Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Вместе весело читать

Мария ЩУРИК

На дворе век информационных технологий. Биометрические паспорта, электронные чипы, нескончаемые потоки цифровой информации... Такое ощущение, что еще каких-то несколько лет, и люди вообще забудут о существовании таких предметов, как ручка и тетрадь. Ведь их сегодня все чаще заменяет компьютер. Даже учителя нередко присылают домашние задания по почте и дают адреса интернет-сайтов, на которых, по их мнению, школьники смогут почерпнуть ценную информацию. К счастью, не все.

Людмила Кузнецова, учитель русского языка и литературы центра образования №1601, остается сторонницей классического образования. Нет ничего понятнее и полезнее для детей, чем живое общение с ними. Так считает победитель окружного этапа городского конкурса «Учитель года-2008» Людмила Кузнецова. Стоит отметить, что для нее, имеющей 19-летний стаж работы учителем, важнее и приятнее не то, что она побеждает в конкурсах, а то, что добивается своих педагогических целей, обучая детей: «Учить детей более сложно потому, что это более ответственно. Конкурс - случай. Удачи или неудачи, причем при неуспехе, неудаче «пострадаю» только я, а если что-то не будет получаться в процессе воспитания детей, то здесь все обернется гораздо более серьезными последствиями».

И реальный, каждодневный урок для педагога гораздо сложнее, чем урок показательный. Поэтому она никогда не репетирует ход урока. И на всех этапах конкурса Людмила Анатольевна давала разные уроки.

«На первом уроке мы работали со сложным рассказом Александра Куприна «Гранатовый браслет», - рассказывает словесница. - Ученики анализировали произведение, но никаких заранее подготовленных вопросов и ответов не было. Дети показали то, что они действительно умеют делать».

Педагогические цели Л. Кузнецовой как учителя русского языка - максимальная грамотность подопечных и «как можно более полная подготовка к ЕГЭ». С введением единого госэкзамена преподавателю пришлось пересмотреть все принципы и направления работы. Теперь важно не только обучить детей грамотности, но и подготовить их к сдаче экзаменов в новой форме. Как говорит сама учительница, к преподаванию русского языка она подходит с позиций профессионала: четко представляет, что нужно делать и какими методами этого можно добиться. Но литература - это более творческий процесс, а следовательно, он менее предсказуем. И экзамен в форме ЕГЭ по этому предмету даже в теории кажется нелепым. «Как можно эмоции и чувства загнать в этот вопросник?» - недоумевает педагог. Ведь первоочередной задачей в литературе для нее является работа с эмоциональной сферой ученика. А что станет с литературой без эмоциональности? В лучшем случае она превратится в неживой предмет, в худшем - вообще исчезнет.

Предотвратить это не в силах обычных учителей. Но в их возможностях - привить детям любовь к русскому слову, книге, живой речи, в чем и преуспевает каждый день Л. Кузнецова. У нее есть два специальных приема, обязательных пункта программы. Во-первых, она читает на уроках. Читает для того, чтобы и при наличии компьютера дети смогли сохранить любовь к книге.

«Когда красиво и выразительно звучит классический текст, который сам по себе необычайно интересен, когда дети слышат звучание живого русского слова, - говорит Людмила Анатольевна, - они понимают, что компьютер и книга - совершенно разные вещи. Я чувствую, что книги они любят и читать они будут».

Во-вторых, Л. Кузнецова постоянно проводит уроки, посвященные обсуждению того, что ее подопечные прочитали сверх школьной программы. Таким образом учитель поощряет инициативу своих учеников: они сами определяют, какие литературные произведения для них интереснее.

И эти ее методы работают. По крайней мере книга у детей не вызывает негативной реакции. Она не кажется им архаизмом, пережитком прошлого, напротив, они видят в книге неисчерпаемую сокровищницу, драгоценностей в которой хватит еще на долгие века.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта