Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Работодателю на заметку

В марте наша газета начала знакомить читателей с материалами брошюры «Московская городская система обязательного медицинского страхования в вопросах и ответах. В помощь страхователю». Это издание, подготовленное к печати коллективом МГФОМС, призвано повысить уровень информированности работодателей в вопросах, связанных с реализацией их прав и обязанностей в системе обязательного медицинского страхования. В первой публикации речь шла о правосубъектах системы ОМС, о порядке и сроках регистрации страхователей в территориальном фонде ОМС, об ответственности страхователей за нарушение срока подачи в территориальный фонд ОМС заявления о регистрации и о поводах к возбуждению дела об административном правонарушении.

Сегодня предлагаем вашему вниманию главы из нового сборника, рассказывающие о порядке составления протокола об административном правонарушении, о судебной практике, о налоговых платежах и о договорах обязательного медицинского страхования.

Протокол об административном правонарушении.

Порядок составления и ведения

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения согласно статье 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или юридическом лицах, в отношении которых оно возбуждается, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

При составлении протокола правонарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая отметка в протоколе и заверяется подписью нарушителя/представителя с указанием фамилии, имени, отчества. После ознакомления с протоколом правонарушитель, в отношении которого возбуждено дело, вправе представить свои объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, совершившим данное правонарушение/представителем, и начальником Учетно-контрольного управления - филиала Фонда. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, а не обязанностью. В случае отказа правонарушителя подписать протокол в нем делается соответствующая запись, правонарушитель же вправе изложить мотивы своего отказа.

Протокол составляется в 3-х экземплярах. Первый направляется (передается) в суд, второй - правонарушителю, третий подшивается в дело страхователя. Копия протокола вручается под расписку правонарушителю, в протоколе ставится отметка о его получении.

Судебная практика

С 01.07.2002 года (с момента вступления в силу КоАП) до 01.10.2007 г. должностными лицами Фонда возбуждено 1881 дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц страхователей, нарушивших установленный срок постановки на учет в МГФОМС. Судами рассмотрено 1741 дело. По 1546 делам приняты постановления о привлечении должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа за нарушение срока постановки на учет в органе государственного внебюджетного фонда.

Значительная часть этих дел, рассмотренных в судах в 2006 - 2007 гг., относится к адвокатам, которыми оспаривались составленные Фондом протоколы при рассмотрении дел в судах, а также опротестовывались принятые судьями постановления о признании их виновными по статье 15.3 КоАП и привлечении к административной ответственности в виде штрафа.

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ст. 9.1) и Правила регистрации страхователей в территориальном фонде ОМС возлагают равные обязанности на все категории страхователей зарегистрироваться в ТФОМС, в том числе на частных нотариусов и адвокатов. Однако большинством из них оспаривались составленные Фондом протоколы при рассмотрении дел в судах, а также опротестовывались принятые судьями постановления о признании их виновными по ст. 15.3 КоАП и привлечении к административной ответственности в виде штрафа.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 г.

№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката. При этом удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, которое выдается территориальным органом юстиции (статья 15 Закона).

Таким образом, статус адвоката подтверждается только территориальным органом юстиции Российской Федерации, который вносит сведения об адвокатах в соответствующие реестры, формирует реестровые дела адвокатов на основании распоряжения территориального органа Министерства юстиции (приказ Минюста от 29.07.2002 г. № 211 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации»).

Учитывая изложенное, адвокат является лицом, специально уполномоченным государством в лице территориального органа Министерства юстиции РФ и имеющим право осуществлять адвокатскую деятельность.

Положение статьи 2.4 КоАП не содержит четкого состава должностных лиц, в отношении которых может быть возбуждено административное производство. В статье лишь в общих чертах определены критерии, которым должны отвечать такие лица. Адвокаты полностью им соответствуют и могут быть привлечены к административной ответственности наравне с другими должностными лицами. Иное толкование норм, установленных статьями 15.3 и 2.4 КоАП и примечания к ним, фактически приводит к освобождению от административной ответственности адвокатов при условии возложения на них законом обязанности в установленный срок зарегистрироваться в ТФОМС. По сути это означает нарушение принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, установленного Конституцией РФ и ст. 4 КоАП, согласно которой лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Кроме того, в соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Как уже отмечалось, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном указанным федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской (статья 1 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-Ф3).

Адвокатская помощь - комплексное воздействие на правоотношение с целью достижения результата, наиболее благоприятного для доверителя. Целью адвокатской деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В законе прямо установлены случаи, когда такая помощь обязательна. При отсутствии средств на ее оплату она может быть оказана на безвозмездной основе или оплачена за счет государства. В результате оказания такой помощи адвокат не извлекает прибыли.

Цель же предпринимательской деятельности состоит именно в извлечении прибыли средствами и способами, не запрещенными законом. К предпринимательской, по содержанию максимально приближенной к адвокатской, является деятельность по оказанию платных юридических услуг. Порядок осуществления предпринимательства регламентируется иными, по сравнению с регламентирующими адвокатскую деятельность, законами (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

Ввиду вышеперечисленных различий государство обеспечивает адвокатам особый порядок приобретения соответствующего статуса, гарантии их независимости (статьи 9 - 13, 18 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-Ф3), а также отличный от имеющегося у предпринимателей порядок уплаты налогов (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, положение статьи 15.3 КоАП, устанавливающее, что административная ответственность не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на адвокатов не распространяется.

Исполнение страхователем обязанности по уплате страховых взносов (налоговых платежей)

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование, в том числе за счет поступающих от страхователей-организаций в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования средств единого социального налога и других налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам. Поэтому для укрепления ее финансовой базы важно усиление заинтересованности и ответственности страхователей в добросовестном исполнении обязанности по внесению страховых взносов (налоговых платежей) в фонды ОМС.

С 1 января 2001 года контроль за правильностью уплаты единого социального налога осуществляют налоговые органы. В этой связи пунктами 13 и 15 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.10.00 г. № 1462-р предусмотрено осуществление ежеквартального обмена по согласованным формам и технологиям между налоговыми органами и территориальными фондами ОМС информацией, необходимой для исчисления и уплаты единого социального налога и осуществления обязательного медицинского страхования, а также информацией о выявленных фактах нарушения законодательства по уплате единого социального налога.

Во исполнение указанного распоряжения между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной налоговой службой заключено Соглашение по информационному взаимодействию от 06.09.2005 г. № 4259/20-1 и № САЭ-27-05/5, предусматривающее обмен информацией на федеральном и региональном уровнях. Для реализации указанного Соглашения сторонами утвержден Протокол информационного обмена от 14.12.2005 г., устанавливающий порядок взаимного обмена информацией в электронном виде, в том числе предоставления налоговыми органами территориальным фондам ОМС перечня налогоплательщиков, имеющих задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в фонды ОМС. Утвержден Технический регламент информационного взаимодействия между УФНС России по г. Москве и МГФОМС при передаче информации в электронном виде в рамках задачи «Автоматизация процессов передачи данных отчетов по формам, предусмотренным Соглашением по информационному взаимодействию между ФНС России и ФФОМС».

В соответствии с вышеуказанными документами Фонд ежеквартально получает из УФНС России по г. Москве данные о задолженности налогоплательщиков в МГФОМС и ФФОМС, которые отражаются в лицевых карточках страхователей и используются при осуществлении контрольной работы по платежам в фонды ОМС.

Для повышения уровня мобилизации налоговых платежей в фонды ОМС Фонд ежеквартально направляет в Управление ФНС России по г. Москве списки страхователей, от которых не поступили платежи в МГФОМС и ФФОМС в истекшем квартале, с целью обеспечения взыскания с налогоплательщиков, включенных в списки, не уплаченных в срок сумм единого социального налога в фонды ОМС.

Постановлениями Правительства Москвы от 07.03.2006 г. № 157-ПП «О городской целевой программе развития здравоохранения «Столичное здравоохранение» на 2006 - 2007 гг.» и от 29.04.2008 г. № 334-ПП «О территориальной программе государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи на 2008 г.», составной частью которых является Московская городская программа ОМС, также предусмотрена оптимизация информационного взаимодействия с налоговыми органами при государственной регистрации страхователей в Фонде с целью обеспечения мониторинга налоговых поступлений с применением программно-технических решений комплексных информационных технологий, повышение эффективности мониторинга, контроля, анализа и прогнозирования поступлений средств ОМС.

Важным решением, нацеленным на повышение уровня мобилизации налогов в г. Москве, явилось создание Межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов, созданной в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 24.05.2006 г. № 867-РП, в состав которой входит заместитель Исполнительного директора МГФОМС. На территории административных округов г. Москвы созданы рабочие группы (комиссии) по рассмотрению указанных вопросов, членами которых являются начальники УКУ - филиалов Фонда.

На заседаниях Межведомственной комиссии рассматриваются вопросы по организации работы с предприятиями и организациями города Москвы, имеющими задолженность по выплате заработной платы 500 000 руб. и более, выплачивающими заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня, и с убыточными организациями. Рабочие группы (комиссии) осуществляют рассмотрение вопросов по организациям, имеющим задолженность по выплате заработной платы менее 500 000 руб., выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня, и рассматривают причины убыточности организаций города Москвы по перечням, направляемым Комитетом города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве).

МГФОМС также участвует в работе Комиссии при УФНС России по г. Москве по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда.

Правилами зачисления единого социального налога на счета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2001 г. № 3н (по согласованию с Банком России, МНС России, Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования), предусмотрено, что органы федерального казначейства ежедневно передают органам государственных социальных внебюджетных фондов выписки из сводного реестра по соответствующим кодам бюджетной классификации (КБК) доходов бюджетов Российской Федерации (по мере поступления платежей по налогу и сумм недоимки по страховым взносам).

На основании информации о платежах в фонды ОМС, получаемой из Управления Федерального казначейства по г. Москве, в Фонде ведется учет поступивших платежей по каждому страхователю и осуществляется систематический (ежедневный) и периодический (по результатам сверки данных со страхователями) контроль за своевременным и полным поступлением платежей, перечисленных страхователями.

Систематический контроль основан на ежедневном анализе поступившей информации о платежах и отборе страхователей, не перечисливших либо ошибочно перечисливших единый социальный налог, по задаваемым признакам (отсутствие платежей в оба фонда ОМС или в один из фондов ОМС; последний платеж отличается по величине от средней ежемесячной суммы платежа с начала года; выявление платежей в МГФОМС, ошибочно перечисленных в ФОМС, и др.). Информация о выявленных нарушениях направляется в налоговые органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Периодический контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонды ОМС осуществляется путем сверки платежей со страхователями по итогам отчетного года и регулярных сверок по платежам текущего года. При проведении сверки поступления платежей в фонды ОМС страхователь представляет в УКУ - филиал Фонда по месту своей регистрации копии платежных поручений, подтверждающих перечисление платежей в фонды ОМС. В ходе сверки выявляются платежи, снятые с расчетных счетов страхователей, но не поступившие, ошибочно поступившие или несвоевременно поступившие в фонды ОМС по вине страхователей, обслуживающих их банков или казначейства.

Основные причины не поступления (несвоевременного поступления) платежей в фонды ОМС следующие:

- страхователи неверно указывают КБК в платежных поручениях на перечисление единого социального налога в МГФОМС (вместо кода ТФОМС указывается код ФФОМС либо наоборот, или код по другим налогам);

- органы федерального казначейства допускают ошибки при зачислении платежей в фонды ОМС (платежи, перечисленные страхователями в МГФОМС, зачисляются в ФФОМС, либо наоборот, или в другие государственные социальные внебюджетные фонды и в федеральный бюджет);

- платежи поступают в фонды ОМС с задержкой (свыше

3-х дней) по вине банков или органов федерального казначейства.

В результате Фонд недополучает суммы налогов в установленные законом сроки. По итогам года суммы таких платежей составляют 1 - 2 % от общей суммы налоговых поступлений.

По результатам сверки принимаются следующие меры:

- страхователи, неверно указавшие КБК в платежных поручениях на перечисление платежей в МГФОМС и ФФОМС, уведомляются о необходимости погашения образовавшейся задолженности в фонды ОМС;

- о выявленных случаях незачисления (неправильного зачисления) в фонды ОМС платежей, перечисленных страхователями, уведомляются налоговые органы и страхователи.

Многолетний опыт Фонда по проведению сверок со страхователями свидетельствует о высокой эффективности такой формы контроля, позволяющей оперативно выявлять непоступившие суммы платежей в фонды ОМС и принимать меры по их урегулированию через налоговые органы.

Сравнительный анализ данных сверки со страхователями за 2001 - 2006 годы свидетельствует о существенном снижении (в 5 раз) удельного веса страхователей, по которым выявлены платежи с нарушениями: в 2001 - 2002 гг. - 54,3 %, в 2003 г. - 23,3 %, в 2004 г. - 12,5 %, в 2005 г. - 11,0 %, в 2006 г. - 10,6 %.

Получение и обмен информацией через Интернет

Для обеспечения страхователей информацией о поступлении в фонды ОМС платежей в Фонде разработаны программные средства, позволяющие страхователям, имеющим доступ в Интернет, получать подтверждения из Фонда по каждому платежу на ОМС (функциональный сервис процесса оперативного мониторинга данных по поступлению средств от страхователей в системе ОМС г. Москвы - сокращенно ФС МС). Для получения начального доступа в ФС МС страхователь может письменно обратиться в УКУ - филиал Фонда по месту своей регистрации, где ему выдадут извещение, в котором указывается код первичного доступа в ФС МС и рекомендации страхователю по его использованию.

ФС МС применяется страхователями и работниками Фонда для получения информации о платежах, полученных Фондом из Управления Федерального казначейства по г. Москве. Выявление случаев непоступления платежей или ошибочного зачисления платежей является основанием для своевременного выяснения причин прежде всего самим страхователем путем обращения в Фонд по месту регистрации и в налоговый орган по месту учета, контролирующий правильность и своевременность уплаты налогов.

Ошибки, допускаемые страхователями при оформлении платежных поручений (чаще всего - неверное указание кодов бюджетной классификации), а также ошибки органов федерального казначейства при зачислении платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды приводят к недополучению Фондом средств на ОМС в установленные законом сроки. Применение ФС МС позволяет страхователям получать необходимое подтверждение из Фонда по каждому платежному поручению без посещения Учетно-контрольного управления - филиала Фонда по месту регистрации. Сервис обеспечивает получение такой информации через Интернет и способствует повышению эффективности контроля поступления средств на ОМС от страхователей в г. Москве.

Страхователь для получения информации через ФС МС должен зарегистрироваться в качестве пользователя сервиса. Это осуществляется на добровольной основе в два этапа. На первом этапе страхователь обращается в Фонд по месту регистрации и получает Код первичного доступа (КПД) к информации о собственных платежах. Этот код является уникальным и постоянным для каждого страхователя. КПД является конфиденциальным, известным только страхователю и не подлежит разглашению. КПД представляет собой буквенно-цифровую последовательность длиной до 20 символов. Второй этап регистрации выполняется страхователем на своем рабочем месте с применением Интернет-обозревателя (Web-браузера). Страхователь по Web-адресу ФС МС заполняет форму, в которой указывается КПД, желаемое имя пользователя, пароль и подтверждение пароля. Имя пользователя и пароль страхователь определяет самостоятельно. Второй этап регистрации может быть выполнен только один раз. Повторная регистрация с тем же КПД в ФС МС не допускается. В случае утери КПД или пароля страхователь должен лично обратиться в Фонд по месту регистрации.

Все услуги, связанные с публикацией данных страхователя, становятся доступными только после его авторизации в ФС МС по имени и паролю. Страхователь может отказаться от услуг ФС МС. Для этого используется отмена регистрации, выполняемая с рабочего места страхователя при обращении по определенному веб-адресу ФС МС.

Работа страхователей с ФС МС ведется с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Для доступа к ФС МС страхователь вводит имя и пароль (при первом входе - КПД). Страхователь получает данные о поступивших от него платежах в виде типового отчета. Дополнительно страхователь имеет возможность настраивать формы получаемых отчетов и определять (путем выбора) события, при которых они создаются. Страхователи дополнительно могут:

- просматривать и искать по задаваемым критериям данные о поступивших платежах за определенный период;

- получать необходимые нормативно-методические документы;

- знакомиться с рекомендациями Фонда и получать ответы на типовые вопросы;

- задавать через средства ФС МС вопросы представителям Фонда.

Заключение договоров обязательного медицинского страхования

Что такое договор медицинского страхования

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Одним из таких договоров является договор обязательного медицинского страхования (договор ОМС) работающих граждан, обязанность по заключению которого возложена на страхователей.

Общие требования к договору медицинского страхования определены статьей 4 Закона:

* договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС).

* Договор медицинского страхования должен содержать:

- наименование сторон;

- сроки действия договора;

- численность застрахованных;

- размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;

- перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования;

- права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.

* Форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.

* Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.

* В случае утраты страхователем в период действия договора ОМС прав юридического лица вследствие реорганизации или ликвидации предприятия, права и обязанности по указанному договору переходят к его правопреемнику.

Обязательства страховщика

и страхователя по договору ОМС

Правительство Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 4 Закона о медицинском страховании утвердило постановлением от 11.10.1993 г. № 1018 Типовой договор обязательного медицинского страхования работающих граждан. В пункте 11 указанного договора предусмотрено, что он вступает в силу с момента подписания, то есть закон предписывает исключительно письменную форму договора ОМС.

По договору ОМС страховщик принимает на себя обязательство организовывать и финансировать предоставление медицинской помощи гражданам, включенным страхователем в списки застрахованных, определенного объема и качества или иных услуг с выдачей застрахованным страховых медицинских полисов установленного образца. Объем медицинской помощи, предоставляемый застрахованным лицам в соответствии с договором ОМС, определяется утвержденной программой обязательного медицинского страхования населения.

Страховщик выдает страхователю страховые медицинские полисы на каждого застрахованного, осуществляет контроль за качеством и объемом медицинских услуг, предоставляемых застрахованным медицинскими учреждениями в соответствии с территориальной программой ОМС.

По договору ОМС страхователь принимает на себя обязательство по уплате страховых взносов (налогов, зачисляемых в фонды обязательного медицинского страхования), представляет страховщику списки застрахованных лиц с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, пола, места работы, постоянного места жительства, а также полисы ОМС уволенных работников и списки вновь принятых работников. Работники, поступившие на работу в период действия договора обязательного медицинского страхования, считаются застрахованными с момента поступления на работу.

Прекращение действия договора ОМС

и полиса ОМС

Договор обязательного медицинского страхования прекращается в случаях:

- истечения срока действия;

- ликвидации страхователя;

- ликвидации страховщика в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации;

- принятия судом решения о признании договора недействительным.

Договор страхования может быть прекращен досрочно по требованию одной из сторон. О намерении досрочного прекращения договора стороны обязаны уведомить друг друга не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения договора, если договором не предусмотрено иное. При утрате страхователем или страховщиком в период действия договора ОМС прав юридического лица вследствие реорганизации права и обязанности по настоящему договору переходят к соответствующим правопреемникам.

Действие страховых полисов, выданных в соответствии с договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти. При утрате полиса страховщик выдает его дубликат за дополнительную плату. При увольнении работающего гражданина администрация предприятия обязана получить у него выданный ему полис и передать его страховщику в согласованные сроки.

Страхователь назначает из числа своих работников представителя для координации взаимоотношений по обязательному медицинскому страхованию, о чем сообщается страховщику и застрахованным лицам. Представитель страхователя вправе получать страховые медицинские полисы (или их дубликаты) за застрахованных лиц.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта