов, которые в кратчайшие сроки стали готовить предприятие к объединению. Всего через 8 месяцев предприятие заработало как единое целое.
- Изначально сеть была убыточной, - вспоминает руководитель ГУП «Столичные аптеки» Михаил РЕМИЗОВ. - Долги составляли десятки миллионов рублей. Только благодаря грамотному менеджменту сеть, во-первых, устоялась как сеть, а во-вторых, стала приносить прибыль. За прошедшие два с половиной года не только выплачены все долги, но и активно вкладываются средства в развитие предприятия.
- Точнее в ремонт помещений, которые занимают аптеки?
- Не совсем так. Наша задача не стены ремонтировать, а приводить аптеки к стандарту. Это и отремонтированное в корпоративном стиле помещение, и функциональная мебель, удобная для организации работы по современным технологиям, и оборудование, позволяющее всем подразделениям предприятия работать в едином информационном пространстве. К стандарту также надо отнести единую форму одежды и корпоративный стиль общения, которому присущ элемент некоего положительного запоминающегося однообразия. Доброжелательность.
Размах, с которым реорганизуется сеть, удивляет и восхищает. Для переоснащения, с одной стороны, закрывают аптеки, давно не ремонтированные, с текущими крышами и прогнившими водопроводными трубами, а с другой стороны, аптеки с высоким экономическим потенциалом, вложение средств в которые обязательно обернется ростом доходности.
Завершается ремонт аптеки на Симферопольском бульваре, много лет назад закрытой из-за почти аварийного состояния. К Дню города будет открыта аптека в Зеленограде. При ее ремонте учли, что рядом находится центр реабилитации инвалидов. Предусмотрены удобный заезд в помещение на инвалидных колясках и комфортное перемещение внутри аптеки. Все соответствует самым высоким требованиям к условиям, создаваемым для передвижения инвалидов. Планируется переделать под открытую выкладку товара аптеку, расположенную рядом со станцией метро «Шаболовская». После объединения она резко прибавила в обороте, однако резервы для роста еще не исчерпаны. По многочисленным просьбам населения начали ремонт много лет назад закрытой аптеки на Котельнической набережной. Скоро она откроется. Идет ремонт в аптеках на Бакунинской и Абельмановской улицах.
В сентябре будет отремонтирована аптека на Ленинском проспекте, ранее называвшаяся «Нескучный сад». При создании сети ее товарооборот составлял 1,5 млн. руб., увеличение до 2 млн. руб. считалось нереальным, а сейчас коллектив аптеки планирует перешагнуть планку в 5 млн. руб. в месяц. В планах - приведение к стандарту аптек на Смоленском бульваре, на Мясницкой и Комсомольском проспекте...
Что же служит толчком к росту рентабельности в сети? Разумеется, не свежевыкрашенные стены. Хотя и они способствуют повышению привлекательности аптек.
Повышение рентабельности предприятия - это результат правильно выбранной стратегии развития предприятия, профессионализм и энтузиазм сотрудников плюс современные технологии.
На предприятии создан Центр единого заказа, где в автоматическом режиме принимаются заявки аптек на доставку необходимых лекарств, анализируются электронные накладные на препараты по согласованным ценам, проверяется, нет ли в накладной серий, подлежащих изъятию согласно письмам Росздравнадзора. Кстати, последнее - благоразумная перестраховка, так как предварительная проверка качества лекарств осуществляется поставщиками.
Когда создавалась государственная аптечная сеть, большинство сотрудников не умели работать на компьютере, а электронная почта казалась чем-то космическим. За два с половиной года практически все процессы компьютеризированы, и многотысячный коллектив предприятия обучен обращению с компьютером. Даже традиционные служебные записки теперь подаются в электронном виде. Пока в рамках эксперимента отрабатывается модель учета поступающих документов, их переадресации сотрудникам и организации контроля за подготовкой своевременных ответов. Удобство и оперативность такой служебной переписки уже оценили сотрудники аптек Восточного административного округа, где проводится эксперимент.
У предприятия есть собственный сайт. Его адрес: www.citypharm.ru. Загляните туда, и вы узнаете, что ГУП «Столичные аптеки» - это крупнейшая в России и единственная в Москве сеть государственных аптек, причем наделенных социальными функциями. Только здесь сохранились аптеки с рецептурно-производственными отделами. На сайте приведены их адреса, а также адреса аптек, торгующих кислородом, пиявками, вакцинами и сывороткой. Такого больше нигде нет.
- ГУП «Столичные аптеки» начало жить нормальной «сетевой» жизнью, - констатирует Михаил Ремизов. - Теперь важно, чтобы каждый сотрудник предприятия понимал, что от качества его труда зависит и финансовый итог работы всего предприятия, и его собственный заработок.
- Мы ввели прозрачную систему оплаты труда, - уточняет руководитель аптечной сети Светлана КРУГЛОВА. - Кроме твердого оклада, провизоры и фармацевты получают доплаты и надбавки за выполнение определенных условий работы, что позволяет увеличить заработную плату примерно на 40%. При этом каждая аптека в состоянии сама подсчитать, сколько заработала за месяц.
И хотя заработки на предприятии достойные, руководство, заинтересованное в сохранении квалифицированного коллектива, окружает своих сотрудников заботой и вниманием.
Собралась женщина в декрет - ей подносят набор кремов, в том числе от растяжек, а после родов - в подарок комплект для ухода за новорожденным.
Приближается лето - сотрудникам, имеющим детей, предоставляются бесплатные путевки в оздоровительные лагеря. Если же родители сами позаботились об отдыхе сына или дочери, им выплачивается компенсация в размере 5 тысяч рублей. В остальное время года то походы в зоопарк для детей организуют, то на экскурсию в музей игрушек приглашают.
- Уже дважды проводили выставки детских рисунков, - говорит руководитель кадровой службы Наталья ЗЕЛЕНСКАЯ. - Всех участников наградили грамотами и наборами красок и фломастеров. Лучшие рисунки размещены на нашем сайте в интернете. Хорошая идея. Ведь не хлебом единым жив человек.