Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Маятник поневоле

Олег ЮРЬЕВ

В последние несколько месяцев вопрос образования агломерации, состоящей из Москвы и области, обсуждается на самых разных уровнях. Выступают сторонники, им изредка оппонируют скептики. Однако очевидно, что пока политики, общественные деятели и пресса увлеченно дискутируют возможность и перспективы такого административного новшества, сами люди – москвичи и жители Подмосковья - уже решили для себя этот вопрос: они давно живут одной жизнью.

Все большему количеству жителей Московского региона становится трудно идентифицировать себя однозначно. Да и как это сделать, например, человеку, родившемуся в столице, живущему в области, работающему и здесь, и там? А как быть с теми, кто, живя в области, каждый день отправляется работать в город? Выходит, что бюджетные услуги они получают по месту жительства, а налоги с доходов платят столице. И таких, по разным экспертным оценкам, насчитывается от 800 тысяч до 1,2 млн. человек. Даже термин специальный изобретен для этого явления – маятниковая миграция. Ее уровень сам по себе является характерным показателем интегрированности региона. По словам заместителя генерального директора НИиПИ Генплана Москвы Олега Баевского, «по тому, как увеличиваются потоки людей, как меняется структура приложения труда в Московском регионе, можно говорить о том, что процесс интеграции двух регионов абсолютно реален и очевиден».

По большому счету ничего ужасного в маятниковых мигрантах нет. Они есть в любых крупных агломерациях мира. Какое-то количество людей непременно живут в пригородах, а работают в городе. Вопрос состоит в том, помогают ли власти таким гражданам или, наоборот, ставят палки в колеса и всячески усложняют жизнь наличием искусственной границы поперек их повседневной жизни. Есть и другой вопрос – когда достигается предельный уровень миграции, то есть, говоря проще, когда самим мигрантам становится невыносимо и невозможно добраться утром на работу, а вечером – домой, то становится очевидным, что в процесс уже необходимо вмешиваться сверху, чтобы решить множество общих для двух субъектов проблем.

Началом активной маятниковой миграции область - Москва принято считать 90-е годы, когда большая часть градообразующих предприятий Подмосковья оказалась закрыта. Даже в эти непростые времена с работой в столице было получше, чем в области, поэтому ее жители быстро освоили те вакансии, которые не были востребованы самими москвичами. Сейчас напряженность столичного рынка труда несоизмеримо выше, а уровень зарплат все так же выгодно отличается от областного и общероссийского. Поэтому маятниковыми мигрантами становятся не только жители области, но и россияне из разных регионов, снимающие жилье в области и работающие в Москве.

С ростом общего благосостояния россиян в последние годы заметно увеличилось и количество личного автотранспорта. Теперь маятниковые мигранты переполняют не только пригородные электрички и столичный метрополитен, многие из них уже ездят на работу на своей машине. Ситуация такова, что даже после реализации всех масштабных столичных проектов по реконструкции автомагистралей проблема въезда и выезда из города не будет решена окончательно, ибо все эти многополосные трассы неизбежно упираются в узкие разбитые дороги соседнего региона – Московской области.

Вероятно, замечая эту разницу в подходах столичных и областных властей, уже в 2006 году большинство жителей Подмосковья высказывались за объединение регионов. По словам руководителя управления маркетинговых исследований ВЦИОМ Никиты Чулочникова, опрос ВЦИОМ показал, что 66% жителей области выступали за объединение и 40% были уверены, что от этого выиграет само Подмосковье.

Нет повода сомневаться в том, что если бы в области существовал достаточно разнообразный и динамичный рынок труда, множество теперешних маятниковых мигрантов с удовольствием поменяли бы место работы. А такая перспектива имеется – у столичных властей есть проект создания городов-спутников, которые не станут новыми спальными районами, а напротив – центрами деловой активности, у которых со временем появятся свои пригороды. О том, что многие московские бизнесмены давно хотят переместиться в область, говорил недавно и вице-президент общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Алексей Кожевников. По его словам, доступ инфраструктуры и помещений для бизнеса в Москве крайне затруднен, арендные ставки все время повышаются. Для того чтобы выжить, необходимо перемещаться в область, и этот процесс уже идет. Как сказал заведующий лабораторией градостроительных исследований МАРХИ Федор Кудрявцев, «первыми выходить за пределы столицы стали промышленные предприятия. Потом появилась мода на загородную жизнь. Сейчас уже можно говорить о переезде офисных площадей в Подмосковье». Однако там инфраструктура пока оставляет желать лучшего. Многие московские бизнесмены уже выразили свою готовность инвестировать немалые средства в область в случае создания агломерации. Для жителей области это прежде всего означает появление новых рабочих мест, тех самых, из-за которых они тратят сейчас полжизни в пробках и переполненных электричках. Никто не ставит перед собой задачу побороть маятниковую миграцию, но очевидно, что в случае образования агломерации, деловая активность и инвестиции наконец распределятся более равномерно и менее централизованно. Это означает, что у тысяч людей появится возможность найти достойную работу вблизи от дома. А жизнь тех, кто продолжит двигаться в ритме маятника, станет гораздо комфортнее.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта