Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Разжать бетонный обруч

Юрий ОРЛОВ

Достаточно даже мимолетного взгляда на карту Москвы и Подмосковья, чтобы понять, в каком абсурдном положении находится ныне столица. Словно мощным бетонным обручем окружена, сжата она МКАД. Не вздохнуть городу, не выдохнуть. Никак не выйти за пределы искусственной, неизвестно для чего придуманной границы. Невозможно ни строить в возрастающем объеме нужного людям жилья, ни проложить столь необходимых скоростных автотрасс, ни обеспечить подмосковным жителям уровень и качество жизни москвичей. Со всех сторон окружившая, нависшая над Москвой область порой напоминает чужое государство, которое душит устремленные в будущее инициативы властей столицы, мешая ей в полной мере стать мегаполисом XXI века. Об этом недавно размышлял мэр Москвы Юрий Лужков в своей статье «Москва на кромке будущего», опубликованной в одном из центральных российских изданий.

Если трезво, непредвзято оценить нынешнюю ситуацию, любой здравомыслящий человек придет к выводу: надуманное деление столичного региона на город и область тянет нас в прошлое, тормозит движение вперед. Все отдельные части региона настолько тесно связаны и постоянно взаимодействуют друг с другом, что их разобщенность в экономическом, административном и прочих планах вызывает недоумение. На протяжении длительного периода регион жил и развивался как неразделимое целое. Не только в экономическом, но и в чисто человеческом отношении – это единый организм. Сотни тысяч людей ежедневно перемещаются из города в область и обратно, трудятся в Москве, а живут в Подмосковье – и наоборот. И при этом члены даже одних и тех же семей нередко оказываются жителями разных субъектов.

Преодоление порожденных этими ошибками проблем продолжится после вступления в должность избранного президента Дмитрия Медведева. Одна из таких серьезных проблем – крайняя запущенность всей общей инфраструктуры Москвы и Подмосковья. Речь идет о разобщенности в экономической, транспортной, градостроительной, социальной сферах жизни двух регионов, которая негативно сказывается на их взаимодействии. А ведь взаимодействие – это прежде всего люди. В своих программных выступлениях Дмитрий Медведев называл инфраструктуру основой всей экономики. И подчеркивал необходимость строить ее на самом современном уровне, отвечающем потребностям экономики и повседневной жизни людей.

«У нас, – говорил Д. Медведев, – есть шанс создать современную инфраструктуру на принципиально новом технологическом уровне, с использованием самых передовых технологий». Им ставится, среди прочего, задача ускоренного строительства не только магистральных дорог, но и подъездов к небольшим деревенькам, наведения порядка на городских улицах и во дворах.

Москва оказалась едва ли не первым регионом в стране, получившим возможность приступить к поэтапному, рассчитанному на длительную перспективу решению множества сложнейших проблем, которые достались ей в наследство от прежних времен. Одной из самых острых была и остается транспортная проблема. Пропускная способность магистралей столицы близка к пределу. Нормальная организация транспортного движения возможна только при условии комплексного, системного развития всей сети городских дорог. Поэтому их проектирование и строительство стали одними из приоритетных направлений работы городских властей. Намечена прокладка новых вылетных трасс, Четвертого транспортного кольца, проводится комплексная реконструкция важнейших магистралей.

Увы, предпринимаемые усилия решить сложные транспортные проблемы в рамках одной лишь Москвы – вещь практически недостижимая. Их можно сравнить разве что с попытками создать идеальные условия жизни в отрыве от окружающего мира, в какой-нибудь отдельно взятой квартире. Ведь столица не живет в изоляции. Все ее основные трассы, радиальные дороги в конечном счете упираются в МКАД. Как можно сформировать единое транспортное пространство, добиться бесперебойного движения в масштабах всего столичного региона, если в городе проводится одна дорожная политика, а в области – другая?

Различия между Москвой и областью в подходах к решению транспортных проблем, строительству новых дорог создают огромные проблемы для водителей — и столичных, и областных. Возникла, скажем, необходимость построить самый что ни на есть незамысловатый дополнительный съезд с МКАД. Так вот, чтобы решить эту пустяковую проблему, требуются переговоры и согласования сразу трех инстанций: Москвы, области и Минтранса.

Другой пример. С большой и оправданной надеждой москвичи и гости города ждут завершения в будущем году работ по реконструкции главной трассы столицы – Ленинградского проспекта и Тверской улицы. В результате магистраль должна разгрузиться от постоянных пробок. На Пушкинской площади исчезнут светофоры, а Бульварное кольцо пройдет через тоннель. Новая транспортная развязка появится и на площади Белорусского вокзала. Район Ходынского поля получит выезд на Ленинградский проспект. Будет завершена также реконструкция развязки в районе Сокола – там, где Ленинградский проспект раздваивается на Ленинградское и Волоколамское шоссе. От Кремля до МКАД станет можно с ветерком проскочить за 20 минут. Но вот беда: на кольцевой вся эта идиллия рискует закончиться. За остальной-то участок шоссе отвечают не столичные, а областные власти.

Большое будущее и у нескольких проектируемых сейчас вылетных трасс и шоссе-дублеров наиболее перегруженных радиальных направлений. Но если каждое из них не получит достойного продолжения в области, пробки будут и дальше отравлять жизнь людей.

Как пишет в своей статье «Москва на кромке будущего» мэр Москвы Юрий Лужков, сегодня в области активно реализуются проекты мини-городов, не обеспеченных собственной инфраструктурой труда. Это создает дополнительную нагрузку трудовой миграции из области в Москву по все тем же узким, забитым машинами дорогам. Причем нагрузка подмосковного ежедневного трафика на транспортную инфраструктуру Москвы такова, что пороговое и предкритическое значение автомобилизации населения – 500 автомашин на тысячу человек – может быть достигнуто в Москве уже очень скоро. С учетом количества ежедневно въезжающих в столицу машин транспортный коллапс может произойти уже через 3 - 4 года.

Вряд ли у кого есть сомнения: если бы дорожная проблема могла решаться из единого центра, несколько миллионов водителей, да и обычных жителей обоих регионов были бы только рады. Это сняло бы множество острых проблем, от решения которых в большой мере зависят условия и качество жизни каждого и в городе, и в области.

Столица не живет от России отдельной жизнью, добиваясь каких-то успехов, она задает ориентиры и для остальных регионов. Реализуя на практике лозунг «От выживания – к качеству жизни!», Москва исходит из того, что он должен быть осуществлен во всей стране. И уж, конечно, в первую очередь это касается самого близкого и родного для москвичей региона – Подмосковья. Проблемы перед ними стоят общие, а значит, совместным должно быть и их решение. Иначе, как с тревогой отмечалось мэром Москвы Ю. М. Лужковым, нас подстерегают «риск ухудшения жизни людей, невозможность реализации долгосрочной стратегии развития всего Московского региона, инфраструктурный коллапс из-за многочисленных барьеров, шлагбаумов, искусственных границ и «блокпостов» между городом и областью». Чтобы не допустить этого, нужно разжать бетонный обруч, обеспечить давно назревшую интеграцию двух регионов. Другого пути просто нет.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта