Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Безумно влюбленный

Татьяна ГАРМИЗЕ

Роман англичанина Питера Джеймса «Прыжок над пропастью» (издательство «Центрполиграф») изумляет пуще прежних романов этого автора. Не только тем, что писатель никогда не повторяется, и каждое новое произведение, то бишь преступление, а тем более преступления, заставляет читателя содрогаться при мысли об изощренности и неуемности извергов рода человеческого. В конце концов библиография мировой кримбеллетристики хранит немало имен и сюжетов, славных богатством воображения, замысловатостью многоходовок, непредсказуемостью развязки. И как ни силен Джеймс в моделировании жестоких преступлений, как ни изощрен в построении запутанных лабиринтов преступного замысла и воплощения, как, наконец, ни дотошны его герои-сыскари, - небожители детективного Олимпа (По, Честертон, Дойл, Кристи с Чейзом и Жапризо со Стаутом и Кингом) наверняка взирают на его творения с вершин жанра благосклонно, но без раболепства.

В самом деле: три романа Джеймса («Убийственно просто», «Убийственно красиво» и «Убийственно жив»), залпом выстрелившие в прошлом году в самую гущу до одури парфюмированного отечественного дамского детектива, при всей их драматургической брутальности и английской основательности (мисс Агата и мистер Конан остались бы довольны соотечественником) лишь слегка выходят за рамки высокопрофессиональной, но все же традиционной детективной прозы. Да и выразился «заступ» за линию фабульного старта и финиша, пожалуй, лишь в тонких, как малозначительные былинки генеалогического древа, отростках личных переживаний героев, словно их родословная берет начало лишь в событии преступления, а жизненные соки, все без остатка, отданы расследованию. Даже суперинтендент Грейс, сыщик милостью божьей и явный любимчик Джеймса, гуляет по страницам этих трех романов строго от места преступления к моргу или в рабочий кабинет, лишь изредка приподнимая перед читателем маску профессионала и позволяя на миг, мельком засечь страдальческую гримасу, к примеру, отчаяния на волевом англосаксонском лице.

В «Прыжке над пропастью» изменена или отменена вовсе успешно работавшая в «убийственных» романах Джеймса авторская тайнопись, введен новый код секретного замысла, незатейливо-последовательная раскадровка событий уступила место драматургии монтажа: крупный план, ретроспектива, массовка, стоп-кадр. Эпизоды счастливой семейной жизни преуспевающего пластического хирурга, красавца Росса Рансома и обожаемой им жены, красавицы Веры Рансом перебиваются воспоминаниями героини о детстве, молодости, раннем замужестве, и воспоминания эти - не какой-то там бытовой «оживляж» сюжета, а очищающий душу, спасительный самоанализ личности, оказавшейся на краю пропасти. Россу Рансому писатель в «самостоятельных» воспоминаниях о детстве отказывает: ТАКИХ воспоминаний взрослому Россу не выдержать. О Россе писатель предпочитает рассказывать лично.

…Рядовая для богатой семьи поездка на отдых в Таиланд и страшные для Веры последствия поездки стали отправной точкой не только для трагического надлома в элегическом повествовании о жизни благополучной четы. Надлом происходит и в душе смертельно больной героини. «Она никогда не стремилась к богатству. Ей хотелось только одного: любить и быть любимой». Двенадцать лет назад ей казалось, что веселый, заботливый врач-ординатор Росс Рансом, за которого она согласилась выйти замуж, и есть ее суженый. А он превратился в чудовище с отвратительным характером. Знакомство с Оливером Кэбботом оказывается катапультой, поднимающей Веру к вершинам истинной любви… Рвется ввысь и ее муж, только его вершина – это пик зла, однажды им уже покоренный. «…В правой руке мальчик сжимал тяжелую канистру с бензином… В кармане у мальчика был коробок спичек. В сердце полыхала ненависть». Тогда в пламени ненависти сгорела ненавидимая им мать и ее любовник. Теперь он, сам опаленный ревностью и изменой всегда послушной жены, которую он, как Пигмалион, перекраивал и сшивал заново по своему вкусу, создав прекраснейшую из Галатей, - теперь Рансом с безумством Герострата готовит пыточный костер для обожаемой жены и ненавистного Кэббота.

Контракт с частным сыщиком на слежку за женой; заказное убийство брата-близнеца Оливера; филигранно организованное доведение Веры до сумасшествия, замаскированного под болезнь Лендта; умерщвление пациентки-аристократки, замаскированное под «попадание инфекции в мозг»… Триллер чистой воды. Но «воды»-то как раз и нет в этом романе. До нюансов, до запятых психологически выверены диалоги и внутренние монологи; физиологически, выражусь так, достоверны и оттого еще более пугающие симптомы приступов болезни у Веры; тщательно, как, впрочем, всегда у Джеймса, прописаны детали профессиональной деятельности героев, будь то сыщик, хирург-пластик, судмедэксперт; объемны образы не только главных героев романа, не только Вериной матери и отца Росса и сына Веры Алека, но и совсем вроде бы «сторонних» персонажей типа медсестры в больнице, где умирает мать Росса, или «подельника» Росса доктора Риттермана… Отмечу и многомерность существующего в романе пространства: затерянный в глуши дом, где пытаются укрыться герои, больница, куда Росс упрятал жену, комнатка, где мучается угрызениями совести частный сыщик – кратко, но емко и живописно очерченная топография действия романа тоже работает на сюжет, настрой, тональность повествования.

Психологический триллер «Прыжок над пропастью» - безусловная профессиональная удача Питера Джеймса. И, надо думать, не последняя: после ошеломительного успеха написанных им в последние пару лет «убийственных» романов наши издательства наперегонки переводят и издают написанное им ранее. А он, если судить по «Прыжку…», раньше писал как минимум не хуже.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта