Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Интеграция – требование времени

Юрий ОРЛОВ

Сейчас в Москве и области все больше разговоров о перспективах интеграции двух регионов. Говорят об открывающихся в этом случае новых возможностях, взвешивают различные «за» и «против», ищут вероятные выгоды. Несмотря на все старания замолчать такие обсуждения, идея интеграции буквально витает в воздухе, находя все больше сторонников.

Да и было бы, наверное, странно, если б эта идея не встречала поддержки населения. Люди не враги сами себе, да к тому же прошли за последние годы колоссальную экономическую и политическую школу. Они научились легко распознавать, какие перемены ведут к улучшению их жизни, а какие – к ее ухудшению или застою. Заодно очень многие стали неплохо разбираться в том, кто есть кто во властных структурах.

Люди и в городе, и в области рассуждают довольно просто. Ведь очевидно: отсутствие интеграции замедляет развитие, мешает дальнейшему улучшению жизни. Трудно не видеть, например, что существующие ныне административные границы тормозят решение проблемы жилья в столице. Речь идет прежде всего о таких социальных программах, как предоставление жилья инвалидам, сиротам, очередникам, строительство жилья для молодых семей. Ограничивается и рынок ипотечного кредитования.

Правда, столичные власти научились возводить больше зданий на ограниченной территории. В результате реализуются наиболее эффективные на сегодняшний день программы комплексного освоения пространства мегаполиса. Проводится комплексная реконструкция кварталов, осваиваются надпутевые пространства железных дорог и т. д. Однако затраты на подготовку площадок для строительства на пустыре и в квартале уже сложившейся застройки неодинаковы. А это ведет к увеличению себестоимости строительства и, как следствие, к уменьшению возможностей максимально быстрого и эффективного расселения нуждающихся. Если Москва будет развиваться самостоятельно, то к 2025 году на каждого жителя будет приходиться по 26 квадратных метров жилья. Если же мегаполис интегрируется с областью, то на каждого жителя придется по 36 метров жилья. Эффективным решением жилищной проблемы при интеграции города и области могло бы стать развитие городов-спутников. Такой путь позволит нуждающимся в улучшении жилищных условий получить дополнительные метры при сохранении московских льгот. Немаловажным в условиях нового курса избранного президента Дмитрия Медведева на малоэтажное строительство представляется увеличение возможностей для строительства коттеджных поселков для многодетных семей.

Общеизвестно, сколь отрицательно сказываются на интересах миллионов водителей различия в подходах властей города и области к решению все более острой транспортной проблемы. Печать уже не раз писала о том, какие бессмыслицы возникают в этой сфере. Скажем, для того чтобы построить дополнительный съезд с МКАД, необходимы переговоры сразу трех инстанций: Москвы, области и Минтранса в роли «разводящего» и умиротворяющего соперников рефери. Совершенно ясно, что если бы дорожная проблема решалась из единого центра, это облегчило бы жизнь огромной массы водителей обоих регионов.

В области сейчас начинают осуществляться планы строительства мини-городов. Но, поскольку те не обеспечены собственной инфраструктурой труда, это влечет за собой дополнительную нагрузку трудовой миграции из области в Москву по все тем же давно устаревшим узким дорогам. Причем нагрузка ежедневного подмосковного трафика на транспортную инфраструктуру Москвы возрастает такими темпами, что уже недалек день, когда в столице будет достигнут роковой предел автомобилизации населения – 500 автомашин на тысячу человек. А это будет означать неминуемый транспортный коллапс – со всеми вытекающими отсюда катастрофическими последствиями и для города, и для области.

Экспертами уже подсчитано, что даже при чисто экономической, а не административной интеграции доля ВВП на каждого москвича в этом случае увеличится в четыре раза. Сегодня жители Подмосковья получают бюджетные услуги по месту жительства, а работают в основном в Москве, где и платят налоги. Однако происходит экспансия не только областных жителей в столицу, но и москвичей в Подмосковье. Если первые ездят в Москву работать, то вторые направляются в область жить. Причем переезжающие в Подмосковье москвичи тоже, как правило, сохраняют работу в столице. Это неудивительно: напряженность рынка труда в Москве гораздо выше, чем в области. Такая ситуация порождает целый букет проблем, которые можно разрешить только на базе единой системы управления.

Cегодня Московский регион развивается таким образом, что города-спутники возводятся в непосредственной близости к Москве. «Эти города становятся по сути новыми спальными районами столицы, - отметила на днях на «круглом столе», посвященном стратегическому развитию единого Московского региона, представитель НИиПИ Генплана Москвы Ксения Ненарокова. - Отсюда транспортные проблемы, проблемы дефицита офисных помещений в столице и так далее». Ведь каждый день 1,5 - 2 млн. человек приезжают из Московской области на работу в Москву. По мнению специалистов, решением проблемы может стать создание городов-спутников на отдалении от Москвы более чем 30 километров. В этих городах нужно создать всю необходимую инфраструктуру, чтобы место жительства у людей совпадало с местом труда, и у них не было необходимости уезжать на работу в Москву.

Ни для кого не секрет, что отношения между двумя субъектами давно оставляют желать лучшего. Все факты последнего времени говорят о том, что власти Подмосковья постоянно суют палки в колеса инициативам Москвы. Искусственно нагнетаемые страсти вокруг любых спорных вопросов только обостряют дело. Правительство Москвы предпринимает огромные усилия, чтобы снизить накал этих страстей, в рамках правового поля решить все спорные вопросы. К сожалению, администрация области упорно не желает обсуждать даже давно назревшие проблемы, искать взаимоприемлемые пути выхода из трудных ситуаций.

В процесс интеграции Москвы и Московской области должны включиться федеральные власти, считает заведующий лабораторией градостроительных исследований МАРХИ Федор Кудрявцев. По его мнению, все проблемы развития Московского региона должны решаться в трехстороннем сотрудничестве между Москвой, Подмосковьем и федеральными властями. «Сейчас между Москвой и Подмосковьем существует конкуренция, - сказал Ф. Кудрявцев, выступая на том же «круглом столе». - Регионы развиваются путем конфликтов интересов. Необходим медиатор, своеобразный третейский судья, которым могут выступить федеральные власти». В результате этого сотрудничества должен быть сформирован трехсторонний документ о развитии Московского региона.

Есть все основания полагать, что идея интеграции всего Московского региона рано или поздно воплотится в жизнь. Таково настоятельное требование времени, непременное условие по-настоящему успешного, ускоренного развития и Москвы, и Подмосковья. И жители города, и области осознают это все более отчетливо.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта